Под удар вновь попадут образование и здравоохранение
Государство неэффективно тратит деньги из бюджета, признают чиновники Минфина в докладе «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета». Как сообщил РБК представитель министерства, он был подготовлен к парламентским слушаниям, прошедшим в июне этого года.
В документе говорится, что доля расходов на оборону, безопасность, социальную политику и обслуживание долга может возрасти с 60% в 2014 году до 72% в 2018 году. Это не способствует выводу страны из рецессии. А желание соцблока правительства индексировать социальные выплаты на уровень фактической инфляции «еще более ухудшит структуру расходов».
Оставляют желать лучшего и текущие расходы. Например, более 50% получающих социальные выплаты граждан не нуждаются в социальной поддержке, пишет Минфин со ссылкой на неназванных экспертов. Напротив, среди граждан, нуждающихся в такой поддержке, менее 50% получают какие-либо социальные выплаты.
Это следствие качества планирования расходов: чиновники сами устанавливают и сами же выполняют целевые показатели госпрограмм, сами госпрограммы частично дублируют друг друга, они не синхронизированы с аналогичными документами губернаторов. Кроме того, до сих пор не утверждены госпрограммы, расходы на которые составили бы порядка 40% бюджета.
Минфин апеллирует к Посланию президента: только за счет снижения неэффективных трат можно сократить реальные расходы бюджета ежегодно на 5%. В числе рекомендаций чиновников — сокращение финансирования по «закрытым» статьям расходов, переход на адресный принцип оказания соцподдержки и оптимизация госучреждений.
Раскрыть «закрытые» расходы
Доля «закрытых» расходов федерального бюджета возросла с 13,7% в 2010 году до 24,7% в 2015 году. Нужно провести инвентаризацию их состава. В первую очередь это касается «непрофильных» расходов ведомств «силового» блока — на образование, культуру, здравоохранение, социальную поддержку.
Укрупнить ведомства
Нужно оптимизировать структуры части ведомств, передав полномочия небольших служб более крупным. Ведение их бухгалтерии можно передать в Казначейство, управление кадрами — в Минтруда, инфокоммуникационные услуги — в Минкомсвязи. Также можно упразднить некоторые госгарантии чиновникам — на медицинское страхование, жилищно-бытовое обеспечение и т.д.
Обслуживать чиновников на аутсорсинге
Освободить министерства и ведомства можно от таких непрофильных функций, как самостоятельное транспортное обслуживание чиновников, ремонт помещений и охрану зданий
федеральных государственных органов. Эти функции предлагается передать на аутсорсинг специализированным организациям. В скобках уточняется, что это может быть одно предприятие.
Уточнить критерии майских указов
Нужно уточнить расчет средней зарплаты для выполнения майских указов президента. При расчете целевого ориентира по зарплате бюджетников можно использовать вместо прогнозных данные о фактическом размере средней зарплаты. Кроме того, министерство предлагает установить допустимое отклонение уровня средней зарплаты от целевого ориентира.
Ограничить социальные выплаты
Нужен критерий нуждаемости (среднемесячный доход не ниже 2,5 прожиточных минимума) при назначении выплат по уходу за ребенком для безработных родителей и социальных пособий, носящих компенсационный характер. Среди них — соцподдержка лицам, подвергшимся воздействию радиации, ежемесячная выплата отдельным категориям инвалидов.
Объединить библиотеки и школы
У государства есть излишнее имущество, а затраты на «мелкие» учреждения превышают траты на сами госуслуги. Нужно укрупнить или присоединить к более крупным «мелкие» учреждения. Разнопрофильные — разместить под «одной крышей» (например, комплекс «школа — развивающие секции — библиотека — тренажерные залы и т.п.»).
Оптимизировать образование и здравоохранение
Предлагается «проработать вопрос» о том, чтобы учителя-предметники работали по графику в нескольких школах. В сфере здравоохранения можно снизить уровень госпитализации и сократить длительность пребывания в стационаре, а также снизить стоимость оказания услуг «в связи с исключением непрофильных услуг».