Десять из 15 Поместных Православных церквей празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря — как и большинство христиан западного мира.
"Эти Церкви пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым Новоюлианским, появившимся в 1920-е годы. Пока он совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году", — сообщил РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
По старому Юлианскому календарю живут пять Православных церквей мира. Вместе с Русской православной церковью праздник Рождества Христова в ночь с 6 на 7 января отметят Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда и некоторые протестанты.
По словам представителя РПЦ, Польская православная церковь в марте 2014 года вернулась полностью на старый календарный стиль — через 90 лет после того, как по настоянию тогдашних государственных властей приняла новый календарь в церковной жизни. Однако большинство ее приходов продолжали отмечать праздники по старому стилю, и его официальное восстановление было встречено верующими с удовлетворением.
"Тема церковного календаря является одним из вопросов повестки дня Всеправославного собора, запланированного на 2016 год. Но никаких революционных решений от предстоящего общеправославного форума не ожидается, — хотя бы уже потому, что все его постановления будут приниматься исключительно на основе единогласия всех автокефальных церквей православного мира, а церкви, придерживающиеся старого календаря, включая Русскую, отнюдь не намерены пересматривать свою практику в этом отношении", — отметил протоиерей Николай Балашов.
По его словам, Всеправославный собор, скорее всего, подтвердит высказанное еще в 1948 году мнение Совещания глав и представителей православных церквей о том, что "для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем" при сохранении общей Александрийской пасхалии.
Проект постановления Всеправославного собора по этому вопросу, подготовленный в 1982 году, будет предварительно рассматриваться начавшей свою работу минувшей осенью Специальной межправославной комиссией, принимающей свои рекомендации также на основе принципа консенсуса (единогласия). В упомянутом проекте говорилось, что календарный вопрос "является предметом подобающей оценки Церковью своей пастырской ответственности и соответствующих нужд своей паств">; при этом подчеркивается, что единство Православия "никоим образом не должно быть поколеблемо", и календарные различия "не должны вести к разделению, расхождениям и расколам". "Значит, настроения паствы обязательно будут учтены участниками собора", — подытожил Балашов.
Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание Православных церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.
Расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского — за 3 тысячи 333 года, а Новоюлианского — за 40 тысяч лет.
Тем не менее Балашов заверил, что "в настоящее время перед Русской православной церковью вопрос о перемене календарного стиля не стоит". "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", — подчеркнул представитель Московского патриархата.
Правда, по его словам, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сказал РИА Новости, что многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по Юлианскому календарю — 7 января. Вместе с православным большинством 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.
В представительстве же Армянской апостольской церкви, живущей по собственному, "апостольскому" календарю, РИА Новости сообщили, что встречают Рождество в ночь с 5 на 6 января.