Легенду об инклюзивном образовании в Казахстане нам, студентам педагогического факультета, рассказывали с первого курса в двухтысячном году. Начитавшись в интернете, как эта система здорово работает в развитых странах, студенты нашего потока – дефектологи, социальные педагоги и психологи - рисовали себе перспективы будущего трудоустройства. Инклюзивное образование – это когда дети с ограниченными возможностями могут учиться в любой общеобразовательной школе, где созданы условия для их передвижения на инвалидных колясках, работают специальные лифты, установлена необходимая мебель и самое главное – дети не показывают пальцем на сверстников с особенностями развития. К четвертому курсу мы поняли, конечно, что никакого инклюзивного образования в Казахстане нет. Зарплата в спецшколах не сулила больших перспектив. Так что, почти весь наш поток отправился за вторым высшим образованием. Самые находчивые девушки вышли замуж.
С начала двухтысячных ситуация не изменилась, только детей-инвалидов стало больше. Реальное их количество никому неизвестно, говорят эксперты ЮНИСЕФ в Казахстане. Данные госорганов сильно разнятся - в среднем от 53 до 138 тысяч. Юнисефовцы провели исследование и выяснили, что большое количество детей в нашей стране к тому же имеют «скрытую инвалидность», то есть их диагнозы не выявлены. По меньшей мере, 3 процента детей с инвалидностью не состоят на учете, а значит, ограничены в социальной и правовой защите, сообщила на конференции в Астане эксперт ЮНИСЕФ Франциска ГАССМАНН и нисколько не удивила этим присутствующих – чиновников и лидеров НПО. Общественники утверждают: врачи государственных поликлиник выявляют лишь тяжелые болезни у детей.
- С 2002 года у нас начали приказы проходить о скринингах, но всего лишь 8,5 тысячи детей с проблемами здоровья от 0 до 3 лет за это время было выявлено поликлиникой. Это всего 7 процентов детей в возрасте до 3 лет. Не выявляются нарушения умеренные и легкие, которые могли бы предотвратить развитие инвалидности. Поликлиники плохо выявляют, да и люди в эти кабинеты не идут. Одна треть идет в частные службы, а в государственные - только две трети, - отметила президент Ассоциации социальных работников Гульнур ХАКИМЖАНОВА.
К тому же увеличению количества детей с инвалидностью способствует практика постановки психических диагнозов детям в возрасте до 3 лет. Специалисты считают, что, учитывая несформированность психических процессов ребенка в этом возрасте, можно говорить лишь о синдромах, симптомах заболеваний, не более того. Как правило, детей с психическими диагнозами в Казахстане изолируют от общества в спецучреждениях.
- На самом деле это ведь огромное количество загубленных душ. Что такое спецшкола? В спецшколах никто образованием детей не занимается. Галочка поставлена и все на этом. А ведь у нас много детей, которые способны обучаться, - говорит специалист общественного фонда «Ашықәлем» Алия АБДИБАИТОВА. - Я на примере собственного сына скажу: да, интеллектуально он у меня ограничен, возможно, но он сидит в третьем классе, он старается. Он учится в спецклассе. Это та же программа, что и в общеобразовательных школах, просто количество часов больше. Нужно открывать таких классов побольше в школах.
По данным Министерства образования и науки, в Казахстане 25,5 процента детей с инвалидностью обучаются наравне со сверстниками в общеобразовательных школах.
- Была разработана концепция, проведен эксперимент в одной из школ города Петропавловска, то есть, вовлечены были дети с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду. Эту работу продолжила 65-я школа Астаны, школа №27 Петропавловска и, в принципе, успешный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками в стране имеется, - доложила участникам круглого стола эксперт Минобразования Кульмария ОРАЗГАЛИНОВА.
Она в деталях рассказала, что специалисты министерства активно изучают мировой опыт в загранкомандировках и верят, что к 2020 году в 70 процентах школ будут созданы условия для инклюзивного образования.
- Начата была работа именно с обеспечения оборудованием детей-инвалидов, которые находятся на дому, получают бесплатное образование. Из имеющихся 90 тысяч детей учатся за счет трансфертов из республиканского бюджета свыше 60 тысяч детей-инвалидов, - заключила Оразгалинова.
На этой оптимистичной ноте чиновница демонстративно покинула мероприятие, чем вызвала бурю негодования представителей НПО.
- Во-первых, есть путаница у них (у чиновников – А.Б.) в головах между инклюзивным образованием и специальным образованием, - возмутилась специалист общественного фонда «Ашықәлем» Алия Абдибаитова. - У них «создать условия в спецшколах» - это инклюзия, но это не инклюзия вовсе! Мне кажется, они не хотят менять систему. Они даже не хотят нас услышать, наши рекомендации. Просто ушла - это их отношение к проблеме!
- Во всем мире люди, которые сидят в министерствах и занимаются образованием инклюзивным, - это спецпедагоги или имеют дефектологическое образование. В нашем министерстве таких специалистов нет. Отсюда и выводы, - поддержала ее президент фонда Алия АРХАРОВА. - Мы будем открывать дополнительные спецшколы, будем вбухивать в них кучу денег. Вот и все! Я не против спецшкол, но их нужно использовать как базы и при этом менять систему общего образования.
Оптимизмом чиновников не проникся и руководитель общественного объединения инвалидов «Намыс» Кайрат ИМАНАЛИЕВ.
- В Казахстане бесконечно пишется концепция инклюзивного образования, пишется уже в течение 10-15 лет! Сколько она еще будет писаться? Министерству образования пора уже придумать механизмы. Министр имеет два образования, учился за границей, знает ведь, как там это организовано. Здесь нужна политическая воля, - потребовал Иманалиев.
После круглого стола лидеры НПО долго не расходились, обсуждая наболевшую и надоевшую тему в фойе, словно ожидая, что хоть кто-нибудь станет им оппонировать. Представители ЮНИСЕФ молча наблюдали за ними и ставили прочерки в списке проигнорировавших мероприятие: Министерство труда и соцзащиты населения, депутаты парламента…