Их посты стали самыми популярными новостными сообщениями об этой войне на платформе в октябре
Фото: EPA. Израильтянка оплакивает жертв нападения ХАМАС. Некоторые инфлюенсеры отрицают зверства группировки.
С момента нападения ХАМАС на Израиль главным источником информации об этом конфликте в социальной сети X (бывший твиттер) стала группа пользователей безо всякой экспертизы в регионе. Их посты стали самыми популярными новостными сообщениями об этой войне на платформе в октябре, пишет Русская служба BBC.
Эти инфлюенсеры набрали миллионы подписчиков, регулярно распространяя неподтвержденную информацию, вырванные из контекста или фейковые видео и фото, а порой даже отрицая преступления ХАМАС.
Эксперты в области дезинформации говорят, что группа зарабатывает на своей популярности, пользуясь новыми функциями сети X, такими как платная подписка и рекламные выплаты.
Как американский сталинист стал обличать Израиль
Фото: “Прямо сейчас мир нуждается в Сталине...” — гласит твит Хинкла.
Лидирует среди новых инфлюенсеров Джексон ХИНКЛ, 24-летний американец, известный в первую очередь пламенной любовью к президенту России Владимиру ПУТИНУ и советскому лидеру Иосифу СТАЛИНУ.
С момента атаки ХАМАС на Израиль число подписчиков Хинкла в X выросло в четыре раза — до двух миллионов. Его посты набрали самое большое число просмотров, ретвитов, лайков и комментариев среди всех постов в бывшем твиттере об этом конфликте.
За это время он получил больше 20 млн ретвитов и написал 75% (то есть 15 из 20) самых популярных постов о войне с начала октября. Эти данные получила компания Logically, которая использует алгоритмы искусственного интеллекта для анализа дезинформации.
Этот рост связан с характером его постов: Хинкл распространяет неподтвержденную и ложную информацию, а также регулярно делится видео и фото с ранеными и убитыми детьми и разрушенными домами. Это привлекает массовую аудиторию, вызывая эмоциональный отклик.
При этом у Хинкла нет никаких экспертных знаний о конфликте. Он начал свою активистскую карьеру как эколог и в возрасте семнадцати лет был упомянут в числе юных энтузиастов окружающей среды на страницах глянцевого журнала Teen Vogue.
Однако популярность пришла к молодому человеку, когда он провозгласил себя MAGA-коммунистом — то есть коммунистом и одновременно сторонником Дональда ТРАМПА, экс-президента США. Коммунизм Хинкл понимает как поддержку Путина, прославление Сталина и “лысенковщины” — лженаучной кампании против генетики.
Фото: Хинкл даже вставил себя в фото с Путиным.
До 7 октября, когда ХАМАС напал на Израиль, Хинкл был в первую очередь известен повторением основных тезисов кремлевской пропаганды: он обличал “нацистов в Киеве” и без всяких реальных доказательств обвинял президента Украины Владимира ЗЕЛЕНСКОГО в наркотической зависимости.
Он также сделал достоянием публичности свои отношения с победительницей конкурса “Мисс Россия” и стал появляться в эфирах российских “Первого канала” и RT. Государственная “Российская газета” цитирует его как “американского журналиста”.
Но после нападения ХАМАС Джексон Хинкл переключился на этот конфликт. Каждый день с начала войны он публикует десятки постов, в которых приравнивает Израиль к “Исламскому государству” и “Аль-Каиде” (обе организации признаны террористическими и запрещены в России и многих других странах мира).
Ряд постов Хинкла, проанализированных Би-би-си, распространяет фейки.
Один твит, например, использует видео израильского авиаудара по Газе для иллюстрации событий в Сирии.
Другой цитирует расследование Haaretz, либеральной израильской газеты, якобы установившее, что в атаке ХАМАС погибло 900 израильтян, а не 1200 — и половина из них были военнослужащими. На самом деле такого расследования не существует, и Haaretz назвала подобные утверждения наглой ложью. Это не помешало твиту набрать больше 5 млн просмотров — и он доступен до сих пор.
Более того, Хинкл отрицает совершенные ХАМАС преступления. Он утверждает, что посетители фестиваля Supernova в Израиле не были убиты боевиками, а погибли в результате перекрестного огня боевиков и израильской полиции. “Хамас не виноват в зверствах 7-го октября”, — гласит его твит.
Это не соответствует действительности: видеозаписи, верифицированные журналистами Би-би-си, показывают, как боевики ХАМАС расстреливают безоружных мирных жителей.
Фото: Хинкл распространил фейк о числе жертв в Израиле.
В разговоре с Би-би-си Джексон Хинкл заявил, что он распространяет правду о конфликте — и высказывался о нем и прежде на других платформах.
