Очевидцы, присутствовавшие на концерте, утверждают, что места для вандалов были специально зарезервированы в первом ряду
Вандалы сорвали еврейский концерт в еврейский праздник
Сегодня ночью меня разбудил звонок сотрудницы. Она сообщила срывающимся голосом, что в Москве евреев травят газом. Я сначала не поверил. Газ для евреев имеет символическое значение. Газом уничтожена треть нашего народа в годы Катастрофы (сначала проведя его испытания на советских военнопленных в самой жуткой фабрике смерти – Освенциме). Мы относимся к этому болезненно. Правда, на сей раз газ оказался не смертельным – перечным. Травили лишь до слез. В остальном же моя сотрудница ничего не преувеличила.
Она была на праздничном вечере в Доме музыки, где «неизвестные злоумышленники», как сообщили потом СМИ, сорвали концерт Андрея Макаревича. Напомню: через несколько минут после начала выступления группа молодых людей, сидевших в первом ряду, стала кричать: «Макаревич – предатель родины!», «Позор!». А затем они распылили в зале перечный газ.
В принципе, эту выходку можно было бы воспринимать как очередной эпизод развернувшейся в последнее время постыдной травли выдающегося музыканта, включающей в том числе немотивированные отмены концертов Макаревича по всей стране. Но на сей раз организаторы шельмования перешли красную черту.
Вчера был один из главных еврейских праздников – Рош а-Шана. Евреи всего мира отмечали новый 5775 год. Именно к этому празднику был приурочен концерт, на котором Макаревич с группой других музыкантов намеревался выступить со своей единственной еврейской программой – «Идиш-джаз».
В свой праздник на концерт национальной музыки собралось большое количество евреев Москвы. Для них это было одно из главных праздничных мероприятий.
«Неизвестные злоумышленники» сорвали не только концерт столь не любимого ими музыканта – я думаю, он был лишь предлогом. Они осквернили еврейский праздник.
Российский еврейский конгресс воспринимает этот отвратительный инцидент как антисемитскую акцию. Нет никакого сомнения, что именно так она будет оценена и международной общественностью.
И дело тут не в особой еврейской чувствительности. В отличие от гражданского Нового года Рош а-Шана – важнейший религиозный праздник. Как отнеслись бы организаторы этой выходки к тому, что какие-то вандалы сорвали бы празднование Рождества? Как бы поступили мусульмане, если бы им осквернили Навруз?
Уважение национальных традиций – условие межнационального мира в многонациональной стране. Тут не может быть никаких компромиссов. Российский еврейский конгресс официально потребует от правоохранительных органов тщательного расследования этого безобразного и тщательного спланированного инцидента и наказания виновных.
Я не случайно каждый раз, упоминая «неизвестных злоумышленников», заключаю это словосочетание в кавычки. Речь идет не о спонтанной выходке «патриотично» настроенных хулиганов.
Очевидцы, присутствовавшие на концерте, утверждают, что места для вандалов были специально зарезервированы в первом ряду, исполнителей акции привели и усадили на них уже после начала концерта. Так что не случайно они смогли беспрепятственно исчезнуть «неопознанными».
Мне приходится много ездить по миру, принимать зарубежных гостей, лидеров международных еврейских организаций в Москве. Естественно, они, как правило, затрагивают вечную и больную тему – об антисемитизме. Я всегда отвечаю, что уровень антисемитизма в России сегодня самый низкий за всю историю. И не лукавлю здесь ни на грош.
Но я, тем не менее, хорошо знаком с историей нашей страны. И потому знаю, что все вспышки антисемитизма в России происходили лишь тогда, когда власть позволяла юдофобам проявлять свою ненависть к евреям открыто. Непротивление этому злу воспринималось как потакание антисемитизму, поощрение его. Безнаказанность воспринимается как призыв, становится стимулом.
Так было в конце XIX века, когда после убийства народовольцами Александра II начались еврейские погромы. Безучастность полиции в первых из них стала сигналом – и волна погромов охватила весь юг России, нынешнюю Украину. Именно тогда начался великий Исход евреев из России. Во многом благодаря ему США в следующем веке стали самой процветающей страной западного мира, началось возвращение евреев на Святую Землю, возник Израиль.
Так было при Николае II, когда на евреях стали срывать злость за поражение в русско-японской войне, и непротивление погромам со стороны властей опять вызвало погромную эпидемию. Это привело массу евреев в революционное движение. А когда вспыхнула Первая русская революция и вызванная ею демократизация, патриоты принялись расправляться с евреями, снова убедились в потакании властей – и ситуация очередной раз вышла из-под контроля. Как известно, самодержавие это кровопускание не спасло.
Так было при Сталине, который до войны пресекал проявления антисемитизма, а после войны решил дать выход скопившемуся пару. Внутренние разборки театральных критиков и деятелей искусства, переведенные в борьбу с очищением от еврейского засилья, были одобрены властью, усилены и развиты – и это едва не привело ко второй Катастрофе.
Так происходит и сейчас. Антисемиты все время пробуют действительно чуждую юдофобии власть на степень дозволенности.
Вот жестоко осудили сельского учителя на том основании, что «человек по фамилии Фарбер» не может быть бескорыстным. И только окрик президента заставил выпустить несчастного идеалиста из тюрьмы. Значит – еще нельзя.
Вот с экрана государственного телеканала попытались возродить опробованную в сталинские времена кампанию по «раскрытию псевдонимов». Общественность возмутилась. Но, видимо, в закрытых кабинетах приструнили любимца публики Киселева – и дальше дело не пошло.
Вот на том же телеканале ведущая выразила мнение, что евреи сами спровоцировали Катастрофу. Ее на время отстранили от эфира. Значит, и это как-то слишком.
Вот обозревательница «КП» возмутилась, что текст Глобального диктанта написан писательницей еврейкой и израильтянкой. Поднялся шум, но окрика не последовало. Значит – можно. Она пошла дальше: выразила сожаление, что из предков нынешних либералов – читай, евреев – не наделали в свое время абажуров. Но, видно, где-то товарищей поправили. Главному редактору пришлось с оговорками оправдываться в интервью. Ага, значит, здесь черта – это было чересчур. И смелая девушка на время сошла с благодатной темы.
Они то и дело зондируют уровень дозволенности, проверяя, насколько позволено уже сейчас, чтобы завтра пойти дальше. Проявляют изобретательность, находя новые поводы, делают новые попытки.
Одна из них произошла вчера, в первый день еврейского нового года. Здесь все яснее, чем в закрытых от глаз редакциях СМИ. Заданность, административное соучастие проявились публично, на виду у многих людей. Все это требует официального расследования и однозначной публичной оценки произошедшего. Российский еврейский конгресс будет добиваться этого со всей настойчивостью.