Председатель правления призывает сенатора, обратившегося к премьер-министру страны, к диалогу
Руководитель национальной компании Мейрхат КАСЫМБАЕВ после запроса депутата сената Республики Казахстан Андрея ЛУКИНА к главе правительства страны Алихану СМАИЛОВУ, касающегося работы его предприятия в сфере автодорожной отрасли, написал парламентарию письмо. В нём он отметил, что общая протяженность сети автомобильных дорог в Казахстане составляет 96 тысяч километров, при этом дороги международного и республиканского значения, которые находятся в компетенции акционерного общества, составляют только 25%. Остальная сеть автомобильных дорог, то есть 75%, лежит на плечах местных исполнительных органов.
В документе на имя сенатора приводятся аргументы на ряд его обличительных фактов. Из них становится понятно, как видят ситуацию в самом АО "НК "ҚазАвтоЖол". Естественно, там в корне не согласны с выводами депутата. В частности, в ответ на упрёк в заключении незаконных договоров на проведение среднего и капитального ремонта из одного источника без сметной документации, в акционерном обществе сообщили, что закупки проводятся "в рамках Правил осуществления закупок товаров, работ и услуг субъектами квазигосударственного сектора, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан". По данным нацкомпании, в 2022 году было заключено 127 договоров, из которых способом из одного источника заключено только пять. В том числе три договора на общую сумму 8,3 млрд тенге по ремонту аварийных участков автомобильных дорог Акмолинской области. Также утверждается, что по факту заключения этих договоров правоохранительными органами уголовные дела не возбуждались.
Есть аргумент у Касымбаева и по поводу установления незаконных условий в тендерах на проведение работ на общую сумму 26 млрд тенге. По его данным, эти несоответствия были полностью устранены в рамках направленного представления Главной транспортной прокуратуры ещё в 2020 году. А само несоответствие стало возможным из-за того, что уполномоченным органом в лице министерства финансов РК при разработке Правил закупок не была учтена специфика автодорожной отрасли, а именно - наличие такого вида работы, как средний ремонт автомобильной дороги.
Также сенатору сообщают, что в ноябре 2022 года правление общества утвердило новые типовые договоры подряда, которыми расширены способы взимания штрафных санкций, так, штрафы могут быть удержаны с актов выполненных работ, банковских гарантий и любых других платежей.
Кроме того, в нацкомпании опровергают данные о том, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол". Они предоставили официальный ответ от корпорации "Правительство для граждан" о том, что Касымбаев с 2019 по 2022 год не входил в руководящий состав.
Но нас больше интересовали ответы на несколько других немаловажных вопросов, которые поднял сенатор. Например, об убыточном для государства договоре по реализации инвестиционного проекта на сумму 155 млрд тенге по внедрению системы взимания платы. Или ряд примеров из Туркестанской области, Акмолинской, Алматинской областей и региона Абай. В них говорилось о невыполнении объёмов работ, а то и прямом присвоении сотен миллионов государственных тенге подрядчиками. Но самой интересной была тема о невыполнении работ и растрате 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой".
На это в компании тоже ответили, правда, немного позже. По данным АО, в ситуации с Туркестанской областью выводы преждевременны, поскольку подрядчик и заказчик не согласны с результатами транспортной прокуратуры. В истории с присвоением двухсотмиллионного аванса в Акмолинской области отделом полиции Бостандыкского района Департамента полиции города Алматы заведено уголовное дело в отношении ТОО "Асыл-Жас" по статье 385 УК РК, которое расследуется в настоящее время. Сумму неотработанного аванса обещают вернуть в бюджет в рамках уголовного дела.
"В части отмеченных случаев с признаками сомнительных взаиморасчетов между подрядчиками, имеющими отношение к субъектам олигополии по проектам "Калтабау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш", совершивших растраты на сумму 43 млрдтенге (ТОО "СП "КазГерСтрой") и 21,5 млрд тенге, хотелось бы отметить, что в соответствии с действующим гражданским законодательством Казахстана Заказчик, в лице АО "НК "КазАвтоЖол", не вправе вмешиваться в операционную деятельность подрядчика и в его взаимоотношения с субподрядчиками. Таким образом, общество не несет ответственность за взаиморасчеты подрядчиков с неблагонадежными контрагентами", - прокомментировали в АО "НК "ҚазАвтоЖол".
Своя версия у дорожников есть и в деле договора по реализации инвестиционного проекта по внедрению системы взимания платы. По информации нацкомпании, выводы об убыточности самого проекта и завышения стоимости арок не обоснованы. Приводятся следующие причины: стоимость арок, указанная в справке, не отражает все затраты, за период действия договора инвестору выплачено не более 900 млн тенге, при этом выплаты капитальных затрат не производились. За период внедрения платности с ноября 2021 года по декабрь 2022 года получена выручка 21,6 млрд тенге по внедренным 7 участкам общей протяженностью 1479 км.
Стороны высказались. Теперь настала очередь Алихана Смаилова.
Фото: qaj.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!