Казахстан находится в хронической зависимости от соседского рынка
Чиновники Министерства энергетики воздерживаются от каких-либо прогнозов относительно цен на бензин.
В понедельник, 3 апреля, отвечая на вопросы журналистов в Службе центральных коммуникаций в Астане, вице-министр энергетики Асет МАГАУОВ напомнил, что рынок бензина в Казахстане импортозависим.
- Конъюнктура цен на российском рынке напрямую влияет на цены на нашем рынке. (...) В целом я не могу сейчас дать гарантии по стабильности цен. Я думаю, никто не может это сделать. Российские цены на нефтепродукты, как и их экспортные цены тоже привязываются к котировкам нефти и к котировкам цен на нефтепродукты в Европе, - сказал Магауов.
По его мнению, даже после модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов российский рынок продолжит оказывать существенное влияние на цены в Казахстане.
- После того, как модернизация наших заводов завершится, у нас будет определенная конкуренция с российскими нефтепродуктами за рынки сбыта как внутри Казахстана, так и конкуренция за экспортные рынки. До 2019 года у нас существует запрет на экспорт бензина и дизтоплива. Мы планируем, что с 2019 года его откроем. Вместе с тем вопрос будет: куда нам экспортировать. До Европы достаточно далекое расстояние. Это рынки Центральной Азии. И будет даже вопрос защиты нашего собственного рынка, потому что российские нефтепродукты они рассматривают в качестве экспорта и рынок Казахстана. Конкуренция будет серьезная, которая будет сдерживать потенциальный рост цен. Но в какую сторону будет клониться, тяжело прогнозировать, - объяснил как мог вице-министр (на снимке).
Он также отметил, что сейчас в Казахстане работают 34 мини-НПЗ.
В 2016 году они переработали 500 тысяч тонн нефти. Однако качество их конечной продукции достаточно низкое.
- В дальнейшем нам надо менять систему экономического регулирования мини-НПЗ. Сейчас сам механизм построен таким образом, что если ты производишь нефтепродукты - бензин, дизтопливо, то на тебя налагается повышенный акциз. Например, на российский бензин мы платим 4,5 тысячи тенге за тонну, а на отечественный бензин - 10,5 тысяч тенге за тонну. По дизтопливу такой же дисбаланс. Если на российское дизтопливо платится 540 тенге, то на отечественное была предусмотрена ставка 9 300. То есть, отечественные НПЗ находятся не в равном положении с российскими заводами, - заявил Магауов.
Он также подчеркнул, что пока дефицита бензина на казахстанском и российском рынках нет.