Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Строительство Турксиба своими масштабами превзошло всё, что строилось на территории Казахстана ранее. Почти сто тысяч участников величайшей стройки Первой пятилетки, в которой принимали широкое участие как местные казахи, так и приезжие из отдалённых регионов европейской части Советского Союза, Сибири (и даже из-за границы!), должны были принести жертвы собственными жизнями. Маленькие и большие трагедии всегда сопровождавшие столь масштабные проекты. Любопытно, что существовал даже негласный "план списания", предполагавший, что за прокладку магистрали придётся заплатить примерно 200-ми жизнями.
Да, до заветной Айнабулакской "смычки" (25 апреля 1930 года) дожили не все сопричастные. О фатальных случаях, приведших к гибели строителей, и хотелось бы вспомнить. Тем более, что они вряд ли известны тем сотням тысяч казахстанцев, которые до сих пор пользуются благами Туркестано-Сибирской магистрали и живут в разросшихся станционных посёлках, возникших рядом с железной дорогой.
Борьба требует жертв
Начало 1930-х ещё не избавилось от постреволюционного либерализма, а потому, "открытые источники" тех лет писали не только про отдельные случаи "героической гибели" строителей нового мира. Так, на глаза мне попалась статья "турксибовца", врача И. БОБРЫШЕВА ("Вырванные смертью", сборник "Турксиб", М-ва, 1930), на данные которого я и буду в значительной степени опираться далее. Сам он писал:
"Постройка представляла боевой фронт. Надо было победить врага во что бы то ни стало, не жалея ни времени, ни сил, рискуя подчас и собственной жизнью.
А враг был силён. Безжалостная, некультурная степь-пустыня встретила технику и культуру отчаянным отпором. До сих пор пустыня с её безвыходными песками считала себя непобедимой. Но знания инженеров и коллективное творчество рабочих мощным натиском обрушились на степные просторы, и пустыня была покорена. Борьба требует жертв. И победители понесли жертвы".
Итак, вот список "жертв Турксиба", наверняка неполный, но достаточно красноречивый.
1. Техник ПОПОВ. Погиб при автомобильной аварии в декабре 1927 года
Погиб в Арганатинском ущелье, задавленный опрокинувшийся машиной, в которой возвращалась в Семипалатинск группа изыскателей. Пострадали и остальные пассажиры – у студента МОРЕВА была сломана ключица, у инженера ПОВЗНЕРА – два ребра. Тело Попова было доставлено в Семипалатинск и похоронено при большом стечении желавших проводить в последний путь "первую жертву" Турксиба.
2. Помощник машиниста СОЛОДОВНИКОВ. Погиб при крушении паровоза весной 1928 года
Бурное таяние внезапно выпавшего снега подмыло в нескольких местах "временную линию" железной дороги, по которой подвозились грузы. В одну из промоин и угодил паровоз вместе с бригадой. Машинист с кочегаром успели выскочить и вынуждены были несколько дней провести на островке, отрезанном от всего мира бурными потоками талых вод. На месте промоины образовался глубокий овраг, через который позже пришлось перекидывать мост. А тело помощника машиниста Солодовникова, унесённое потоком, нашли на отмели Иртыша лишь через несколько месяцев. Его похоронили в Семипалатинске рядом с Поповым.
3. Рабочий, сваренный заживо при постройке Иртышского моста
Ужасная смерть ждала молодого рабочего, который участвовал в ремонте кессона, с помощью которого ставились "быки" моста. Он сорвался в "кипящий кожух" и умер в больнице Турксиба не приходя в сознание.
4. Рабочий, утонувший, спасая бревно
При строительстве Иртышского моста в воду часто срывались использовавшиеся брёвна. Которые оперативно вылавливала дежурившая внизу бригада. Один из рабочих, неудачно подцепивший упавшую лесину, оказался в воде и получил смертельный удар паромным канатом. Труп был обнаружен на одном из иртышских островов спустя несколько дней.
5. Рабочий СОКОЛОВ, разбившийся об лёд
Тут же, на мосту, произошла ещё одна трагедия, когда зимой, при сильном ветре, сорвавшись с 15-метровой высоты, насмерть разбился монтажник Соколов.
6. Домкратчик, убитый осколком
И ещё одну жертву записал в свой актив железнодорожный мост через Иртыш. Когда при подъёме одной из ферм лопнул и разлетелся на части домкрат. Одним из осколков был насмерть убит находившийся рядом рабочий.
7. Слесарь АЛЕКСЕЕВ, убитый ковшом экскаватора в мае 1928 года
Довольно нелепый случай с трагическим исходом. Замешкавшийся слесарь Алексеев из бригады, обслуживавшей экскаватор "Рустон", после обеда прикорнул в тени ковша и упустил сигнал о начале работы. Сдвинувшийся ковш экскаватора и стал орудием непреднамеренного убийства Алексеева.
