Константин Мильчин о том, как отличать правду от пропаганды
Уже четвертый месяц вместо того, чтобы работать, делать детей, пить пиво, копать огород или строить космические корабли, мы денно и нощно перепощиваем чудовищный бред, который гуляет по интернету. Давайте не засорять свой мозг и коллективную френдленту заведомой глупостью, ложью и слепленной тяп-ляп пропагандой. Вот список элементарных правил интеллектуальной гигиены.
1. 99% того, что вы перепощиваете, бред. Хуже того. Это плохо слепленная пропаганда, которая направлена на стравливание русских и украинцев, на разжигание ненависти, на разрушение семей, прерывание беременностей на нервной почве, на потерю аппетита, сна и полового влечения.
2. 100% того, что сообщают российские телеканалы, бред. Украинские телеканалы ничем не лучше. И те и другие занимаются пропагандой. У российских телеканалов просто больше денег и возможностей.
3. Давайте хотя бы иногда читать внимательно статьи. Если сайт ссылается сам на себя, а это нормально для многих украинских сайтов, — перед нами бред и дезинформация. Запомните эти слова: «хунта», «ватники», «бандеровцы», «террористы», «фашисты», «колорады», «укропы», «путиноиды». Если на сайте всерьез используются эти слова, значит, перед нами источник, даже не пытающийся претендовать на объективность. Чем больше истерики, тем больше лжи. СМИ или блоги, хоть как-то пытающиеся соблюдать объективность, воздерживаются от ярлыков.
4. Вы видите страшную картинку или информацию, которая вас потрясла? Будьте уверены, это бред. И чем больше ее сенсационность, кошмарность и ужасность, тем больше шансов что она бред.
5. Правительственное или армейское заявление без ссылки на правительственный сайт или хотя бы подлинный твиттер-аккаунт политика или ведомства — ложь и провокация. 90% фотографий и роликов, которые ходят по фейсбуку и подаются как инсайд с места событий, сделаны не там, не тогда, не теми. Количество ляпов как в российских, так и в украинских СМИ зашкаливает.
Буквально на днях по интернету ходил ролик, на котором в небе горел подбитый украинский вертолет. Вскоре выяснилось, что это видео из Сирии двухлетней давности, на нем вертолет правительственных сил, который сбили повстанцы. Кто-то аккуратно убрал аудиодорожку с криками «Аллах акбар!» и наклеил сверху заголовок с новой датой. Чья заботливая рука это сделала? Русского пропагандиста, желающего продемонстрировать, как круто воюют донецкие бойцы, украинца, желающего показать всему миру, какие звери эти русские? Тайна сия велика.
В информационной войне любой ролик может иметь двойное действие, на обе стороны.
6. Не верьте любым числам потерь больше 50. Это не Сталинград, когда шли в бой целые армии. Воюют небольшие отряды, как с той, так и с другой стороны. 50 человек для такой войны — огромная цифра. Конечно, теоретически такие потери могут быть, но чаще всего это просто бравые рапорты, не имеющие никакого отношения к реальности. Да еще и написанные за сотни километров от линии противостояния.
Цифры свыше 100 человек вообще не стоит принимать во внимание. Вот вы читаете и слышите про разнообразные «сотни»? Не обманывайте себя, сотня по-русски — это вообще рота. Просто так ее называют украинцы и казаки. В идеале рота действительно около 100 человек. В реальности — сколько соберут.
И еще: потери противника завышают все. Но самое интересное, что свои потери тоже многие завышают. Большие потери — это еще и возможность получить от начальства или спонсора подкрепление людьми и оружием.
7. Помимо СМИ есть еще очевидцы. Если вы нашли интересную информацию в соцсетях, то почитайте внимательно аккаунт человека. Как давно он создан, о чем и как писал раньше, есть ли у вас общие знакомые, какова интонация. Если там много истерики, чужих снимков и геополитических рассуждений, то, значит, все, что он пишет, бред и ложь. Но и очевидцам нельзя до конца верить. Во-первых, они видят лишь свой кусок общей картины. Во-вторых, наш мозг устроен так, что мы склонны дополнять и даже заменять личные впечатления чужими.
Если очевидец вдруг начинает почти дословно повторять то, что вы уже читали в других источниках, значит, он, скорее всего, этого не видел. Причем человек может быть вполне искренним, это все уловки нашего сознания.
8. Друг детства рассказал вам, что «в Донецке батальон кадыровцев»? Кум утверждает, что в Национальной гвардии сотни американских наемников? Тщательно расспросите кума, друга, брата. Видел своими глазами? Отличил на расстоянии двух сотен метров чеченца от смуглого уроженца Донбасса, еще и точно понял, что он из батальона «Восток»? И что, Краматорск действительно штурмуют американские «негры на хаммерах»? Вот прямо своими глазами видел? Беседовал с ними и чернокожий парень из Айовы честно изложил свой боевой путь? А кадыровский боец рассказал, что за дерево растет у его казармы в родном Гудермесе?
Или просто об этом все говорят? Я вовсе не утверждаю, что в украинской армии нет иностранных специалистов (наемников, страшных фашистов со всего мира), а на стороне ДНР и ЛНР не воюют чеченцы. Я не знаю точно. Я всего лишь прошу вас аккуратнее относиться к слухам. Парадокс информационной войны в том, что грозного союзника выгодно одновременно и отрицать, но и частично признавать.
Грубо говоря, у нас нет и не было никаких чеченцев, но поскольку ваша авиация их и убила, то теперь они придут и вырежут всех вас. Опять-таки у пропагандистов такая работа. А вам зачем им помогать?
9. На самом деле мало кто понимает, что там в реальности происходит. Или почти никто.
10. Хотите понять, что сейчас происходит на востоке Украины? Ну хотя бы приблизительно? Вот вам мое ноу-хау.
Не пытайтесь читать СМИ или блоги, хоть как-то претендующие на объективность. Ищите заведомо необъективные, пропагандистские источники. Где пишут «славно вату пожгли» и «замочили сотню укропов». Если в двух источниках, которые находятся явно по разные стороны баррикад, указана одна и та же информация, значит, описываемое событие действительно имело место быть.
А вообще помните: мы сейчас все, а те, кто находится на территории Украины, особенно, находимся на грани истерики. Потому что нам всем страшно. В состоянии истерики мы доверчивы и вспыльчивы. Мы готовы поверить во все, что угодно.
Рано или поздно весь этот ад кончится, и нам нужно будет как-то восстанавливать отношения друг с другом. Не тиражируйте бред.
Автор — редактор отдела культуры «Русского репортера»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Автор:Константин Мильчин
Источник:gazeta.ru