Россияне начинают тратить сбережения, приобретая крупные товары. Об этом передает КазТАГ, цитируя РБК со ссылкой на опрос ЦБ России.
«Россияне боятся девальвации рубля и роста цен, поэтому тратят деньги, как перед кризисом. Опрос ЦБ зафиксировал в сентябре максимальную за всю историю наблюдений склонность населения к крупным покупкам», - говорится в публикации.
Рост потребительских цен ускоряется, и это становится заметным все большему числу потребителей. По сравнению с августом, на который пришлось введение продовольственного эмбарго, доля россиян, которые отметили ускорение роста цен, выросла на 6 п.п., до 34%, согласно опросу 2 тыс. человек, проведенному по заказу Банка России 15-22 сентября.
«Это меняет потребительское поведение: люди стремятся успеть купить товары, пока цены на них не выросли еще больше. Доля респондентов, которые считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, увеличилась на 2% по сравнению с августом, также до 34% – это максимальное значение за всю историю наблюдений», - отмечается в сообщении.
Опубликованный на опрос от Сбербанка CIB показал, что крупные покупки являются единственным компонентом спроса, демонстрирующим рост: с «-14%» в июне до «-12%» в сентябре.
«Вероятно, это отражает опасения населения, связанные с инфляцией и ослаблением рубля, а также с общей нестабильностью в экономике», - пишут аналитики.
Росстат второй квартал подряд фиксирует максимальные с третьего квартала 2008 года значения индекса благоприятности условий для крупных покупок, следует из обзора потребительских ожиданий в России в третьем квартале 2014 года от 7 октября.
Как объясняет директор центра анализа доходов и уровня жизни населения ВШЭ Лилия Овчарова, «всякий раз, когда рубль обесценивается, население предпочитает мобилизовать ресурсы на покупку дорогих и крупных товаров, понимая, что завтра может быть еще хуже».
Что подразумевается под крупными покупками, ЦБ в своем отчете не уточняет. Продавцы, например, квартир и автомобилей роста спроса точно не фиксируют.
Предложение на рынке уже превышает спрос, при этом покупатели не торопятся подписывать договоры. Отмечается, что сроки принятия решения о приобретении квартиры увеличились и сейчас составляют в среднем 2,5-3 месяца.
На сайте аналитического центра Irn.ru утверждается, что средняя цена 1 кв. м жилой недвижимости в Москве снизилась в сентябре по сравнению с августом на 2,5%, до $4,863, в свою очередь рублевые цены выросли – примерно в той же пропорции. По мнению экспертов Irn.ru, рублевый рост – весьма условный, он связан с желанием части продавцов проиндексировать цены по доллару.
«В нынешних условиях покупатели вряд ли будут способны переплачивать, поэтому в ближайшие месяцы мы, скорее всего, увидим продолжение падения цен», - пишут аналитики.
Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей (грузоподъемность – до 1,5 т, «Газель» и т. п.) в сентябре снизились на 20,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 го, до 197,2 тыс. штук, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
Продавцы бытовой техники настроены более оптимистично. Так, представитель «М. Видео» отмечает, что «для людей бытовая техника всегда является уверенным способом для инвестиций, а с учетом колебаний курса рубля многие считают, что хранить деньги рискованно и лучше инвестировать, например, в бытовую технику».
Между тем в туристической сфере нет такого всплеска потребления, о котором сообщает ЦБ. Также падает потребительский спрос, посещаемость торговых центров не растет.
Владелец калининградской продуктовой сети «Семья» добавляет, что «ситуация в региональных сетях сейчас безрадостная». Данные Росстата о динамике розничного рынке в сентябре еще не публиковались.
Трафик в крупных торговых центрах Москвы снижался с марта, в конце июня вернулся к показателям 2013 года, но в августе снова ушел в минус. В этом году в столице должен быть введен рекордный объем новой торговой недвижимости – около 750 тыс. кв. м (всего будет примерно 5 млн кв. м), но моллы открываются полупустыми. Если в предыдущие годы доля работающих магазинов в открывающихся торгцентрах колебалась в районе 70-80%, то в этом – 60-65%.