Россия не собирается подписывать международный договор о торговле оружием

951 просмотров
0
Понедельник, 15 Дек 2014, 13:00

Российские военно-промышленные компании стали единственными в мире, кто смог существенно (на 20%) нарастить продажи в 2013 году — это следует из оказавшегося в распоряжении газеты «Коммерсантъ» ("Ъ") доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). В 2014 году российские военные эксперты не ожидают изменения этой тенденции, а возможное падение продаж вооружений прогнозируют на будущий год — из-за санкций и секвестра бюджета. Между тем Москва, по данным "Ъ", не намерена подписывать вступающий в силу 24 декабря международный договор о торговле оружием.

Сегодня SIPRI представит свой новый доклад "Об объемах продаж 100 крупнейших мировых военно-промышленных компаний за 2013 год". "Ъ" заранее ознакомился с документом.

По данным SIPRI, общая сумма вооружений, военной техники и услуг военного назначения, проданных 100 крупнейшими мировыми производителями оружия, составила в 2013 году $402 млрд (в обзоре не учтены компании из КНР в связи с недостатком доступных данных). Это на 2% меньше, чем годом ранее. Наибольший спад продаж — у компаний из Италии (более 15%) и США (более 5%). При этом американские фирмы, как и в 2012 году, занимают пять верхних строчек рейтинга SIPRI: Lockheed Martin, Boeing, BAE Systems, Raytheon и Northrop Grumman.

Как сообщалось в середине мая, Россия пока не будет подписывать международный договор о торговле оружием. В правительстве документ сочли "недоработанным" и "малосодержательным"

Единственной страной, чьи производители вооружений в 2013 году смогли существенно нарастить продажи, оказалась Россия — 20% роста. В топ-100 SIPRI вошли десять российских компаний. Это на одну фирму больше, чем в 2012-м: концерн "Созвездие" поднялся со 109-й строчки на 89-ю. Наибольшее же увеличение продаж, как следует из доклада, наблюдалось у корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (рост 118%), концерна ПВО "Алмаз-Антей" (34%) и Объединенной авиастроительной корпорации (20%). Рост продаж вооружений у производителей из РФ SIPRI фиксировал и годом ранее.

Эксперты SIPRI объясняют успехи российских производителей вооружений внутренними факторами, прежде всего резко возросшим объемом гособоронзаказа. Согласно плану военной реформы, до 2020 года на программу перевооружения российской армии будет выделено 19 трлн руб. Кроме того, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружения: по данным SIPRI, она занимает второе место по объему оружейных продаж с долей мирового рынка 27% (у США — 29%).

В апреле прошлого года Генассамблея ООН приняла МДТО — первый юридически обязывающий документ, устанавливающий правила рынка вооружений. Против документа, утвержденного подавляющим большинством голосов, выступили КНДР, Иран и Сирия, в числе воздержавшихся оказалась Россия

При этом в профильных ведомствах РФ дают понять, что реальные объемы продаж российских производителей вооружения даже выше данных SIPRI. "В различных аналитических службах, в том числе международных, используются разные методики, и цифры очень часто не совпадают с нашими. У SIPRI, например, данные о нашей деятельности вообще значительно расходятся с теми цифрами, которые называем мы, и чаще всего в меньшую сторону,— заявил в интервью "Ъ" гендиректор спецэкспортера вооружения "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин (см. "Ъ" от 27 января).— Это происходит потому, что у них нет полной информации". По словам же источника "Ъ" в российской системе военно-технического сотрудничества, 2014 год не стал исключением, и данные SIPRI вновь будут отличаться от реальных. "Они используют информацию из открытых источников, мы же при своей работе опираемся на закрытые данные, зачастую носящие гриф "секретно"",— пояснил собеседник "Ъ".

В 2014 году, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, показатели производства и поставок оружия как внутри страны, так и иностранному заказчику у российских производителей останутся на "должном уровне". "Падение может начаться в 2015 году,— пояснил эксперт "Ъ".— Санкции могут нанести урон на внешнем рынке, а секвестр военного бюджета — на внутреннем".

Между тем Москва, по словам источника "Ъ", близкого к правительству РФ, не намерена подписывать международный договор о торговле оружием (МДТО). Речь идет о первом юридически обязывающем документе, устанавливающем правила рынка вооружения. МДТО был принят Генассамблеей ООН в прошлом году. Договор регламентирует торговлю танками, бронетранспортерами, артиллерийскими системами, истребителями, вертолетами, ракетами и пусковыми ракетными установками, а также легким и стрелковым оружием. До последнего времени в добровольный регистр обычных вооружений ООН информацию подавали менее 40% государств. Ежегодный же объем мировой торговли оружием оценивается в $70 млрд.

Против принятия МДТО выступили лишь КНДР, Иран и Сирия. Россия оказалась в числе 23 воздержавшихся стран. На данный момент договор подписали 125 стран, а ратифицировали 55. Он вступит в силу через 90 дней после ратификации 50-й страной, а именно 24 декабря.

Москва не стала подписывать МДТО, поскольку не были учтены два ее ключевых требования: о включении в текст договора пункта о запрете поставок вооружений "неуполномоченным негосударственным субъектам" и об ужесточении положения о реэкспорте оружия. В итоге документ ограничивает легальную продажу оружия проблемным режимам (например, нарушающим права человека), но не ставит заслонов на пути передачи вооружений оппозиции, воюющей против правительств своих стран. По словам собеседника "Ъ", эксперты из профильных российских ведомств сочли, что договор получился "недоработанным" и "малосодержательным".

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером