Богдан Джепка о проблемах инклюзии: Общественники не смогут сделать работу за госорганы

2798 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Воскресенье, 18 Сен 2022, 18:00

Почему компетентные органы часто занимают позицию наблюдателей

Недавно стало известно, что до конца года в Алматы появится ещё 54 инватакси. Также сейчас проводятся курсы для водителей автобусов по оказанию помощи особенным пассажирам.

Читайте также
Голодовка основателя "Динамо Алматы": продолжение следует

Какие проблемы остаются в городе, почему частный бизнес может безнаказанно устанавливать неправильные пандусы и почему родители детей с ментальными нарушениями не могут воспользоваться инватакси?

Об этом рассказал член общественного совета Алматы, эксперт в области развития инклюзивной среды Богдан ДЖЕПКА. По его словам, всё должно быть построено на человеческих отношениях. И общество к этому готово, но нет соответствующей почвы – системного подхода со стороны закона и госорганов.

- Один из острых вопросов – доступность общественного транспорта. Как решается эта проблема?

- Я делаю мониторинг групп в социальных сетях, где есть люди с инвалидностью и активные горожане. Знаю обращения и проблемные места в нашем любимом городе. Да и сам живу и хожу по тем же улицам.

Всегда поступает много обращений от ребят о том, что водители проезжают остановки, когда видят человека на инвалидной коляске. Я по натуре оптимист и подумал: может, они просто не знают, как помочь таким людям?

Предложил в Общественном совете Алматы такие курсы для водителей, чтобы объяснять важные моменты на практике. Вместе с коллегами написали письмо в управление городской мобильности. И вот, я на добровольных началах в автобусном парке “Алматыэлектротранс” каждую среду провожу такие курсы. Учу, как завезти в автобус человека на инвалидной коляске, как помочь незрячему. Обязательно говорим про деток с ДЦП и синдромом Дауна.

Не все, например, знают, что дети с синдромом Дауна считают остановки и точно знают, где выходить. Когда водитель проехал остановку, ребенок может потеряться.

Читайте также
Основатель "Динамо Алматы" объявил голодовку

Всё должно быть построено на человеческих отношениях. Ведь каждый может оказать в таком положении. И сейчас водители прям хорошо вникают и задают вопросы. Но есть одно огорчение: частные автобусные парки не хотят отправлять водителей. Для них мы будем делать методический материал. Культуру отношений в нашем городе и в Казахстане нужно менять.

- Насколько у нас в стране, и в частности в Алматы, налажена работа инватакси?

- В первую очередь нужно понимать, что нас, лиц с инвалидностью разной, в Алматы более 54 000 человек. К сожалению, для всех инватакси не выписать.

На данный момент в городе имеется где-то 46 таких автомобилей. По поручению акима Ерболата ДОСАЕВА до конца этого года в Алматы появится ещё 54 инватакси. Сейчас рабочая комиссия из 10 человек проверяет техническую спецификацию и готовность транспорта.

Детки с ментальными нарушениями, к сожалению, в данный момент не попадают в группу, которым прописана такая услуга. Но она им положена, так как родителям непросто пользоваться общественным транспортом. По этому поводу мы обращались в акимат, и нас услышали. В законе действительно не прописаны правила перевозки детей с ментальными нарушениями. Сейчас с управлением городской мобильности отрабатывается механизм.

При создании инклюзивности очень важна коммуникация. Сейчас мы развиваем информационный портал, где можно будет в онлайн-режиме сделать заявку по поводу нехватки инватакси или недоступности каких-либо объектов.

Читайте также
Контрольный выхлоп: алматинцам становится всё труднее дышать

- Наверняка много обращений связаны с пандусами, которые не соответствуют никаким нормам. Какая работа проводится, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

- Да, этот вопрос в Казахстане и Алматы стоит очень остро. И что усложняет ситуацию - мониторинг мы можем проводить в госучреждениях, а с частными предприятиями намного сложнее. К тому же сейчас введен мораторий на проверки бизнеса.

У нас получается так, что из-за таких нелепых вещей, как градус пандуса, маломобильные группы населения становятся ещё менее мобильными. А в развитых странах закон и общество настроены на другое. Точнее, общество у нас готово, но нет почвы – цивильного и системного подхода. Не прописана чёткая система правил и ощутимых штрафов, которые бы реально работали.

- Также нередки случаи незаконного использования автомобильных наклеек "инвалид". Насколько остро проблема подобных инцидентов, возможно, не только с наклейками, стоит в Казахстане и Алматы?

- Есть правило ПДД, где написано, что знак “инвалид” разрешён только на машинах с ручным управлением. У нас же эти знаки продают везде и на каждом авторынке.

К сожалению, полиция мало работает в этом направлении. В России, насколько я слышал, выдачу подобных наклеек взяли под жёсткий контроль. В Алматы же все парковки забиты лжеинвалидами, и это тоже отражение ситуации в целом. Опять-таки – не работает система наказания. Соответственно, не меняется отношение людей.

Читайте также
От особенных детей до бездомных и инфантильных: как ищут без вести пропавших в Казахстане

- Можете подробнее рассказать о консультативном проекте Adaldyq Council, и какие еще планируются инициативы?

- Про проект “Adaldyq Council” могу говорить очень много. В рамках этого проекта мы рассматриваем обращения̆ от лиц с инвалидностью и других людей в сложной ситуации. С рабочими группами рассматриваем разные, очень неоднозначные кейсы. Некоторые из тех, кто обращаются, сейчас сами состоят в рабочих группах.

Ранее мы рассматривали обращения по поводу медико-социальных экспертиз. Проводили выездные проверки, потом подготовили рекомендации для министерства труда и социальной защиты и министерства здравоохранения РК. Самые простые из них – более доступные туалеты и уголок с игрушками, где экспертизу проводят детям.

Наша задача – создать комфортный психологический климат для людей. К сожалению, наше министерство труда и соцзащиты - очень закрытая организация и пока только наблюдает. Они предпочитают смотреть, как мы, активисты и правозащитники, делаем их работу.

Важно, чтобы госорганы тоже принимали активное участие в позитивных переменах. К сожалению, общественники при всем желании не смогут сделать работу за государственные органы. Проектов сейчас много, и нам нужна поддержка. Надеюсь, в скором времени расскажем о новых инициативах.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики
Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Касымбек испортил памятник коррупции Алиева с Масимовым
Корреспондент Ratel.kz побывала на первой станции астанинского ЛРТ, в окончание строительства которого уже никто не верил
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В Семее под занавес года назначили нового акима
Смену власти прогнозировали давно, но ошибались с кандидатом
Qarmet под героем труда Басиным
Кто на самом деле руководит многомиллиардным бизнесом
Один дома: житель Петропавловска не знает, куда идти из сносимого дома
Эту проблему родственница мужчины подняла во время приёма граждан у акима города
В Жетысу ушлые чиновники помогли некоторым квартировладельцам сохранить свои жилища
А вот другим очередникам свои права на жильё приходится отстаивать в суде
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Шымкентец получил срок за рекламу наркотиков
За 20 трафаретных надписей на стенах он получал от работодателей один грамм марихуаны
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.