В блогах на портале «Эхо Москвы» сегодня была опубликована статья председателя российского Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова.
Приводим её текст целиком.
Михаил АНШАКОВ
КОРМИТЬ БУДУТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ
Среди безумных запретительных инициатив последних лет запрет импортной еды - самая впечатляющая. Напомню, о чем речь. Указ президента от 6 августа 2014: «Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению».
В переводе с новояза это буквально означает: «Наших конкретных товарищей санкциями прессуют, а вы тут жрете. Не по понятиям это. Должны тоже прочувствовать, каково нам». С одной стороны, справедливо. Крым вместе отжимали. Вернее, 86% в доле и в деле. С другой, этих 86% населения, как и прочие 14% граждан жалко. При анонсируемом перечне запрещённых продуктов всех очень скоро ждет привычный старшему поколению дефицит, очереди, талоны и прочие неотъемлемые атрибуты суверенных экономик, основанных на великих идеях чхучхе.
Собственно, нацлидер, подмахнув указ, вероятно, исходил из «аналитического» доклада компетентных ведомств, основанного на данных Госкомстата и Минпромторга, в которых значится, что от 60 до 80% продуктов на полках крупнейших торговых сетей отечественного производства. Собственно, об этом бодро рапортуют и сами сети при посещении их Его Высокопревосходительством со свитой. Эти же данные публикуются в отчетах ритейлеров. 60-80% результат неплохой. Начальству нравится. Потребителям все равно. Короче, все довольны. Но есть одна проблема - эти отчеты и рапорта липа. Нет, конечно, речь не идет о приписках, как в советское время. Формально посчитано все верно. Липа – это сами «отечественные производители». У нас принято к ним примешивать весьма изрядную долю фасовщиков, у которых отечественного в товаре только этикетка и то не всегда. Происходит обычно так: в Турции, Польше, Индии или еще где закупается зеленый горошек, огурцы, помидоры и тому подобная снедь. Далее на китайском оборудовании в Подмосковье гастарбайтеры из Узбекистана и Таджикистана фасуют товар в упаковку, завезенную из Германии или Голландии, наклеивают этикетку, напечатанную в Финляндии, и отправляют товар в «Перекресток» или «Дикси». На упаковке гордо значится: производитель - ООО «Золотая нива», село Раздольное, Ставропольский край, Российская Федерация. «Отечественный производитель» под это дело выбивает льготы и субсидии на поддержку встающего с колен российского бизнеса. Лепота. Объясню, почему не фасуются отечественные огурцы и прочие перцы. Во-первых, невыгодно, они дороже. Во-вторых, они не откалиброваны. Огурец размером с полбанки сложно в нее запихнуть, а потребителю нравится, чтобы все аккуратно и аппетитно. В-третьих, для производства и для сетей важна регулярность поставок товаров одного размера, качества и прочих свойств в строго оговоренных объемах в строго определённые сроки по заранее расписанным маршрутам. Иначе рушится вся логистика. Отечественный фермер так работать не может. У него сезонный товар. Причем часто из разряда – что выросло, то выросло. Ему надо быстро все сбыть и расплачиваться с кредитами, за лизинг, платить налоги, зарплату.
В цивилизованных странах фермер сдает товар кооперативам, оптовикам, крупным посредническим базам. Там десятилетиями выстраивалась логистика и культура производства при поддержке государства. Для отечественных фасовщиков нет выбора. Гарантировать им стабильные поставки товара стабильного качества по низким ценам может только импорт. Для создания своей национальной системы переработки, хранения, распределения сельзозпродукции нужны политическая воля, длинные деньги, государственная поддержка и десяток-другой лет стабильных правил игры. Ничего этого у нас нет и не предвидится.
В нынешних реалиях обойтись без импорта, прежде всего из тех самых стран, которые вводят санкции, Россия не в состоянии. Реальное положение дел такое: из примерно 70% «отечественных производителей», 20-30% - это фасовщики, у которых основные ингредиенты в расфасованном товаре - это импорт. Таким образом, примерно 50% привычных продуктов на магазинных полках нечем заменить, если указ президента начнет реализовываться. При всех очумительных успехах телепропаганды кормить возбужденных телезрителей имперской гордостью за ловкое отжатие Крыма не получится. А значит, господа и товарищи, запасайтесь едой впрок, пока она еще есть и не по талонам. Хотя действие телепропаганды при сытых желудках мы наблюдаем, а вот при пустых, когда происходит отток крови обратно к мозгу, еще не видели. Вот и поглядим.
Источник:echo.msk.ru