Богдан Джепка о проблемах инклюзии: Общественники не смогут сделать работу за госорганы

2845 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Воскресенье, 18 Сен 2022, 18:00

Почему компетентные органы часто занимают позицию наблюдателей

Недавно стало известно, что до конца года в Алматы появится ещё 54 инватакси. Также сейчас проводятся курсы для водителей автобусов по оказанию помощи особенным пассажирам.

Читайте также
Голодовка основателя "Динамо Алматы": продолжение следует

Какие проблемы остаются в городе, почему частный бизнес может безнаказанно устанавливать неправильные пандусы и почему родители детей с ментальными нарушениями не могут воспользоваться инватакси?

Об этом рассказал член общественного совета Алматы, эксперт в области развития инклюзивной среды Богдан ДЖЕПКА. По его словам, всё должно быть построено на человеческих отношениях. И общество к этому готово, но нет соответствующей почвы – системного подхода со стороны закона и госорганов.

- Один из острых вопросов – доступность общественного транспорта. Как решается эта проблема?

- Я делаю мониторинг групп в социальных сетях, где есть люди с инвалидностью и активные горожане. Знаю обращения и проблемные места в нашем любимом городе. Да и сам живу и хожу по тем же улицам.

Всегда поступает много обращений от ребят о том, что водители проезжают остановки, когда видят человека на инвалидной коляске. Я по натуре оптимист и подумал: может, они просто не знают, как помочь таким людям?

Предложил в Общественном совете Алматы такие курсы для водителей, чтобы объяснять важные моменты на практике. Вместе с коллегами написали письмо в управление городской мобильности. И вот, я на добровольных началах в автобусном парке “Алматыэлектротранс” каждую среду провожу такие курсы. Учу, как завезти в автобус человека на инвалидной коляске, как помочь незрячему. Обязательно говорим про деток с ДЦП и синдромом Дауна.

Не все, например, знают, что дети с синдромом Дауна считают остановки и точно знают, где выходить. Когда водитель проехал остановку, ребенок может потеряться.

Читайте также
Основатель "Динамо Алматы" объявил голодовку

Всё должно быть построено на человеческих отношениях. Ведь каждый может оказать в таком положении. И сейчас водители прям хорошо вникают и задают вопросы. Но есть одно огорчение: частные автобусные парки не хотят отправлять водителей. Для них мы будем делать методический материал. Культуру отношений в нашем городе и в Казахстане нужно менять.

- Насколько у нас в стране, и в частности в Алматы, налажена работа инватакси?

- В первую очередь нужно понимать, что нас, лиц с инвалидностью разной, в Алматы более 54 000 человек. К сожалению, для всех инватакси не выписать.

На данный момент в городе имеется где-то 46 таких автомобилей. По поручению акима Ерболата ДОСАЕВА до конца этого года в Алматы появится ещё 54 инватакси. Сейчас рабочая комиссия из 10 человек проверяет техническую спецификацию и готовность транспорта.

Детки с ментальными нарушениями, к сожалению, в данный момент не попадают в группу, которым прописана такая услуга. Но она им положена, так как родителям непросто пользоваться общественным транспортом. По этому поводу мы обращались в акимат, и нас услышали. В законе действительно не прописаны правила перевозки детей с ментальными нарушениями. Сейчас с управлением городской мобильности отрабатывается механизм.

При создании инклюзивности очень важна коммуникация. Сейчас мы развиваем информационный портал, где можно будет в онлайн-режиме сделать заявку по поводу нехватки инватакси или недоступности каких-либо объектов.

Читайте также
Контрольный выхлоп: алматинцам становится всё труднее дышать

- Наверняка много обращений связаны с пандусами, которые не соответствуют никаким нормам. Какая работа проводится, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

- Да, этот вопрос в Казахстане и Алматы стоит очень остро. И что усложняет ситуацию - мониторинг мы можем проводить в госучреждениях, а с частными предприятиями намного сложнее. К тому же сейчас введен мораторий на проверки бизнеса.

