Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Иллюстрация: монгольский флот.
Потрясение Вселенной
Одно из сильнейших потрясений человеческой истории, поставившее с ног на голову весь геополитический расклад в Старом Свете (Нового тогда ещё и не знали), стало стремительное и неудержимое движение монголов, в одночасье превратившихся из никому не известного степного народца в вершителей судеб мира. Возвышение Чингисхана и до сих пор живо волнует умственную стихию человеков разумных (и иже с ними). Но никто при этом так и не смог дать вразумительный ответ на вопрос – как и почему этот обыкновенный и мало чем выделявшийся номад Темучин стал вдруг "Потрясателем Вселенной".
Действительно, произошедшее настолько непостижимо и невероятно, что даже самые воинственные атеисты начинают с подозрением посматривать вверх! Вовсе недаром личность Чингисхана стала обожествляться ещё при его жизни, а реальная история монголов, которыми ещё многие столетия пугали друг друга жители Евразии, причудливо проросла легендами и мифами. Причём мифотворчество с успехом продолжается и ныне – недаром ведь, вопреки историческим данным, многие современные "исследователи" договорились до того, что конница Чингисхана несла чуть ли не прогресс всем покоряемым народам!
Настоящий Темучин
Время вообще-то способствует идеализации исторических героев. Всех без исключения, даже самых демонических и неоднозначных. И в случае Чингисхана – пример особенно ярок. Ныне его личность и его деяния возвеличены во многих странах столь высоко, что всяческое иное мнение воспринимается как возмутительная ересь.
Однако при непредвзятом взгляде на яркую жизнь и феноменальный взлёт этого великого властелина возникают некоторые вопросы о его истинном месте в Истории. И заставляют задуматься о неоднозначности превосходных оценок его деятельности применительно к судьбам разных народов. Если, к примеру, монголы и Монголия с полным на то правом видят в Чингисхане отца-основателя и культового героя, приравненного к богам, то в Средней Азии его роль рассматривается историками как источник длительного регресса.
Классический аргумент – полная утрата вследствие монгольского "нашествия" городской культуры на обширной территории Глубинной Азии (в том числе – в Семиречье и в южной части современного Казахстана, входивших в древнейший на Земле центрально-азиатский очаг человеческой цивилизации). Руины некогда цветущих городов, оставшиеся как после самого нашествия, так и в результате дальнейшего хозяйствования чингизидов на границах Степи – до сих пор впечатляют и потрясают своими размерами. Любопытно, что Чингисхан и монголы не были первыми кочевниками, завоевавшими Среднюю Азию. Они не были даже десятыми! Но именно при них процессы деградации городской жизни приняли столь роковой и во многих местах необратимый оборот.
То же можно отнести и к культуре в целом. Вспомним, "предмонгольские" IX-XI века были для этого региона своеобразной эпохой Ренессанса (в Европе он наступит несколькими столетиями позже!). Рудаки (869-941), Аль-Фараби (870-950), Авиценна (980-1037), Фирдоуси (940-1020), Аль-Бируни (973-1055), Омар Хайям (1048-ок. 1122), эти имена - достояние всего человечества и любого образованного человека. Много ли подобных по масштабам фигур приходят на память из времён, пришедших вослед нашествию Чингисхана? Увы. И хотя правители-чингизиды много сделали для обожествления деяний своего предка - история взывает к объективности.
Хотя… Когда это она бывала объективной?
Свои и чужие
Однако для степных племён, лавиной устремившихся вослед за монголами и его богоизбранным предводителем на Запад, Восток и Юг, вовлечение в это мировое движение стало, в общем-то, историческим шансом. Благодаря которому на современных картах в конечном итоге и возникли такие государства, как Казахстан и Узбекистан. Историческая консолидация власти в Центральной Азии и идея государственности во многом были заложены именно во времена Чингисхана. Неслучайно носителями всякой легитимной власти до самых недавних времён оставались здесь именно чингизиды.
Чингисхан был прагматиком. Как и его последователи. Монголы не преследовали в своих походах какие-то идеологические и миссионерские задачи (как крестоносцы или воины Пророка). Убийство и разрушение также не являлось для них самоцелью. Когда им сопротивлялись – они карали со всей жестокостью, когда им покорялись – вовсе не были такими уж "зверьми".
Главная проблема Руси, приведшая к наиболее длительному и кровопролитному противостоянию с монголами, быть может, и состояла в той хронической неопределённости и разновекторном раздоре, которые сопровождали русских во все века "татарского ига". Пока одни князья воевали, другие – ездили за ярлыками в Орду. Пока одни княжества надеялись на Европу, другие вынуждены были уживаться с Азией. Пока одни ссорились – другие мирились.
