Много лет назад я решила, что она – моя бабушка. Решила для себя и заочно
Много лет назад я решила, что она – моя бабушка. Решила для себя и заочно. И даже когда мы с ней, наконец, познакомились (вчера!), я не стала рассказывать ей эту историю.
Все-таки ей уже 90 лет...
Своих настоящих бабушек я не помню. Мало того: их не помнили толком даже мои родители. Казахстан, конец тридцатых годов, последствия голодомора и всего прочего, что происходило в то время. Мне кажется, тысячи казахов в тридцатые отдали последние силы, чтобы произвести на свет наших будущих родителей. Отдали – и ушли. Одни раньше, другие позже. Поэтому кто-то не помнит и не знает вообще ничего, а кому-то из детей посчастливилось: они запомнили голоса, руки, запах...
Папа рассказывал, что у нашей аже были маленькие руки и красивый голос.
Я так ее и искала.
Нет, я не сходила с ума, как в кино. Мне просто нужно было как-то ее представлять. Я смотрела на всех апашек на улицах: среди них были высокие и маленькие, белокожие и смуглые, в платках, сапожках-мəсi, с неизменными серебряными браслетами. Многие из них были классными! Но они говорили мне «айналайын» - и все пропадало. Я знала: не такой голос был у моей аже.
«Ее» голос я услышала много лет спустя – по телевизору. К стыду своему, я сейчас даже не вспомню, что это был за фильм. Но это были ее интонации, ее тембр, ее слова... и когда камера отъехала, чтобы показать средний план, я сразу перевела взгляд на руки актрисы.
Маленькие. С тонкими красивыми пальцами.
...Она!
С тех пор проблема «бабушко-идентификации» для меня была решена. Представляя свою аже в разное время и в разных обстоятельствах, я видела ее - актрису Тамару КОСУБАЕВУ. Молодую и удивительно красивую, благо в ТЮЗе и сегодня можно увидеть ее портреты. В элегантном возрасте и такую же красивую - благо Тамара-апай много снималась в кино. И когда ей в 70 лет дали звание заслуженной артистки Республики Казахстан, я радовалась так, будто признание, наконец-то, получил кто-то из моей настоящей родни.
А вчера, поговорив с ней, я узнала: много лет назад я «попала пальцем в небо»: ее судьба удивительно похожа и на судьбу моей мамы, и на судьбу моих аже – Тамара-апай по возрасту ровно между ними.
Она даже родилась там же – в Северном Казахстане.
- Когда начался голод, мы переехали из Павлодара в Новосибирск, - рассказывает Тамара Окиметовна. – Пять лет жили там. У меня и мама, и бабушка там похоронены. До сих пор думаю: как мы туда переехали? Я была маленькой, старшему брату было всего 20, и он нас, восемь человек, перевез. Помню двухкомнатную квартиру, неотапливаемую большую комнату, и свой первый класс - там была казахская школа.
- В Новосибирске?
- Да! И школа была, и редакция казахской газеты. Казахов там тогда было много. Когда мы с бабушкой выходили на улицу, я хоть и маленькой была, запомнила покрытых чапанами погибших людей. Они умирали от голода и холода – это же Сибирь!
Потом, уже после смерти мамы и бабушки, ее брат перевез семью – то, что от нее осталось – в Семипалатинск. Брат был грамотным и образованным: он успел в тридцатые годы закончить в Ленинграде кооперативный техникум. «Это в те времена! - всплескивает руками Тамара-апай. – Помню, он привез патефон – учил нас танцевать, какие-то платьишки...». Позже молодого специалиста направят опять в Россию, в Алтайский край, туда, где добывали золото. У брата была хорошая должность и... хорошее чутье: однажды он просто исчез.
- Ночью к нам в дверь стучали – так страшно! – искали моего брата. Но он уехал и так сумел уйти от репрессий. Мы вернулись в Казахстан. Началась война...
Брата, благополучно избежавшего репрессий, забрали в армию. Маленькая Тамара осталась одна со снохой.
- Я помню, что мне тогда почему-то все время хотелось кушать.
Еще во время войны, окончив школу-семилетку, Тамара приехала в Алма-Ату. С целью «куда-нибудь поступить». И если ей самой было все равно куда, то окружавшие ее люди видели расцветающую красоту 16-летней девочки и посоветовали «пойти в актрисы». Тогда в Алма-Ате на базе киностудии – знаменитого ЦОКСа (Центральная объединенная киностудия, когда наша киностудия слилась с «Ленфильмом» и «Мосфильмом») – работала четырехгодичная киноактерская школа, которой руководил Григорий Львович РОШАЛЬ. Вместе с юной Тамарой там учились Нурмухан ЖАНТУРИН, Байтен ОМАРОВ...
Тогда же она вышла замуж - за будущего режиссера Мурата КОСУБАЕВА. За того самого, чье руководство казахским театром юного зрителя до сих пор вспоминают так: «Тогда это был настоящий ТЮЗ! С замечательной режиссурой Мурата Косубаева...».
Именно в ТЮЗ Тамара попадет после окончания киноактерской школы. Тогда им руководила великая Наталья Ильинична САЦ.
- Это такой человек был! – вспоминает Тамара Окиметовна. – Трудолюбивый. Тонкий. Действительно – человек искусства. Она любила всех актеров. Тогда казахская и русская труппы считались, и были единым целым. Мы репетировали ночью, и я помню, как она всегда приходила с кульком конфет или еще каким-нибудь угощением. Моя работа в театре началась с репетиций «Золотого ключика, или Приключений Буратино».
