Алихан Смаилов прокомментировал ситуацию с АО "НК "ҚазАвтоЖол"

19516 просмотров
0
Антон СЕРГИЕНКО
Пятница, 17 Мар 2023, 12:00

А в одном из бывших мест работы нынешнего руководителя нацкомпании сообщили, что за период его деятельности налоговая доначислила миллиардные суммы

Премьер-министр ответил на запрос председателя Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената страны Андрея ЛУКИНА по поводу работы Комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития, АО "НК "КазАвтоЖол" и его территориальных подразделений. По данным сенатора, в автодорожной отрасли не прекращаются факты нарушения законодательства в виде несоблюдения норм при выполнении строительных работ, неэффективного использования и хищения денежных средств, злоупотреблений полномочиями должностных лиц. Кроме того, Лукин считает, что системные нарушения не искоренены, а в отношении определенных подрядных организаций при проведении конкурсных процедур сохраняются отдельные привилегии с признаками коррупционного проявления. 

Читайте также
Премьер-министр, генпрокуратура и Антикор высказались по поводу ТОО "AB Energo"

Приведённых фактов, риторических вопросов и пожеланий было много, и Алихан СМАИЛОВ ответил не на все из них. Тем не менее документ получился многостраничный. Приведём здесь лишь самые главные, на наш взгляд, детали. В частности, он сообщил, что в прошлом году генеральная прокуратура проверила работу Комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития, АО "НК "КазАвтоЖол" и его территориальных подразделений, местных исполнительных органов за десять предыдущих лет. Итогом этого стал план мероприятий по устранению выявленных нарушений и причин, а также условий их возникновения. Правда, что это за нарушения такие, премьер так и не сообщил. 

"В отношении подрядных организаций, допускающих систематическое нарушение договорных обязательств, принимаются соответствующие меры по одностороннему расторжению договоров и инициируются иски в суд о признании их недобросовестными участниками закупок", - написал Смаилов.

Также он поведал о том, что в целях обеспечения качества автодорожных проектов в текущем году в рамках исполнения государственного задания АО "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" запланировано проведение соответствующих работ по вопросам развития науки, новых технологий, применения геосинтетических материалов, стабилизирующих добавок, а также разработки нормативов по финансированию содержания всех дорог, определения классификации видов работ при проведении ремонта. Надо полагать, что это, по мнению правительства, позволит-таки делать дороги так, чтобы асфальт не сходил с них через три-четыре месяца эксплуатации. 

Читайте также
Премьер-министр страны отверг предложение сенаторов о строительстве новой ТЭЦ в Усть-Каменогорске

Относительно пожелания из сената так организовать правовую работу по защите материальных интересов государства через обращения в иностранные банки, чтобы они снизили размер кредитования и пересчитали в сторону снижения вознаграждения и комиссии, Смаилов рассказал, что Казахстан и без того относится к группе стран, которые получают относительно дешевые займы за счет членства в международных финансовых организациях, таких как Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, которые, в свою очередь, предоставляют займы на льготных условиях, и процент по займам взимается по ставкам ниже, чем на международных рынках.

Не затронул премьер темы, напрямую касающиеся АО "НК "ҚазАвтоЖол". Например, такие моменты, указанные в запросе Лукина: имеют место факты невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой". Несмотря на наличие долгосрочного договора между "КазАвтоЖол" и ТОО "Казахавтодор" по содержанию всех республиканских автодорог, Северо-Казахстанский филиал "КазАвтоЖол" заключил аналогичный договор с ТОО "АльфаСтройГрупп" на сумму 30 млн тенге на обслуживание этих же дорог. Указанным нарушениям способствовали неправомерные действия со стороны как бывшего, так и нынешнего руководство "КазАвтоЖол". Следует отметить, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол", что идет вразрез основным принципам противодействия коррупции, предусмотренным статьей 4 закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции". Вопреки статье 15 названного закона Костанайским филиалом "КазАвтоЖол" к участию по оказанию услуг на условиях субподряда по аренде спецтехники на сумму свыше 114 млн тенге допущен аффилированный предприниматель (ИИ "MILEX"), который приходится близким родственником нынешнему руководителю филиала. 

