Основатель и почетный председатель французской партии Национальный фронт (НФ) Жан-Мари Ле Пен лишился в четверг вечером партийного билета. Дисциплинарное решение приняло Исполнительное бюро фронта, сообщает ТАСС.
Судьба почетного председателя решалась в отсутствие двух ключевых фигур. В Париже в это время не было ни дочери основателя и действующего лидера НФ Марин Ле Пен, ни ее первого заместителя Флориана Филиппо. Однако мало кто сомневался в том, что именно они и настояли на самой жесткой мере наказания.
Шесть членов руководства, вынесших вердикт, ограничились лапидарным и лишенным пафоса сообщением без указания мотивов. Бюро, как следует из лаконичного коммюнике, исключило основателя "необходимым большинством" голосов.
"Я попал в засаду", - заявил журналистам оскорбленный почетный председатель после объявления итогов заседания. Он назвал себя "жертвой политического преследования", упрекнув своих оппонентов в "насаждении единомыслия".
В 87 лет Жан-Мари Ле Пену трудно рассчитывать на эффектное возвращение на политическую сцену. Ветеран, как напомнил в четверг он сам, впервые пришел в политику шесть десятилетий назад. Офицер-десантник и участник войны в Индокитае, он был избран в январе 1956 года депутатом Национального собрания. Правда, с парламентской скамьи законодатель уже через несколько месяцев направился к месту других боевых действий - в Алжир.
В Бурбонском дворце - резиденции Национального собрания - Ле Пен энергично поддерживал главного критика французского парламентаризма Пьера Пужада. Он называл своего политического наставника "символом борьбы среднего класса против бюрократизма и налогового гнета".
Эстафету этого противостояния он принял в 1972 году, основав собственную партию - Национальный фронт. На протяжении последующих десятилетий фронт под его началом настойчиво добивался сокращения иммиграции, отмены двойного гражданства, обуздания преступности с помощью жестких наказаний, максимального "раскрепощения" предприятий.
В 2002 году Ле Пен произвел настоящую сенсацию. На волне умело построенной избирательной кампании он прорвался во второй тур президентских выборов, оттеснив кандидата социалистов премьер-министра Лионеля Жоспена. Во втором туре Франция - левая и правая - солидарно проголосовала за Жака Ширака. Но прорыв Ле Пена вошел в политическую историю.
Спустя еще девять лет, в январе 2011 года, основатель фронта решил уступить авансцену новому поколению. Очевидной наследницей стала младшая среди его трех дочерей Марин Ле Пен. "Лепенисткой" ее сделали испытания, пережитые еще в детстве: ноябрьской ночью 1976 года в дом, где жила семья, была брошена бомба.
По иронии судьбы, став адвокатом, дочь должна была защищать в суде иммигрантов, выдворения которых требовал ее отец. Спустя несколько лет он призвал ее на должность юридического советника в штаб-квартиру Национального фронта, а со временем и вовсе передал дочери бразды правления.
В начале этого десятилетия основатель партии предоставил ей карт-бланш. Он признал естественными различия: "Марин принадлежит другому поколению. Она женщина, мать и живет со своей эпохой. И многие вещи кажутся ей более важными, чем мне".
Тем не менее различия в стиле и разногласия в оценках проявились вскоре в гораздо большей мере, чем предполагал почетный председатель. Ле Пена-старшего не раз обвиняли в разжигании ксенофобии. Он публично сомневался в масштабах Холокоста, называя его "деталью" Второй мировой войны. Различные судебные инстанции не менее двух десятков раз выносили ему порицания.
Высказывания основателя Национального фронта Марин Ле Пен долгое время предпочитала дипломатично называть "контрпродуктивными". Но ее терпению пришел конец. В апреле этого года, когда отец взял под защиту маршала Филиппа Петена, возглавлявшего в годы Второй мировой войны режим Виши, дочь объявила о начале дисциплинарной процедуры и потребовала от почетного председателя окончательно уйти из политики.
По убеждению Ле Пен-младшей, ее отец стал бременем для партии. В год, когда он уступил ей председательское кресло, оппоненты предрекали "долгое блуждание по пустыне". Тем не менее на своих первых же президентских выборах в 2012 году Ле Пен-младшая сумела заручиться в первом туре поддержкой 18% электората, получив 6,5 млн голосов. Это стало историческим рекордом для партии.
Часть нового электората привлекли не только националистические лозунги, но и "антисистемность" Национального фронта. В протестном голосовании в поддержку "партии против всех" сегодня участвует все больше избирателей из рабочей и студенческой среды. Социолог Кристоф Гийу объясняет успех НФ растущим брожением французской "глубинки" - провинциальных городов и сельских агломераций, периферийных территорий вдали от мегаполисов. Именно там сосредоточено сегодня до 80% "новых пролетариев", составляющих основу электората партии: рабочих, служащих, разоряющихся мелких предпринимателей, пенсионеров.
Данные опросов последних месяцев показывают, что конфликт отцов и детей в партии не подорвал личного рейтинга Марин Ле Пен. Он сейчас как никогда высок. В преддверии важных региональных выборов, а затем и президентского избирательного марафона лидер Национального фронта, опираясь на поддержку Флориана Филиппо, делает ставку на всемерную модернизацию партии. Риторика прошлых лет ее больше не устраивает.