А в одном из бывших мест работы нынешнего руководителя нацкомпании сообщили, что за период его деятельности налоговая доначислила миллиардные суммы
Премьер-министр ответил на запрос председателя Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената страны Андрея ЛУКИНА по поводу работы Комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития, АО "НК "КазАвтоЖол" и его территориальных подразделений. По данным сенатора, в автодорожной отрасли не прекращаются факты нарушения законодательства в виде несоблюдения норм при выполнении строительных работ, неэффективного использования и хищения денежных средств, злоупотреблений полномочиями должностных лиц. Кроме того, Лукин считает, что системные нарушения не искоренены, а в отношении определенных подрядных организаций при проведении конкурсных процедур сохраняются отдельные привилегии с признаками коррупционного проявления.
Приведённых фактов, риторических вопросов и пожеланий было много, и Алихан СМАИЛОВ ответил не на все из них. Тем не менее документ получился многостраничный. Приведём здесь лишь самые главные, на наш взгляд, детали. В частности, он сообщил, что в прошлом году генеральная прокуратура проверила работу Комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития, АО "НК "КазАвтоЖол" и его территориальных подразделений, местных исполнительных органов за десять предыдущих лет. Итогом этого стал план мероприятий по устранению выявленных нарушений и причин, а также условий их возникновения. Правда, что это за нарушения такие, премьер так и не сообщил.
"В отношении подрядных организаций, допускающих систематическое нарушение договорных обязательств, принимаются соответствующие меры по одностороннему расторжению договоров и инициируются иски в суд о признании их недобросовестными участниками закупок", - написал Смаилов.
Также он поведал о том, что в целях обеспечения качества автодорожных проектов в текущем году в рамках исполнения государственного задания АО "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" запланировано проведение соответствующих работ по вопросам развития науки, новых технологий, применения геосинтетических материалов, стабилизирующих добавок, а также разработки нормативов по финансированию содержания всех дорог, определения классификации видов работ при проведении ремонта. Надо полагать, что это, по мнению правительства, позволит-таки делать дороги так, чтобы асфальт не сходил с них через три-четыре месяца эксплуатации.
Относительно пожелания из сената так организовать правовую работу по защите материальных интересов государства через обращения в иностранные банки, чтобы они снизили размер кредитования и пересчитали в сторону снижения вознаграждения и комиссии, Смаилов рассказал, что Казахстан и без того относится к группе стран, которые получают относительно дешевые займы за счет членства в международных финансовых организациях, таких как Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, которые, в свою очередь, предоставляют займы на льготных условиях, и процент по займам взимается по ставкам ниже, чем на международных рынках.
Не затронул премьер темы, напрямую касающиеся АО "НК "ҚазАвтоЖол". Например, такие моменты, указанные в запросе Лукина: имеют место факты невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой". Несмотря на наличие долгосрочного договора между "КазАвтоЖол" и ТОО "Казахавтодор" по содержанию всех республиканских автодорог, Северо-Казахстанский филиал "КазАвтоЖол" заключил аналогичный договор с ТОО "АльфаСтройГрупп" на сумму 30 млн тенге на обслуживание этих же дорог. Указанным нарушениям способствовали неправомерные действия со стороны как бывшего, так и нынешнего руководство "КазАвтоЖол". Следует отметить, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол", что идет вразрез основным принципам противодействия коррупции, предусмотренным статьей 4 закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции". Вопреки статье 15 названного закона Костанайским филиалом "КазАвтоЖол" к участию по оказанию услуг на условиях субподряда по аренде спецтехники на сумму свыше 114 млн тенге допущен аффилированный предприниматель (ИИ "MILEX"), который приходится близким родственником нынешнему руководителю филиала.
Правда, в самой нацкомпании на эти обвинения отвечали. Руководитель АО Мейрхат КАСЫМБАЕВ писал, что закупки проводятся "в рамках Правил осуществления закупок товаров, работ и услуг субъектами квазигосударственного сектора, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан". Также опровергалась работа в указанных сенатором фирмах в период с 2019 по 2022 годы, приводились аргументы относительно реализации инвестиционного проекта по внедрению системы взимания платы, о невыполнении объёмов работ, а то и прямом присвоении сотен миллионов государственных тенге подрядчиками. Но самой интересной была тема о невыполнении работ и растрате 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой".
К слову, эти две трассы имеют весьма немаловажное значение в государственном масштабе. Контролировать их стройку намеревались и главы областей, и министры, и даже предыдущий премьер Аскар МАМИН. Но факт остаётся фактом, их должны были сдать в эксплуатацию ещё в прошлом году, но до завершения проекта ещё очень далеко. И жителям этих регионов по большому счёту неважно, кто тут прав, кто виноват – они видят, что стройка встала и транспортные артерии не функционируют. А значит, никому в профильном министерстве, а может даже и правительстве, нет особого дела до того, почему так происходит. Сама ситуация с грандиозными стройками очень интересна и достойна отдельного материала. Но его подготовка займёт немалое время.
Пока же отметим, что Ratel.kz решил уточнить пару моментов из запроса сенатора у одного из подрядчиков. И там предоставили очень интересную информацию. Генеральный директор ТОО "СП "КазГерСтрой" Азизжон ТАШМЕТОВ, отвечая на официальный запрос редакции, сообщил, что нынешний руководитель "КазАвтоЖол" всё же много лет работал в этой фирме. Если конкретно – с 2011 по 2019. И сделал там неплохую карьеру, начав с вице-президента по общим вопросам и закончив должностью генерального директора.
И что ещё интереснее, из предоставленных документов следует, что в с мая 2022 по январь нынешнего года департаментом государственных доходов по г. Астане была проведена документальная налоговая проверка за период с 01.01.2017 по 31.12.2021 и составлен Акт документальной налоговой проверки №161. И за 2019 год (когда гендиректором был Мейрхат Касымбеков) фирме доначислили грандиозные суммы налогов и пени. Например, доначислен КПН за 2019 год в сумме 1 143 883 972 тенге. На десятки миллионов завышены вычеты в сумме по сомнительным требованиям, расходы по амортизационным отчислениям и вычеты по курсовой разнице. Но это цветочки. Главное, что установили фискалы – по акту документальной проверки №161 исключены из вычетов расходы по приобретению ТМЗ на сумму 4 191 298 570 тенге у компаний, которые являются неблагонадежным и по которым у ДГД имеются уведомления камерального контроля. То есть эти деньги бюджету нужно будет возместить.
Есть даже список этих предприятий, на поверку сильно напоминающих однодневки: ТОО "Аксу Строй 2017", ТОО "Green Technologies Kazakhstan", ТОО "МИД-ГРУПП", ТОО "АзияСтройКом", ТОО "Нур-Жол AST", ТОО "Казгеодор", ТОО "ТрансСтрой АЕ", ТОО "Элит Билдинг Групп", ТОО "СтальЦентрАстана", ТОО "Inditex KZ", ТОО "Daris Grupp", ТОО "ОРДА – НТ Құрылыс", ТОО "СУ – Engineering", ТОО "АСАБ строй", ТОО "ALI-AR GROUP", ТОО "Жаңару Құрылыс Компаниясы", ТОО "Astana Kontakt 2019".
У самого ТОО "СП "КазГерСтрой" теперь есть немало вопросов к руководителю АО "НК "ҚазАвтоЖол". Не как к крупному чиновнику, а как к бывшему сотруднику. Но у тех, кто готовил документы для ответа премьеру Смаилову, их, похоже, не возникло. А жаль.
Фото: primeminister.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!