Создатель и основной разработчик ресурса Zero.kz прокомментировал отказ портала Nur.kz от казахстанского рейтинга сайтов
В пятницу, 11 августа, генеральный директор портала Nur.kz Куат БАХРИДИНОВ заявил о выходе ресурса из рейтинга Zero.kz. Это решение он объяснил тем, что рейтинг Zero якобы занижает показатели минимум в два раза.
- Ничего особенного в том, что Nur.kz выходит из рейтинга, нет. Хотя в своем пресс-релизе они лукавят: например, о том, что Zero не учитывает аудиторию Facebook. Если они не ставят на своих приложениях и ссылках счетчики, то это их проблема, - прокомментировал его слова создатель и основной разработчик ресурса Zero.kz Александр УСКОВ (на снимке).
- Г-н Бахридинов, гендиректор Nur.kz говорит о том, что интернетом в Казахстане пользуется более 11 миллионов человек. Насколько эти данные совпадают с вашими?
- Общая посещаемость Казахстана – это более 9 миллионов посетителей. Nur.kz - один из крупнейших порталов, само собой, на сайт заходит много посетителей. О точном их количестве я не готов говорить, но опять же повторю, что у них нет счетчиков на мобильных приложениях.
- Утверждается, что счетчик Zero.kz и близко не отражает реальные цифры их посетителей, что их больше в два с половиной раза, чем показывает ваша статистика.
- Люди очень часто путают понятия. Мы не являемся конкурентами Google Analytics или Yandex.Metrika, мы не датчик статистики, а система рейтингов. То есть мы ранжируем казахстанские сайты по определенным показателям, и для нашей системы количество пользователей - это не самый главный показатель. И так как Zero.kz – это рейтинг, а не набор статистических данных, то мы стараемся максимально отсеять разного рода случайный и недобросовестный трафик.
- По каким параметрам вы считаете рейтинг того или иного сайта?
- В первую очередь рейтинг строится по IP-адресам заходящих на сайт клиентов, потому что это единственный показатель, который очень сложно «накрутить». Дополнительно идет обработка пользователей и всего остального. То есть Zero.kz, конечно, дает некоторую статистику, и она открыта собственно владельцам ресурсов.
Google Analytics или Yandex.Metrika показывают статистику более читаемого контента для рекламщиков или sms-менеджеров.
- Какой аудитории адресованы ваши показатели?
- Так исторически сложилось, что наши рейтинги интересны web-разработчикам. Мы интересны людям, которые заточены на техническую оптимизацию ресурсов.
Автор релиза и спикер сайта просто перепутали понятия, они говорят о рекламодателях как о потребителях нашей информации, но у нас несколько иные задачи.
Zero.kz позволяет сравнить рекламные площадки по некоторым параметрам и категориям, но при этом дает мало информации о количестве пользователей. И опять-таки, кого мы считаем пользователем? Это может быть и человек перед монитором в офисе или дома, и обладатель мобильного телефона.
С точки зрения Zero.kz, это разные пользователи. Например, один человек может быть расценен как несколько пользователей, и наоборот, несколько пользователей могут быть посчитаны как один.
- Если я пятнадцать раз зашла на сайт, то меня посчитают как пятнадцать пользователей?
- Если не будет сделано чего-то специально для анонимизации, то посчитает как одного. Но это проблема не только Zero.kz, а всех подобных систем. Существует не очень много возможностей, чтобы выделить какого-то отдельного человека, посещающего сайты. При этом, если мы говорим чисто про сайты, то технически бывали расхождения с другими системами, но, как правило, в рамках статистической погрешности.
Информационные ресурсы, объединяющие сайт, приложения и еще что-то все время пытаются представитьсебя единой рекламной площадкой, потому что владельцам выгодно показать клиентам общую аудиторию. А это большой вопрос.
- Вам не показалось, что Nur.kz как-то громко заявил о своем выходе из вашего рейтинга – и релиз, и интервью гендиректора…
- Не такой уж и громкий выход, он коснулся лишь некоторых рекламных площадок. Рекламодатели привыкли соотноситься с рейтингом Zero. На мой взгляд, отказ от Zero.kz позволит недобросовестным рекламным площадкам повышать свои показатели. Но я не исключаю, что этот выход может побудить также уйти и другие рекламные площадки.
- Под недобросовестными вы имеете в виду тех, кто завышает трафик?
- Есть масса ресурсов, у которых можно закупить так называемый «паразитный» трафик, где, грубо говоря, на сайт заходит не живой пользователь, а некая автоматизированная система. Все подобные системы достаточно хорошо умеют обходить системы статистики, которые дает Google Analytics или Yandex.Metrika.
Дело в том, что этот «паразитный» трафик делает достаточно серьезную выборку и не дает какой-то бешеный взлет посещаемости, но 20-30% накручивает, размазывая их так, что в выборках основных агрегаторов статистики его просто не будет видно - он спрячется за основными показателями трафика.
- Г-н Бахридинов говорит и о том, что similarweb.com, www.alexa.com, www.liveinternet.ru даже в усечённом режиме дают больше информации, чем Zero.kz. Это так?
- Liveinternet.ru – это российский аналог Zero.kz. Наши показатели мало различаются, как я и говорил - в пределах статистических расхождений. Надо понимать и то, что если ресурсу интересно развитие, в том числе и привлечение рекламодателей, то ему интересно участие в рейтингах, подобных тем, что делает Zero.kz. Но если ресурс получил имя и имеет свою аудиторию, в том числе среди рекламных агентств, то, видимо, ему уже не очень нужны сторонние проверки
- Заявления генерального директора Nur.kz, каким-то образом могут ударить по репутации Zero.kz?
- Не думаю, что это ударит по нашей репутации. Примерно то же говорили несколько лет назад, когда сайты «Колеса» и «Крыша» ушли из нашего рейтинга. Ухудшится чисто казахстанская статистика, мы станем меньше знать именно о сайтах Казахстана.
Но надо понимать, что мы бесплатный ресурс, мы не заставляем владельцев сайтов подключать наш счетчик, хотя государство сделало это обязательным для некоторых сайтов и требует от них справки с нашими данными.
Я говорю о тех, кто хочет участвовать в государственных закупках. Но и это говорит о нашей репутации - мы работаем уже более 15 лет, и за это время никто не смог упрекнуть нас в том, что мы действуем неправильно.
Фото с личной страницы Александра Ускова в Facebook.