И почему её важно развивать в Казахстане?
Если верить комитету ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), креативная экономика представляет собой пересечение человеческого творчества и технологий или продуктов, имеющих экономическую ценность. Это включает в себя всё: начиная от создания контента и искусства до архитектуры, исследований и производства.
985 млрд долларов – во столько оценивается глобальное состояние креативной экономики на сегодняшний день. Deloitte предполагает, что к 2030 году мы увидим рост креативных секторов еще на 40%, что создаст более 8 млн дополнительных рабочих мест.
Эту отрасль можно разделить на два основных направления: технологическое и творческое. Технологические сферы, такие как разработка видеоигр, программного обеспечения и стартап-проекты, сосредотачиваются на передовых технологиях и инновациях. Творческие отрасли, включающие музыку, кино, моду и литературу, ставят акцент на создание уникальных и креативных продуктов. Не следует забывать и о таких сферах, как туризм и гастрономия, которые также способствуют развитию креативной экономики и привлечению капитала.
Одним из основных преимуществ креативной экономики является ее низкая зависимость от природных ресурсов, таких как нефть, газ, металлы и земля. Вместо этого, основным ресурсом выступает человеческий капитал и его способность к инновациям. В этом контексте важную роль играет креативный класс, который нуждается в поддержке и условиях для реализации.
Развитие креативной экономики имеет положительные последствия для всех стран:
Экономический рост. Креативная экономика способствует диверсификации экономики, что способствует устойчивому экономическому росту. Это особенно привлекательно для стран, зависящих от сырьевых отраслей.
Создание рабочих мест.
Повышение имиджа государства и национального бренда.
Сохранение культурного наследия. Креативные индустрии играют важную роль как в сохранении, так и в популяризации культурного наследия, укрепляя национальную идентичность и культурный туризм. Например, растет влияние, торговля и инвестиционная привлекательность стран "глобального Юга". Так, по данным Всемирного банка, во всей Африке доход от потоковой передачи цифровой музыки достигнет 500 млн долларов к 2025 году по сравнению со 100 млн долларами в 2017 году.
Социальное развитие.
Достижение целей устойчивого развития ООН. В 2021 году ООН объявила Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. Само "креативное предпринимательство" может быть частью такого направления, как импакт-бизнес, делая индустрию более инклюзивной и затрагивая социальные аспекты.
Обзор мирового опыта
Известным примером воздействия креативных продуктов на мировую аудиторию является всплеск популярности творческих продуктов из Южной Кореи. Например, такие K-pop группы как BTS, такие кинокартины и сериалы, как "Паразиты" и "Игра в кальмара" принесли доход от экспорта в размере 12,4 млрд долларов в 2021 году. Для сравнения, экспорт бытовой электронной техники принес 4,7 млрд долларов.
Творческие сектора Кореи отличаются ежегодными темпами роста от 4% до 5%, охватывая более 600 тысяч рабочих мест. Это также способствует росту популярности Сеула в качестве туристического направления.
Рекомендации MIND:
- Укрепление законодательной базы в области защиты авторского права.
- Дальнейшее развитие креативных кластеров и хабов.
- Формирование новых программ кредитования, грантов и налоговых льгот.
Так, например, чтобы повысить привлекательность Германии с точки зрения исследований и инноваций, федеральное правительство приняло "Закон о поощрении научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) посредством налоговых льгот" (или "Закон о бонусах за исследования и инновации"), который вступил в силу 1 января 2020 года.
В Великобритании компании, желающие воспользоваться налоговыми льготами в сфере креативных отраслей, должны пройти сертификацию "культурного теста", набрав определенное количество баллов и подтвердив уровень качества своей деятельности.
Фото: ortcom.kz.
Источник: научно-аналитический центр MIND, действующий при Maqsut Narikbayev University.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!