8. Помощник машиниста, погиб при столкновении составов
Пока рельсы не легли на основное полотно магистрали, временное движение осуществлялось по многочисленным "времянкам", положенным прямо поверх земли с нарушениями регулировки движения. Что приводило к многочисленным авариям. Одна из них, произошедшая на 206-м километре, когда подошедший состав ударил в хвост отходящему составу. Сильно пострадала бригада, погиб помощник машиниста.
9. Машинист ЕВЛАГИН, умер в результате схода поезда в декабре 1929 года
Ещё одно крушение случилось лютой зимой, когда "между станцией Желанда и разъездом Жергала" ураганом повалило паровоз, свалившийся под откос. Нога Евлагина оказалось зажатой так, что ему пришлось провести 17 часов под паровозом – при 50-градусном морозе, диком ветре, в заледенелой одежде. Хотя окружающие пытались согреть пленённого машиниста чаем и грелками, и бригада медиков прибыла аж из Аягуза, спасти его не удалось. Умер от двустороннего воспаления лёгких.
10 - 15. Пятеро лесозаготовителей, погребённых лавиной в Каратальском ущелье в феврале 1929 года
Много людей пострадало при лесоразработках, которые велись в ущельях Джунгарского Алатау. Так, лавина, обрушившаяся на обоз, вывозивший брёвна тянь-шаньской ели, погребла сразу семерых обозников вместе с лошадьми. Откопать живыми удалось только двух человек – отца и сына.
16 – 19. Четверо лесорубов, ставших жертвой своей смелости
Ещё одна лавина засыпала четверых лесорубов, попытавшихся столкнуть со склона несколько застрявших лесин, перегородивших путь для брёвен, которые сбрасывались с верхней части горы. Вместе с лесинами посыпался и снег с камнями…
20. Американец ИОССИНГ – жертва брюшного тифа
Иоссинг приехал из Америки не за длинным рублём, а по идейным соображениям. Учить работать советских рабочих и "помогать строить социализм". Сам он был "кузнецом-слесарем пневматических кузниц". Американец занемог, работая на знаменитой по своим сложностям "Мулалинской выемке". И решил съездить для поправки здоровья в Талды-Курган – "поесть яблок". Но заразился брюшным тифом и навсегда остался в Казахстане.
21 – 81. 60 человек, не переживших эпидемии "брюшняка"
Особенно значительными были потери от эпидемии брюшного тифа, разразившейся на 6-м и 7-м участках в Семиречье. По некоторым данным, здесь от этой напасти скончались около 60 человек. Вообще, точно сказать, сколько жизней строителей Турксиба при царившей кадровой неразберихе и спонтанном привлечении поденных рабочих из близлежащих аулов и сёл унесли инфекционные заболевания – невозможно. А сколько человек "попутно" поумирало в тех сёлах и аулах, куда вернулись заболевшие отходники – трудно представить.
Как писал д-р Бобрышев: "Были распространены массовые заболевания гриппом, малярией, острым катаром желудка и кишок, кровавым поносом, брюшным тифом".
82. Девушка, укушенная каракуртом
Территория, которую "захватывали" строители Турксиба, была обильно населена "злейшими врагами": змеями, тарантулами, фалангами, скорпионами и каракуртами. Которые не уважали незваных пришельцев. На памяти Бобрышева было около 60-ти случаев укусов. Однако жертвой явилась лишь одна девушка, которая умерла от укуса каракурта на станции Лепсы.
…Все вышеприведённые случаи относятся к Северному участку строительства, тянувшему путь до Айнабулака от Семипалатинска. Южный участок, строившийся от Лугового, имел свой скорбный список.
83. Рабочий ЕВДОКИМОВ. Задавлен вагонеткой на Чокпаре
Одним из самых сложных участков строительства Турксиба считалось преодоление Чокпарского перевала. Где при масштабных взрывных работах было тяжело ранено несколько взрывников. Но смерть настигла тут рабочего нижней бригады Евдокимова, задавленного опрокинувшейся вагонеткой.
84. Рабочий, убитый камнем
Однако избежать жертв при взрывных работах не удалось. Так, высунувшийся раньше времени из убежища рабочий был убит долетевшим от места взрыва камнем.
85 – 87. 3-е рабочих, заваленных грунтом
Трое рабочих погибли при обрушении породы, которое вызвали сами, используя запрещённый на строительстве (но выгодный в условиях "поденной ставки) метод "подбоев".
88 - ?
"Были ещё смертельные случаи, но не самих строительных работах и не в связи с какими-либо техническими недостатками (разнесли лошади, упал с автомобиля и т. п.) … Но и они должны быть отнесены к жертвам Турксиба", - писал ещё один "турксибовец" М. ДЕЗОРЦЕВ, отвечавший за "охрану труда" и "технику безопасности" на Южном участке.
P.S. По-хорошему, где-то в Казахстане, у трассы Турксиба должен непременно стоять памятник тем жертвам. Ну или хотя бы скромный обелиск. С мемориальной и человеческой стороны это было бы уместно и честно. Имеется ли что-то подобное в действительности? Честно говоря, мне про такой памятник слышать не приходилось…
Фото: издания 1930-х годов.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!