Проект не заладился с самого начала
Аудиторы ревизионной комиссии Западно-Казахстанской области провели проверку эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства в регионе. В частности они провели аудит проекта ГЧП по передаче в доверительное управление 44-х школьных столовых с проведением текущего ремонта и заменой оборудования. Договор заключался на 8 лет и 6 месяцев.
Этот проект был запущен управлением образования ЗКО еще в 2020 году и уже тогда стал причиной скандала: предприниматели, которые хотели принять участие в конкурсе, заявили, что большую часть школ забрала себе депутат областного маслихата Ляна ТУРСЫНОВА. Это стало поводом для долгих разбирательств и судебных тяжб. Тем не менее, как следует из аудиторского отчета, большая часть школ все же осталась за депутатом Турсыновой - 21 школа из 44-х, остальные 23 школьные столовые были распределены между четырьмя другими предпринимателями.
"Частные предприниматели, которые брали школьные столовые в управление, в общей сложности должны были инвестировать в них 182,9 млн тенге, 21-36 миллионов тенге для каждого предпринимателя (инвестиции в ремонт и замену оборудования в столовых - А. Ш.). Исходя из финансово-экономических показателей этого проекта, срок окупаемости инвестиций для предпринимателей составлял 5-7 лет, а источником получения дохода - выделяемые из бюджета средства на питание школьников.
При этом при расчете учитывались цены 2019-2020 годов. А на сегодняшний день суммы, выделяемые из бюджета, увеличились в три раза. Если в 2021 году на питание школьников выделялось 623 млн тенге, в 2022 году 874 млн тенге, то в 2023 году эта сумма составила 1,8 млрд тенге. Только за три года проекта, частные партнеры получили более 3 млрд тенге из бюджета, что в десятки раз превышает объемы их инвестиций", - говорится в отчете аудиторов.
В одной из городских школ проверяющие выявили факт двойной оплаты за питание, в частности некоторые учащиеся были включены в списки и как дети из малообеспеченных семей, и как учащиеся 1-4 классов, в результате чего необоснованная оплата составила 82,6 тыс. тенге.
В другой школе города Уральск частный партнер получил в управление столовую в 322 кв. метра, но фактически ему выдали еще и обеденный зал в 357 кв. метров. Обслуживание этого обеденного зала - электроэнергия, теплоснабжение, вода и уборка ведется за счет школы, то есть за счет бюджета. Сколько при этом теряет бюджет - определить невозможно, так как в обеденном зале отсутствуют отдельные счетчики. Всего по городским школам расхождения между фактически переданным доверительным управляющим площадям и переданным по актам приема-передачи составляет 4,1 тысячи кв. метров, продолжается обслуживание этих площадей за счет бюджета, в то время как они используются частными партнерами.
"До того, как стал реализовываться этот проект ГЧП, организация питания школьников осуществлялась на конкурсной основе. Поставщики услуг ежегодно брали в аренду помещения школьных столовых, размер аренды исчислялся в зависимости от МРП, и в 2020 году арендная плата по 44-м школьным столовым составила более 30 млн тенге, а в 2023 году с учетом роста МРП составила бы более 40 млн тенге. За 8 лет и 6 месяцев потери от арендной платы превышают объем полученных от частных партнеров инвестиций. Кроме того, за эти годы ремонт и оборудование успеют устареть и вновь потребуют замены. Считаем проект ГЧП неэффективным, приобретение услуг питания на конкурсной основе - более рациональное решение", - подчеркивают аудиторы.
Ранее сообщалось, что в ЗКО ревизия выявила "левые" миллионные зарплаты и командировочные в спортшколе, которая находится в доверительном управлении с 2020 года. Главбух не только не оплачивала медстраховку работникам, но и начисляла себе повышенные зарплаты, а также командировочные за командировки, в которые она никогда не ездила. В школе также числились "мертвые души", и выплачивались деньги подрядчикам за несуществующие товары и услуги.
Фото:
peterburg-news.ruПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!