
Он известен как автор музыки к фильмам Тарковского и пионер электроники
Широкому слушателю АРТЕМЬЕВ известен в первую очередь как кинокомпозитор, сообщает Би-би-си.
В 1970-е годы созданная им звуковая палитра к фильмам Андрея ТАРКОВСКОГО ("Зеркало", "Солярис", "Сталкер") и Никиты МИХАЛКОВА ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино") была такой же яркой, свежей и запоминающейся как и их, новый для своего времени, киноязык.
Артемьев стал восприниматься как голос нового художественного поколения, формально остававшегося в рамках советской официальной культуры, но стремившегося к расширению ее горизонтов, выходу из привычных, навязанных постылым соцреализмом канонов.
И хотя фильмы Тарковского и Михалкова были далеко не первыми киноработами Артемьева - до этого на его счету уже был добрый десяток фильмов с более традиционной киномузыкой - в новое кино он пришел с богатым, накопленным в далеком от традиции музыкальном экспериментировании опытом.
Еще в 1960 году, в разгар оттепельного послабления, 23-летний выпускник Московской консерватории познакомился с инженером Евгением МУРЗИНЫМ, создателем одного из первых в мире синтезаторов.
Мурзин назвал свой синтезатор "АНС". За этой аббревиатурой стояло имя Александра Николаевича СКРЯБИНА, русского композитора начала XX века, пионера музыкального авангарда и разработчика концепции светомузыки.
Пользуясь идеями Скрябина, гениального изобретателя первого электронного инструмента терменвокс Льва ТЕРМЕНА и только-только проникавшей сквозь прохудившийся железный занавес музыкой западных коллег Карлхайнца ШТОГКГАУЗЕНА и Пьера БУЛЕЗА Артемьев вместе с другими композиторами-единомышленниками (Альфред ШНИТКЕ, Владимир МАРТЫНОВ, Эдисон ДЕНИСОВ, Софья ГУБАЙДУЛЛИНА) в рамках созданной ими Экспериментальной студии электронной музыки заложил основы советской электронной, авангардной музыки.
Фото: ТАСС.