В Шымкенте прошел арт-фестиваль SHYMKENT ART DAYS-2016
Что удивительно, мероприятие стало известным на всю страну благодаря художнику Павлу КАСУ, не имеющему никакого отношения к Шымкенту. Напомним, граффитист в знак протеста против загрязнения окружающей среды разрисовал фасад жилого дома в Темиртау, и местные власти собирались было наказать художника, как неожиданно акимат Шымкента пригласил его на фестиваль современного искусства. Поедет ли туда автор резонансного граффити, бурно обсуждали в интернете, но Павел Кас на арт-фест не приехал.
В фестивале современного искусства приняли участие исключительно казахстанские авторы. По словам организаторов, иностранные художники по разным причинам приехать в Шымкент не смогли. Огорчаться по этому поводу никто не стал. Южане не совсем готовы понять и принять творения современных художников, заявила куратор арт-фестиваля Аяжан ЖАКСЫБАЙ. Шести инсталляций, двух граффити, одного перфоманса и одного видеоарта для первого раза достаточно, решили организаторы, видимо, чтобы у шымкентцев не произошло передозировки современным искусством.
Произведения художников разместили в центральном парке. На ярко-зеленом газоне некоторые из них смотрелись вполне гармонично.
Арыстанбек ШАЛБАЕВ, автор инсталляции «Нефтяное кереге» (сооружения из красных бочек), попытался передать через собственное творение свои переживания об экологии и представить, какой будет наша жизнь без нефти.
А размышления художницы Алмагуль МЕНЛИБАЕВОЙ о казахском гостеприимстве вылились в инсталляцию «Традиция! Традиция!», представляющую из себя хаотично разбросанные по траве разноцветные столики на коротких ножках. В центре автор поставила пирамиду из таких же разрисованных столов.
Гигантское яйцо - работа художника Сырлыбека БЕКБОТАЕВА (на фото) под названием «Без птиц» – это своего рода ответ на вечный философский вопрос: «Что первично раньше – яйцо или курица?».
- Мы знаем, что яйцо – это самое начало, исток всего. И так как я сам отсюда (из Шымкента. – Д. Б.), то хотел немного пропиарить свой родной город и сказать, что исток этого мира – это наш Шымкент, - объяснил Бекботаев.
Зрители - а это были в основном школьники и студенты - не задерживались у инсталляций: рассмотрев их и сделав селфи, люди проходили мимо. А вот перфоманс под названием «Разминка» надолго приковал внимание молодежи.
Мужчина и две женщины в офисных костюмах творили невероятное: валялись на траве в невообразимых позах, перекатывались, сталкиваясь друг с другом. Затем, поднявшись, начинали энергично танцевать хаотичный танец, после принимались заторможенно шагать, а потом и вовсе застывали в странных позах.
- Апай, а что они там делают? - спрашивали школьники у взрослых зрителей, которые и сами толком не могли объяснить происходящее. А актеры с невозмутимым видом продолжали представление. Не получив ответа, дети пускались в размышления.
- Я понял: они дерутся. Сначала танцевали, а потом подрались, - вслух размышлял один из юных зрителей.
Дети на выставку пришли в сопровождении школьных учителей и завучей, которые признались, что гороно поставило перед ними задание – привести школьников на арт-фестиваль и познакомить их с современным искусством.
В этот же день состоялась встреча художников с инвесторами. Мастера рассказывали предпринимателям, как выгодно инвестировать в современное искусство. Приводили в пример бывшие некогда депрессивными кварталы европейских городов, которые потом удалось превратить в престижные районы - благодаря созданным там музеям современного искусства. Художники призвали казахстанцев всерьез заняться творчеством, отметив, что люди искусства в наше время зарабатывают больше, чем люди физического труда.
- Я дизайнер одежды. Мое одно платье, например, стоит 500 долларов. И представьте себе, сколько нефти нужно добыть, чтобы заработать столько же. А у меня просто одно платьишко, - убеждала публику Аяжан Жаксыбай.
У бизнесменов на этот счет оказалось другое мнение. Предложенные идеи генеральный менеджер CNP Processing GmbH Константин ГОРОЖАНКИН назвал оторванными от реальности и призвал для начала привить южанам хотя бы любовь к театру. Предпринимателя поддержало большинство сидящих в зале. Не придя к согласию, спикеры сошлись во мнении, что, если уж Москва не сразу строилась, то и Шымкент не скоро станет таким, каким его хотят видеть современные художники.