Почему компетентные органы часто занимают позицию наблюдателей
Недавно стало известно, что до конца года в Алматы появится ещё 54 инватакси. Также сейчас проводятся курсы для водителей автобусов по оказанию помощи особенным пассажирам.
Какие проблемы остаются в городе, почему частный бизнес может безнаказанно устанавливать неправильные пандусы и почему родители детей с ментальными нарушениями не могут воспользоваться инватакси?
Об этом рассказал член общественного совета Алматы, эксперт в области развития инклюзивной среды Богдан ДЖЕПКА. По его словам, всё должно быть построено на человеческих отношениях. И общество к этому готово, но нет соответствующей почвы – системного подхода со стороны закона и госорганов.
- Один из острых вопросов – доступность общественного транспорта. Как решается эта проблема?
- Я делаю мониторинг групп в социальных сетях, где есть люди с инвалидностью и активные горожане. Знаю обращения и проблемные места в нашем любимом городе. Да и сам живу и хожу по тем же улицам.
Всегда поступает много обращений от ребят о том, что водители проезжают остановки, когда видят человека на инвалидной коляске. Я по натуре оптимист и подумал: может, они просто не знают, как помочь таким людям?
Предложил в Общественном совете Алматы такие курсы для водителей, чтобы объяснять важные моменты на практике. Вместе с коллегами написали письмо в управление городской мобильности. И вот, я на добровольных началах в автобусном парке “Алматыэлектротранс” каждую среду провожу такие курсы. Учу, как завезти в автобус человека на инвалидной коляске, как помочь незрячему. Обязательно говорим про деток с ДЦП и синдромом Дауна.
Не все, например, знают, что дети с синдромом Дауна считают остановки и точно знают, где выходить. Когда водитель проехал остановку, ребенок может потеряться.
Всё должно быть построено на человеческих отношениях. Ведь каждый может оказать в таком положении. И сейчас водители прям хорошо вникают и задают вопросы. Но есть одно огорчение: частные автобусные парки не хотят отправлять водителей. Для них мы будем делать методический материал. Культуру отношений в нашем городе и в Казахстане нужно менять.
- Насколько у нас в стране, и в частности в Алматы, налажена работа инватакси?
- В первую очередь нужно понимать, что нас, лиц с инвалидностью разной, в Алматы более 54 000 человек. К сожалению, для всех инватакси не выписать.
На данный момент в городе имеется где-то 46 таких автомобилей. По поручению акима Ерболата ДОСАЕВА до конца этого года в Алматы появится ещё 54 инватакси. Сейчас рабочая комиссия из 10 человек проверяет техническую спецификацию и готовность транспорта.
Детки с ментальными нарушениями, к сожалению, в данный момент не попадают в группу, которым прописана такая услуга. Но она им положена, так как родителям непросто пользоваться общественным транспортом. По этому поводу мы обращались в акимат, и нас услышали. В законе действительно не прописаны правила перевозки детей с ментальными нарушениями. Сейчас с управлением городской мобильности отрабатывается механизм.
При создании инклюзивности очень важна коммуникация. Сейчас мы развиваем информационный портал, где можно будет в онлайн-режиме сделать заявку по поводу нехватки инватакси или недоступности каких-либо объектов.
- Наверняка много обращений связаны с пандусами, которые не соответствуют никаким нормам. Какая работа проводится, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
- Да, этот вопрос в Казахстане и Алматы стоит очень остро. И что усложняет ситуацию - мониторинг мы можем проводить в госучреждениях, а с частными предприятиями намного сложнее. К тому же сейчас введен мораторий на проверки бизнеса.
У нас получается так, что из-за таких нелепых вещей, как градус пандуса, маломобильные группы населения становятся ещё менее мобильными. А в развитых странах закон и общество настроены на другое. Точнее, общество у нас готово, но нет почвы – цивильного и системного подхода. Не прописана чёткая система правил и ощутимых штрафов, которые бы реально работали.
- Также нередки случаи незаконного использования автомобильных наклеек "инвалид". Насколько остро проблема подобных инцидентов, возможно, не только с наклейками, стоит в Казахстане и Алматы?
- Есть правило ПДД, где написано, что знак “инвалид” разрешён только на машинах с ручным управлением. У нас же эти знаки продают везде и на каждом авторынке.
К сожалению, полиция мало работает в этом направлении. В России, насколько я слышал, выдачу подобных наклеек взяли под жёсткий контроль. В Алматы же все парковки забиты лжеинвалидами, и это тоже отражение ситуации в целом. Опять-таки – не работает система наказания. Соответственно, не меняется отношение людей.
- Можете подробнее рассказать о консультативном проекте Adaldyq Council, и какие еще планируются инициативы?
- Про проект “Adaldyq Council” могу говорить очень много. В рамках этого проекта мы рассматриваем обращения̆ от лиц с инвалидностью и других людей в сложной ситуации. С рабочими группами рассматриваем разные, очень неоднозначные кейсы. Некоторые из тех, кто обращаются, сейчас сами состоят в рабочих группах.
Ранее мы рассматривали обращения по поводу медико-социальных экспертиз. Проводили выездные проверки, потом подготовили рекомендации для министерства труда и социальной защиты и министерства здравоохранения РК. Самые простые из них – более доступные туалеты и уголок с игрушками, где экспертизу проводят детям.
Наша задача – создать комфортный психологический климат для людей. К сожалению, наше министерство труда и соцзащиты - очень закрытая организация и пока только наблюдает. Они предпочитают смотреть, как мы, активисты и правозащитники, делаем их работу.
Важно, чтобы госорганы тоже принимали активное участие в позитивных переменах. К сожалению, общественники при всем желании не смогут сделать работу за государственные органы. Проектов сейчас много, и нам нужна поддержка. Надеюсь, в скором времени расскажем о новых инициативах.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!