Читайте также
АО "НК "ҚазАвтоЖол" считает, что все тендеры заключены законно

Правда, в самой нацкомпании на эти обвинения отвечали. Руководитель АО Мейрхат КАСЫМБАЕВ писал, что закупки проводятся "в рамках Правил осуществления закупок товаров, работ и услуг субъектами квазигосударственного сектора, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан". Также опровергалась работа в указанных сенатором фирмах в период с 2019 по 2022 годы, приводились аргументы относительно реализации инвестиционного проекта по внедрению системы взимания платы, о невыполнении объёмов работ, а то и прямом присвоении сотен миллионов государственных тенге подрядчиками. Но самой интересной была тема о невыполнении работ и растрате 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой".

К слову, эти две трассы имеют весьма немаловажное значение в государственном масштабе. Контролировать их стройку намеревались и главы областей, и министры, и даже предыдущий премьер Аскар МАМИН. Но факт остаётся фактом, их должны были сдать в эксплуатацию ещё в прошлом году, но до завершения проекта ещё очень далеко. И жителям этих регионов по большому счёту неважно, кто тут прав, кто виноват – они видят, что стройка встала и транспортные артерии не функционируют. А значит, никому в профильном министерстве, а может даже и правительстве, нет особого дела до того, почему так происходит. Сама ситуация с грандиозными стройками очень интересна и достойна отдельного материала. Но его подготовка займёт немалое время. 

Пока же отметим, что Ratel.kz решил уточнить пару моментов из запроса сенатора у одного из подрядчиков. И там предоставили очень интересную информацию. Генеральный директор ТОО "СП "КазГерСтрой" Азизжон ТАШМЕТОВ, отвечая на официальный запрос редакции, сообщил, что нынешний руководитель "КазАвтоЖол" всё же много лет работал в этой фирме. Если конкретно – с 2011 по 2019. И сделал там неплохую карьеру, начав с вице-президента по общим вопросам и закончив должностью генерального директора. 

Читайте также
АО "НК "КазАвтоЖол" заключил незаконные договоры на 8 миллиардов тенге

И что ещё интереснее, из предоставленных документов следует, что в с мая 2022 по январь нынешнего года департаментом государственных доходов по г. Астане была проведена документальная налоговая проверка за период с 01.01.2017 по 31.12.2021 и составлен Акт документальной налоговой проверки №161. И за 2019 год (когда гендиректором был Мейрхат Касымбеков) фирме доначислили грандиозные суммы налогов и пени. Например, доначислен КПН за 2019 год в сумме 1 143 883 972 тенге. На десятки миллионов завышены вычеты в сумме по сомнительным требованиям, расходы по амортизационным отчислениям и вычеты по курсовой разнице. Но это цветочки. Главное, что установили фискалы – по акту документальной проверки №161 исключены из вычетов расходы по приобретению ТМЗ на сумму 4 191 298 570 тенге у компаний, которые являются неблагонадежным и по которым у ДГД имеются уведомления камерального контроля. То есть эти деньги бюджету нужно будет возместить. 

Есть даже список этих предприятий, на поверку сильно напоминающих однодневки: ТОО "Аксу Строй 2017", ТОО "Green Technologies Kazakhstan", ТОО "МИД-ГРУПП", ТОО "АзияСтройКом", ТОО "Нур-Жол AST", ТОО "Казгеодор", ТОО "ТрансСтрой АЕ", ТОО "Элит Билдинг Групп", ТОО "СтальЦентрАстана", ТОО "Inditex KZ", ТОО "Daris Grupp", ТОО "ОРДА – НТ Құрылыс", ТОО "СУ – Engineering", ТОО "АСАБ строй", ТОО "ALI-AR GROUP", ТОО "Жаңару Құрылыс Компаниясы", ТОО "Astana Kontakt 2019". 

У самого ТОО "СП "КазГерСтрой" теперь есть немало вопросов к руководителю АО "НК "ҚазАвтоЖол". Не как к крупному чиновнику, а как к бывшему сотруднику. Но у тех, кто готовил документы для ответа премьеру Смаилову, их, похоже, не возникло. А жаль.

Фото: primeminister.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента