Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Для любителей и ценителей природы Казахстана не секрет, что лучше всего любить и ценить её "вне сезона", когда она более-менее предоставлена самой себе, не раздражает глаз видами разбросанного мусора, не затыкает нос запахами шашлычных мангалов и не оглушает ухо воплями культурно-отдыхающих. Увы, полноценно ощущать и наслаждаться тишиной, свежестью и первозданностью ныне возможно, только если повезёт. Зимой – шансов больше.
Бывать в это время в Тургеньском ущелье мне доводилось в такие времена, когда весь путь от села Тургень до Батана (а это больше 20 километров) приходилось топать пешком. Потому как никаких "попуток", на которые рассчитывалось в начале маршрута, так и не попадалось. Сегодня, даже в самый "мёртвый сезон", такой радости уже не прочувствовать. Но ощутить разницу всё же возможно. Проэкскурсировав, к примеру, популярным маршрутом к Медвежьему водопаду.
Реки в эту пору поражают своей хрустальной чистотой и затаённой смиренностью. Что и понятно. Зима, холода, никакой талой составляющей, несущей муть и мощь, в это время не может быть по определению. Если летом Тургень беснуется, скребёт по дну камнями и шипит пеной, то зимой это совершенно иной поток, который поёт и звенит незнакомыми голосами, может быть немного монотонными и грустными.
Вода, густая и неторопливая, даже в самое холодное время продолжает течь не только в русле реки, но и в бережках самых малых её притоков. Украшая ледяными наплывами выступившие на поверхность камни и причудливо обмирая на неосторожно соприкоснувшихся ветвях прибрежных кустов.
Гулять в эту пору, наслаждаясь животворящим соприкосновением с упоительно-успокоительным окружающим, не только отдохновение, но и одухотворение. Поскрипывающий под ногами девственный снег, налетающая целительными волнами стынь прошлогодних трав, кристально-чистые картины гор. Если вы должным образом сможете донести величие всего этого до восприимчивой души своего ребёнка – мои вам поздравления!
Характерной особенностью этой поры в среднегорье может считаться ещё и контрастность. Это, конечно, если день солнечный и всё не растворено в тумане или не заволочено завесой снегопада. Разница между фрагментами пейзажа освещённых солнечным светом и затенённых участков столь разительна, что буквально колет окружающий мир на две составляющие. И стоит шагнуть из одной половины в другую, тут же попадёшь из светлого, радостного и припечённого тёплыми лучами безмятежия в тревожный, морозный и тёмный антимир. Стоит только Солнцу спрятаться за ближайший гребень, как тут же начинаешь всеми фибрами осознавать его богоданное благолепие для всего живого.
И в этой поэтичной дуальности можно легко отыскать что-то космическое, философско-запредельное. Но это – если вовсе уж абстрагироваться от простого очарования окружающей природы. Которая всегда жила и живёт в условиях борьбы таких вот противоположностей. А примеры тут всюду – нужно только раскрыть глаза и взглянуть на мир незамыленным детским взором. Склоны, обращённые к солнцу, даже в разгар самой многоснежной зимы (не этой!) отсвечивают тёплыми охряными цветами отжившей осени. Отвращённые же от животворного тепла, напротив, щетинятся выстуженными чёрными елями, вытянутыми над девственными сугробами.
Ну вот, наконец (и как всегда неожиданно), замыкая путь, пред взором возникает водопад. В эту пору его и не узнать. Какой он? Волшебный? Банально. Фееричный? Громко. Неожиданный? Это - ближе. Отъединённый от окружающих скал двумя ледяными барьерами-обрамлениями он смиренно шуршит своими чистейшими струями и разбрасывает во все стороны солнечные брызги, на глазах обращающиеся в самоцветные камни и повисающие на трепещущих сосульках. Зрелище заставляет замереть и забыться. И лишь надвигающаяся снизу тень уходящего дня, словно закрывающийся занавес, заставляет вспомнить про обратную дорогу. Ведущую в совершенно иной мир…
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!