Но куда характерней случай с половцами. Известно, что эти обитатели степной полосы Русской равнины не признали грозную силу приближающихся монголов. И выступили против.
Знаковая битва, расставившая всё по местам, состоялась в 1223 году на Калке. Тогда и там сводное монгол-татарское воинство наголову разбило объединённую (ввиду общей опасности!) русско-половецкую дружину. С этого момента началось великое рассеивание половцев во все стороны и разные страны (в отличие от кочевых соратников русским деваться было некуда). Часть особо непримиримых отправилась в Волжскую Булгарию, другие – откочевали на Дунай, к венграм. Но наиболее интересна и драматична судьба тех, кто попал в Египет и превратился в мамлюков – рабов-гвардейцев, которым суждено было сыграть важную роль в судьбах Ближнего Востока.
Любопытно то, что кипчаки, та часть племени, которая жила восточнее, с успехом избежала всех этих неприятностей, и более того, даже многое приобрела, влившись в ряды монгольского воинства.
Уйгуры в Европе, а найманы – в Японии
В том-то, быть может, и состоял главный успех стремительного распространения монголов по потрясённой ими Вселенной, что они привлекали к себе всех, кому было с ними по пути. Если учесть, что грабёж соседей всегда оставался одной из значительных статей экономики у мобильных номадов, то особой пропагандистской раскрутки "всепобеждающее дело монголов" и не требовало. Власть "на местах", правда, менялась, завоеватели предпочитали сосредотачивать её в своих руках, что вряд ли устраивало местные элиты. Но для рядовых степняков сие не являлось такой уж неприятностью, тем более что издержки подчинения с лихвой восполнялись открывавшимися перспективами - не только обогащения, но и карьерного роста.
Равнодушные к чужой истории и чужим богам монголы не только не считали зазорным учиться у других, но и с успехом использовали чужое честолюбие для своего блага.
Известно то значение, которое имели при них уйгуры. Отдавшийся на милость Чингисхана индикут (уйгурский правитель) некоторое время числился верным союзником Потрясателя. А после, когда о былой независимости уже не вспоминали, уйгуры (вместе со своей письменностью) заняли весьма заметное место в бюрократическом аппарате чингизидов. Особенно в Китае. По китайским данным известно, что в эпоху монгольской династии Юань на видных должностях состояли сотни уйгурских чиновников, 34 из которых были даже монгольскими наместниками – даругачи.
В эпоху активных контактов Востока и Запада, когда к Хубилай-хану прибыл знаменитый венецианец Марко ПОЛО, в Риме побывало "ответное" посольство, состоящее из христианского купца Иакова АЛЕМАЛЬДИНА и уйгурского несторианина Ашмута. Случилось это в 1276 году. О том, что привезли папе (в тот года, как раз Николай III менял Григория X) посланники Хубилая, ничего доподлинно неизвестно. Как и об ответном послании из Рима в Пекин. Однако, возможно, Ашмут стал первым уйгуром, побывавшим так далеко на Западе.
Но не только уйгуры служили и добивались известности и власти в быстро растащенной на улусы империи Чингисхана. Найманы, хорошо известные в Казахстане, к моменту возвышения монголов обитали на Алтае и восточнее. О дальнейшей судьбе этого племени весьма известный исследователь тюркской генеалогии Николай АРИСТОВ писал следующее:
"Во времена Чингис-хана, когда были уничтожены этим завоевателем два найманских ханства, занимавших Монголию от Орхона до Черного Иртыша, большая часть найманов была отброшена на запад, в земли, на которых частью и ныне обитает, остальные же найманы омонголились".
Одним из видных полководцев хана Хубилая являлся найман Наньцзятай. За свои военные заслуги и боевые подвиги он получил высокий титул "Великого полководца" и почётную золотую пайцзу (ярлык) в виде тигра – аналог "звезды героя" у монголов юаньской династии. Что немудрено и вполне соответствовало заслугам военачальника. Наньцзятай участвовал во всех походах Хубилая - а их было немало. Его воинские маршруты прошли через Южный Китай (тут он отличился при форсировании Янцзы), Фучжоу, Тайвань, Юнань, Алтай и даже Японию. И после смерти Хубилай-хана знаменитый полководец остался на поверхности и участвовал в возведении на престол преемника знаменитого властителя.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!