- Кого вы играли? Мальвину?
- Когда я пришла, все роли уже распределили. И мне дали играть стеклянную куклу. Но через некоторое время, месяц или два, меня утвердили на роль Буратино во втором составе (в первом играла Аккагаз МАМБЕТОВА).
Тамара Косубаева проработала в ТЮЗе два года, когда управление культуры направило несколько человек, актеров и режиссеров, в «среднеазиатский ГИТИС» - театральный институт в Ташкенте, он тогда был один на всю советскую Азию. Руководителем был народный артист Узбекской СССР Александр Осипович ГИНЗБУРГ. Казахстанскими студентами – Тамара и Мурат Косубаевы, Байтен ОМАРОВ, Нурмухан ЖАНТУРИН и другие. Их сразу приняли на третий курс, и дипломным спектаклем стала пьеса «Козы Корпеш – Баян Сулу». Нурмухан Жантурин – Кодар, Баян Сулу – Тамара Косубаева...
После окончания института ее направляли в Казахский академический театр драмы, но она решила вернуться в родной ТЮЗ. Он тогда гремел не только на республику, но и на страну. Спектакль «Мятеж» по одноимённому роману Д. ФУРМАНОВА, поставленный в ТЮЗе, был награждён дипломом I степени на Всесоюзном фестивале театров юного зрителя в Москве. Поставили спектакль Мурат Косубаев и Евгений ПРАСОЛОВ (идея – журналиста Олега МАЦКЕВИЧА). В спектакле, опять-таки, участвовали и русская труппа, и казахская. На равных.
Сегодня эту традицию на казахстанскую сцену возвращает алматинский независимый театр ARTиШОК, в чьей труппе актеры играют независимо от «языкового признака». И для нас это – ново и необычно. А для поколения Тамары-апай было привычно и естественно. Она сама очень много играла на русском языке. И до сих пор удивляется, кому однажды пришло в голову поделить труппу на русскую и казахскую...
Через пару дестяков лет кому-то в голову придет еще одна «идея»: «освободить от должности» актеров, чей возраст приближался к шестидесяти и выше. Из театра уйдут основатели - Бибиза КУЛАНБАЕВА, Тамара Косубаева и другие – всего семь человек.
Когда Казахский театр юного зрителя отмечал свое 70-летие, режиссер Нурганат ЖАКЫПБАЙ, исправляя чужую ошибку, скажет, выйдя на сцену: «Никогда не надо забывать тех, кто стоял у истоков! В зале сидит один из таких людей – актриса Тамара Косубаева». Весь зал встал, приветствуя Тамару-апай.
Так же ее приветствовали на юбилее Карагандинского областного академического театра имени Сакена СЕЙФУЛЛИНА, в котором Мурат и Тамара Косубаевы проработали несколько лет. Он – главным режиссером, она – актрисой.
Она и сегодня с удовольствием вспоминает Караганду, и с таким же удовольствием – «свой» ТЮЗ. Тот ТЮЗ, с которым она объездила (в грузовике!) все аулы со знаменитым спектаклем «Алтын сака»; тот ТЮЗ, в котором она была героиней – Аягоз Ару, Акбопе, Кунбала; тот ТЮЗ, о котором ей как-то говорил актер и режиссер Тлектес МЕЙРАМОВ: «Тамара-апай, мы никогда не забудем вас на сцене, даже в самой маленькой роли...».
Когда она ушла из театра, ее спасло кино. Игра и... дубляж.
Сначала о дубляже: она дублировала самые знаменитые детские фильмы, всех детей, от одного года до двенадцати. Помните, как говорила на казахском языке Митиль в «Синей птице»? Она говорила голосом Тамары Косубаевой.
Теперь о кино: ее первая роль была в 1968 году, в фильме у знаменитого Абдуллы КАРСАКБАЕВА. «Путешествие в детство». Роль Аспет. И – как по-разному можно сказать об одном и том же фильме! В «Википедии» написано, что он «о борьбе за победу колхозного строя в Казахстане и об ожесточенных схватках с классовым врагом в годы коллективизации». А Тамара-апай сказала мне, что это «история о том, как казахи бежали в Китай».
Потом у нее будет много ролей в фильмах разных киностудий: не только в Алматы, но и в Киргизии, Узбекистане, в России – на знаменитой Свердловской киностудии. И, в том числе, в знаковых фильмах: от «Боярышника» Мурата ОМАРОВА до «Сестры моей, Люси» Ермека ШИНАРБАЕВА.
Новое время принесет совсем новое дело – съемки в рекламе и в клипах: всем нужна очень красивая бабушка. «Реклама в Казахстане началась с меня! – смеется Тамара-апай. – Вы помните, как я рекламировала пенсионные дела на билбордах и автобусах? А рекламу чая?».
- И вы по-прежнему снимаетесь в кино...
- Да, только если раньше я играла мам и бабушек, то шесть лет назад я сыграла уже прабабушку слепого мальчика Досыма в сериале «Жаным-2». Я там яблоки продаю на дороге. На съемки меня куда-то увезли, такая жара стояла... Дочка говорила: «Мама, ну зачем? В 85 лет!». Но творчество – это такая вещь. Оно не отпускает и в 85 лет. И в 90...
30 ролей в кино.
Сотни – в театре.
И еще одна роль, о которой Тамара-апай пока не знает: роль моей любимой, самой красивой, самой талантливой бабушки. У нее маленькие руки, чудесный голос и непростая судьба...
Фото из архива Тамары Косубаевой.