Нурсултан Назарбаев предложил создать объединенное Евразийское экономическое пространство
Астанинский экономический форум (АЭФ) в этом году прошел под девизом экономии. Участников, ожидавших трехдневной демонстрации шикарного ивента, встретили суровые охранники. Всех, кто не успел заранее получить бейджи, отправили мерзнуть в очередь под полиэтиленовым шатром, где менеджеры печатали пластиковые карточки-пропуски. Организаторы не пощадили и зарубежных гостей. Иностранцы сначала выстраивались в линейку, но когда местные граждане показали им правила поведения в очереди, быстро приспособились и сдавленные натиском толпы безмолвно качали головами при виде «своих».
Первый день форума на информационном поле мог пройти совсем незаметно, если бы не скандал с журналисткой из Тараза, не пожелавшей подчиняться сотрудникам пресс-служб. Инцидент, конечно, не стоит выеденного яйца, но организаторы форума намеренно привлекали к нему внимание, выложив детали на сайт форума. Создавалось впечатление, что на АЭФ изо всех сил хотели показать, как в Казахстане не нуждаются в прессе. Журналистов не впускали в парадные двери Дворца независимости, перенаправляя от одного служебного входа к другому. На профессиональных охранниках и менеджерах, кажется, тоже экономили.
Второй день форума оказался более значимым благодаря участию президента. Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил создать новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут – Евразийский трансконтинентальный коридор.
- Он будет пролегать через всю территорию нашей страны, позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно. Это намного короче путь, чем через океан. Это сближает и это создает безопасность, потому что нам всем выгодна безопасность, - объяснил в своем выступлении президент.
- Я предлагаю создать объединенное Евразийское экономическое пространство. Нам важно принять единые правила, которые учтут национальные интересы всех участников, и в то же время будут направлены на устранение барьеров, повышение взаимовыгодной интеграции. Правила должны касаться в первую очередь торговли, транспортировки, движения ресурсов. Создание экономического пояса Шелкового пути - все это, по сути, закладывает этот принцип в рамках объединенного Евразийского пространства, - уточнил Нурсултан Назарбаев.
Предложение главы государства так заинтересовало участников, что уже во второй половине дня тему продолжили обсуждать на транспортно-логистическом бизнес-форуме «Новый Шелковый путь».
- Сегодня мы сформировали надежную железнодорожную сеть, которая оптимизировала проходящие через Казахстан транспортные коридоры, и построили 1 700 км новой железнодорожной линии. Развитие инфраструктуры существенно повышает транзитный потенциал Казахстана в сообщениях, проходящих из Китая в Россию и Европу, через Каспийское море - на Кавказ, Турцию и Южную Европу, через Туркменистан - в страны Персидского залива, - напомнил своим зарубежным коллегам президент АО «НК «КТЖ»» Аскар МАМИН. - Новая международная железнодорожная линия открыла прямой железнодорожный маршрут коридора «Север-Юг», который соединил Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран с выходом в страны Персидского залива, Индию и Пакистан.
Если верить экспертам, на которых ссылается Мамин, к 2020 году объем перевозок по новой линии составит свыше 15 млн тонн (в том числе транзит – 5,8 млн тонн, казахстанский экспорт – 7,3 млн тонн, импорт – 1,9 млн тонн).
Перспективы, которые обещает Казахстан, так понравились топ-менеджерам зарубежных транспортных компаний, что они принялись из всех сил рекламировать свои планы развития. Член правления железных дорог Ирана Анне Мохаммад Кусе ГАРАВИ рассказал, как важен потенциал транспортного коридора Иран-Туркменистан-Казахстан.
- Этот маршрут сокращает доступ Казахстана к Персидскому заливу, а также стоимость транспортировки. Время также короче в сравнении с другими транспортными коридорами. Он позволит упорядочить торговлю между Центральной Азией, Россией, позволит вывести товары в международные воды буквально в ближайшие десятилетия. Грузооборот вначале составит 3 млн тонн, но он вырастет до 10 млн тонн в год, - сказал представитель иранской стороны.
За расширение международной транспортной системы по очереди высказались представители Гонконга, Китая, Латвии и Литвы. Они приводили статистику роста товаро- и грузооборотов, увеличения инвестиций в логистику.
- Литва хочет, чтобы этот путь был шелковым не только по грузам, но и в отношении качества перевозок, - сказал гендиректор АО «Литовские железные дороги» Стасис ДАЙЛИДКА.
Президент африканской железнодорожной компании Сиабонга ГАМА, выслушав коллег, решил ущипнуть их, заметив, что им следовало бы меньше использовать маркетинговые приемы.
- На севере вроде как все хорошо и весело, если вас послушать, все вот эти вот презентации. Что касается быстрого роста – все хорошо, все быстро развивается. Но.., - и сам принялся рассказывать о достижениях своей страны в развитии транспортной инфраструктуры, предварительно объяснив, где находится Южная Африка.
- Мы отправляем поезда, которые возят железную руду, которые тоже несколько километров в длину – это 342 вагона, поэтому мы отправляем самые длинные поезда в мире. Это достойно книги рекордов Гиннеса, но это нормальный такой рабочий поезд, - похвастался руководитель южно-африканской железнодорожной компании.
Участники дискуссии предпочли не спорить на тему, где «самые поездатые поезда», каждый остался при своем мнении.
В целом, Казахстан изо всех сил демонстрировал делегатам форума экономический потенциал, на счет которого некоторые местные эксперты, да и зарубежные тоже, могли бы поспорить, но так и не решились это сделать. Успокоил публику и глава ЕБРР Дмитрий ПАНКИН, предположив на пресс-конференции, что вопрос создания единой валюты в рамках ЕАЭС – «далекое будущее».
Несмотря на то, что программу форума в этом году сократили до двух дней, организаторы и гости остались довольны.
Председатель правления российского Сбербанка Герман ГРЕФ даже подарил комплимент автору плана «100 шагов для реализации 5 институциональных реформ», назвав комплекс президентских идей «фундаментальным документом», а после форума, довольный, поехал на встречу с одноклассниками. Герман Оскарович совсем не подозревал, что его похвала померкнет после высказывания другого иностранного гостя. Зарубежный эксперт Джейкоб ФРЕНКЕЛЬ не поленился подсчитать экономический эффект «ста шагов», которые так понравились Грефу, и в итоге сравнил этот документ со словами американского астронавта Нила АРМСТРОНГА о прогрессе, который принёс человечеству его полёт на Луну.
- 46 лет назад первым человеком на Луне был Нил Армстронг. Он сказал "Один небольшой шаг для человека – это огромный шаг для всего человечества». Мы сегодня говорим о ста шагах - не маленьких шагах, и они будут гигантскими скачками для Казахстана, если будут полностью реализованы, – заявил Френкель и сорвал овации благодарной публики.