У нас получается так, что из-за таких нелепых вещей, как градус пандуса, маломобильные группы населения становятся ещё менее мобильными. А в развитых странах закон и общество настроены на другое. Точнее, общество у нас готово, но нет почвы – цивильного и системного подхода. Не прописана чёткая система правил и ощутимых штрафов, которые бы реально работали.

- Также нередки случаи незаконного использования автомобильных наклеек "инвалид". Насколько остро проблема подобных инцидентов, возможно, не только с наклейками, стоит в Казахстане и Алматы?

- Есть правило ПДД, где написано, что знак “инвалид” разрешён только на машинах с ручным управлением. У нас же эти знаки продают везде и на каждом авторынке.

К сожалению, полиция мало работает в этом направлении. В России, насколько я слышал, выдачу подобных наклеек взяли под жёсткий контроль. В Алматы же все парковки забиты лжеинвалидами, и это тоже отражение ситуации в целом. Опять-таки – не работает система наказания. Соответственно, не меняется отношение людей.

Читайте также
От особенных детей до бездомных и инфантильных: как ищут без вести пропавших в Казахстане

- Можете подробнее рассказать о консультативном проекте Adaldyq Council, и какие еще планируются инициативы?

- Про проект “Adaldyq Council” могу говорить очень много. В рамках этого проекта мы рассматриваем обращения̆ от лиц с инвалидностью и других людей в сложной ситуации. С рабочими группами рассматриваем разные, очень неоднозначные кейсы. Некоторые из тех, кто обращаются, сейчас сами состоят в рабочих группах.

Ранее мы рассматривали обращения по поводу медико-социальных экспертиз. Проводили выездные проверки, потом подготовили рекомендации для министерства труда и социальной защиты и министерства здравоохранения РК. Самые простые из них – более доступные туалеты и уголок с игрушками, где экспертизу проводят детям.

Наша задача – создать комфортный психологический климат для людей. К сожалению, наше министерство труда и соцзащиты - очень закрытая организация и пока только наблюдает. Они предпочитают смотреть, как мы, активисты и правозащитники, делаем их работу.

Важно, чтобы госорганы тоже принимали активное участие в позитивных переменах. К сожалению, общественники при всем желании не смогут сделать работу за государственные органы. Проектов сейчас много, и нам нужна поддержка. Надеюсь, в скором времени расскажем о новых инициативах.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




саясаттанушы
Біз қарап жатамыз ба? Жоңғар Алатауын “Қазақ Алатауы” деп өзгертейік.
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как начальник колонии купил криминальный автомобиль за миллион тенге через банковский перевод
И почему избавился от него через пару месяцев после покупки
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Решение Трампа о выходе из Парижского соглашения на руку Казахстану
Для развивающихся стран механизм Парижского соглашения выглядят не чем иным, как дополнительным налогом
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Новый внешнеполитический курс Белого дома: стремительное развитие событий
О чём рассказал министр обороны Германии
Алма-Атинские микрорайоны: казусы появления и неувязки с планами
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
Елжан Биртанов: Из 17 диких животных минздрав пытается сделать восемь домашних
Почему после того, как экс-министра Биртанова осудили, в Казахстане снова стали лечить мёртвые души дорогими лекарствами
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Опозорившийся актюбинский чиновник получил должность в Мангистау
В своё время он возглавлял ГУ "Управление природными ресурсами и регулированием природопользования Актюбинской области"
Ещё один государственный топ-менеджер предстал перед судом в ВКО
На этот раз с машиной правосудия столкнулся руководитель департамента Комитета промышленной безопасности МЧС РК
Школьный буллинг в стенах "Отбасы банка"
Какие методы применяют руководители финансового института, чтобы вытравить неугодных работников
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
Мажилисмен Болат Керимбек стал жертвой фейков и сетевого буллинга
Его мнение, высказанное на встрече с молодежью, стало поводом для дискуссии среди казахстанцев
Дикий Арман приговорён к 20 годам общего режима, депутат Кайрат Кудайберген - к 8 годам
В Алматы оглашён громкий приговор по январским событиям
Как собровец подозреваемого от следствия освобождал
За свое покровительство он требовал и получал миллионы
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.