“Я ни на чем не пытаюсь нажиться”, — сказал Хинкл, добавив, что “лучше зарабатывать, говоря правду, чем распространяя ложь об этих важных проблемах”.
Я спросил его, почему он пытается выступать экспертом, не зная арабского и иврита, не проведя время в регионе и не имея соответствующего образования.
Хинкл в ответ сказал, что “эксперты и мейнстримные СМИ — вовсе не эксперты” и начал спекулировать о связях между ними и ЦРУ, МИ-5 и ЦАХАЛ.
“Новая элита”
Хинкл — не единственный инфлюенсер, пытающийся выступать источником новостей о войне Израиля и ХАМАС без соответствующего опыта, знаний и образования.
Марио Навфал живет в Дубае и занимается криптовалютами, а прежде он создавал стартап в области кухонных приборов и здорового образа жизни. Тем не менее, владелец Х Илон МАСК рекомендовал его как источника новостей, в том числе о России, — и благодаря этим рекомендациям Навфал набрал больше миллиона подписчиков в этой соцсети.
Фото: Фейк о пленении генерала ЦАХАЛ набрал 18 млн просмотров.
Навфал активно освещает конфликт на Ближнем Востоке, не поддерживая одну из сторон. Его почти круглосуточные посты, начинающиеся со слов “СРОЧНО!”, часто не ссылаются на оригинальный источник и повторяют неверную информацию.
Так, он опубликовал видео ракетных ударов по Сирии, утверждая, что они показывают события в Газе. Этот пост был позже удален, но другой, ложно утверждающий, что ХАМАС взял в плен израильского генерала, набрал больше 18 млн просмотров и все еще доступен. Навфал не ответил на запрос Би-би-си.
Среди других инфлюенсеров, активно комментировавших этот конфликт, — Колин РАГ и Dom LUCRE (настоящее имя Доминик МАКГИ), оба — сторонники Дональда Трампа. Сейчас они имеют больше 700 тыс. и больше 600 тыс. подписчиков соответственно, прибавив в популярности благодаря постам об Израиле и Газе.
При этом Раг повторял ложные сообщения о том, что бойцы ливанской “Хезболлы” пересекли границу Израиля на парапланах. Dom Lucre постил старые видео из Газы для иллюстрации событий в Сирии и представлял католическое мероприятие в Польше как митинг в поддержку Израиля.
В ответ на запрос Би-би-си МакГи (Dom Lucre) заявил, что перестал освещать этот конфликт, и отверг обвинения в попытках заработать на чужом страдании. Раг не ответил на наш запрос.
Еще одна категория пользователей, получивших сотни тысяч новых пользователей на освещении конфликта, — анонимные страницы, которые публикуют видео боев и обстрелов и неподтвержденные сообщения. Илон Маск лично рекомендовал два таких аккаунта как надежные источники информации о войне: OSINTdefender и WarMonitor.
Оба этих аккаунта имеет историю распространения фейков — например, они постили фотографии взрыва перед Пентагоном, оказавшиеся продуктом нейросети. Кроме того, один из этих аккаунтов в прошлом писал антисемитские комментарии.
Через некоторое время Маск удалил свой твит с рекомендацией этих аккаунтов.
По данным доклада Вашингтонского университета, именно инфлюенсеры и анонимы стали главными источниками новостей о войне Израиля и ХАМАС в X на английском языке. Исследователи назвали их “новыми элитами” сети.
Зарабатывая на лайках и ретвитах
Корреспондент Би-би-си Шаян САРДАРИЗАДЕ отслеживает и развенчивает популярные фейки о конфликте в Израиле и Газе.
“Алгоритмы соцсетей поощряют шокирующий или скандальный контент, особенно когда его публикуют регулярно и целенаправленно. И война представляет благодатную почву для такого материала”, — говорит он.
Введенная Илоном Маском премиум-подписка на X стимулирует такое поведение, считает Сардаризаде, потому что посты платных пользователей показываются первыми в лентах пользователей и потому что они получают долю рекламных доходов.
В результате реформ Маска платные пользователи Х смогли получить собственных платных подписчиков и, что еще существеннее, стали участниками программы по распределению доходов от рекламы. В ней выплаты пропорциональны просмотрам, лайкам и комментариям под их постами.
Цена платной подписки у разных инфлюенсеров варьируется от одного до пяти долларов. Например, Хинкл предлагает поддержать себя за три доллара в месяц (около 260 рублей). Владельцы аккаунтов не разглашают число своих платных подписчиков.
Доходы от рекламы могут быть на несколько порядков выше: WarMonitor, анонимный аккаунт, рекомендованный Маском и постивший антисемитские комментарии, в июле хвастался тем, что получил больше 16 тыс. долларов (больше 1,4 млн рублей) от Х в рамках распределения доходов от рекламы.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!