Журнал Forbes, который любит считать чужие деньги и составлять рейтинги на эту тему, признал "Исламское государство" (ИГ) самой богатой террористической организацией в мире — оно опережает и колумбийских повстанцев, зарабатывающих на кокаине, и "Талибан", и "Аль-Каиду", передает РИА Новости. Один из главных источников дохода ИГ — торговля нефтью и газом. Неудивительно, что именно за них развернулась главная битва между боевиками и сирийской армией.
"Мы знали, что они могут напасть, но это все равно произошло неожиданно. Вдруг началась стрельба, какой-то шум. Боевики! Через черный ход выбежали к машине, удалось уехать", — вспоминает инженер газового месторождения "Аш-Шаер" на востоке провинции Хомс события прошлой весны.
Большинству персонала в тот раз удалось сбежать. Но несколько инженеров пропали. Об их судьбе до сих пор ничего не известно.
"Вернулись мы на станцию только через год, когда армия сумела ее отбить. Нас поразило, что при игиловцах завод продолжал работать. Они явно привезли с собой каких-то специалистов, причем высокого уровня. ИГИЛ — это целая организация. Это не просто какие-то бушующие варвары. То есть 90 процентов — это варвары. Но внутри этих 90 процентов есть специалисты, есть структура. Сейчас у ИГИЛ есть два нефтегазовых завода в городе Дейр-эз-зор, и они работают", — свидетельствует инженер.
А когда военные выбили ИГИЛовцев с месторождения "Аш-Шаер", боевики забрали несколько важных приборов. "Человек, который говорил, что надо забрать с собой — тоже специалист. Дилетант в этих приборах ничего не поймет", — рассуждает инженер.
Правда, еще боевики разбили все компьютеры и сожгли домики, где жили рабочие.
ИГИЛ не скрывает, что захват газовых и нефтяных скважин, перерабатывающих заводов — важнейшая тактическая цель "Исламского государства". Нефть и бензин нужны для заправки техники самих боевиков, для перепродажи местному населению и даже заграницу. Это важный источник пополнения бюджета ИГИЛ.
В интернете легко найти ролики, где бойцы ИГИЛ хвастаются захваченными мобильными станциями по перегонке нефти — Катар поставил их местным общинам на "освобожденные" от режима Башара Асада территории, но эти грузовики с установками довольно быстро оказались в руках ИГИЛ.
Корреспонденту РИА Новости удалось пообщаться с одним из ИГИЛовцев, гражданином Киргизстана, попавшим в плен к сирийским спецслужбам. В городе Ракка, провозглашенном столицей ИГИЛ, он отвечал за перегонку нефти. "Сначала мы покупали сырую нефть у "Сирийской свободной армии" (ССА, более умеренная группировка), которая добывала ее на захваченных месторождениях на востоке провинции Хомс. Потом ИГИЛ отобрал эти месторождения у ССА, решив, что может обслуживать их сам", — рассказывает он.
"Готовый бензин, баллоны с газом продаются населению, и даже вывозятся в Турцию", — утверждает пленный пособник боевиков. С учетом того, что большинство жителей захваченных ИГИЛом районов продолжает получать зарплаты от официального Дамаска, деньги у населения есть.