Жертвы Турксиба: сколько человек погибло при строительстве легендарной магистрали

3077 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 09 Ноя 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Строительство Турксиба своими масштабами превзошло всё, что строилось на территории Казахстана ранее. Почти сто тысяч участников величайшей стройки Первой пятилетки, в которой принимали широкое участие как местные казахи, так и приезжие из отдалённых регионов европейской части Советского Союза, Сибири (и даже из-за границы!), должны были принести жертвы собственными жизнями. Маленькие и большие трагедии всегда сопровождавшие столь масштабные проекты. Любопытно, что существовал даже негласный "план списания", предполагавший, что за прокладку магистрали придётся заплатить примерно 200-ми жизнями.

Читайте также
Легендарное строительство Турксиба: что про него недоговаривали в СССР и как в Казахстане перегнали Америку

Да, до заветной Айнабулакской "смычки" (25 апреля 1930 года) дожили не все сопричастные. О фатальных случаях, приведших к гибели строителей, и хотелось бы вспомнить. Тем более, что они вряд ли известны тем сотням тысяч казахстанцев, которые до сих пор пользуются благами Туркестано-Сибирской магистрали и живут в разросшихся станционных посёлках, возникших рядом с железной дорогой.

Борьба требует жертв

Начало 1930-х ещё не избавилось от постреволюционного либерализма, а потому, "открытые источники" тех лет писали не только про отдельные случаи "героической гибели" строителей нового мира. Так, на глаза мне попалась статья "турксибовца", врача И. БОБРЫШЕВА ("Вырванные смертью", сборник "Турксиб", М-ва, 1930), на данные которого я и буду в значительной степени опираться далее. Сам он писал:

"Постройка представляла боевой фронт. Надо было победить врага во что бы то ни стало, не жалея ни времени, ни сил, рискуя подчас и собственной жизнью.

А враг был силён. Безжалостная, некультурная степь-пустыня встретила технику и культуру отчаянным отпором. До сих пор пустыня с её безвыходными песками считала себя непобедимой. Но знания инженеров и коллективное творчество рабочих мощным натиском обрушились на степные просторы, и пустыня была покорена. Борьба требует жертв. И победители понесли жертвы".

Итак, вот список "жертв Турксиба", наверняка неполный, но достаточно красноречивый.

1. Техник ПОПОВ. Погиб при автомобильной аварии в декабре 1927 года

Погиб в Арганатинском ущелье, задавленный опрокинувшийся машиной, в которой возвращалась в Семипалатинск группа изыскателей. Пострадали и остальные пассажиры – у студента МОРЕВА была сломана ключица, у инженера ПОВЗНЕРА – два ребра. Тело Попова было доставлено в Семипалатинск и похоронено при большом стечении желавших проводить в последний путь "первую жертву" Турксиба.

2. Помощник машиниста СОЛОДОВНИКОВ. Погиб при крушении паровоза весной 1928 года

Бурное таяние внезапно выпавшего снега подмыло в нескольких местах "временную линию" железной дороги, по которой подвозились грузы. В одну из промоин и угодил паровоз вместе с бригадой. Машинист с кочегаром успели выскочить и вынуждены были несколько дней провести на островке, отрезанном от всего мира бурными потоками талых вод. На месте промоины образовался глубокий овраг, через который позже пришлось перекидывать мост. А тело помощника машиниста Солодовникова, унесённое потоком, нашли на отмели Иртыша лишь через несколько месяцев. Его похоронили в Семипалатинске рядом с Поповым.

3. Рабочий, сваренный заживо при постройке Иртышского моста

Ужасная смерть ждала молодого рабочего, который участвовал в ремонте кессона, с помощью которого ставились "быки" моста. Он сорвался в "кипящий кожух" и умер в больнице Турксиба не приходя в сознание.

4. Рабочий, утонувший, спасая бревно

При строительстве Иртышского моста в воду часто срывались использовавшиеся брёвна. Которые оперативно вылавливала дежурившая внизу бригада. Один из рабочих, неудачно подцепивший упавшую лесину, оказался в воде и получил смертельный удар паромным канатом. Труп был обнаружен на одном из иртышских островов спустя несколько дней.

5. Рабочий СОКОЛОВ, разбившийся об лёд

Тут же, на мосту, произошла ещё одна трагедия, когда зимой, при сильном ветре, сорвавшись с 15-метровой высоты, насмерть разбился монтажник Соколов.

6. Домкратчик, убитый осколком

И ещё одну жертву записал в свой актив железнодорожный мост через Иртыш. Когда при подъёме одной из ферм лопнул и разлетелся на части домкрат. Одним из осколков был насмерть убит находившийся рядом рабочий.

7. Слесарь АЛЕКСЕЕВ, убитый ковшом экскаватора в мае 1928 года

Довольно нелепый случай с трагическим исходом. Замешкавшийся слесарь Алексеев из бригады, обслуживавшей экскаватор "Рустон", после обеда прикорнул в тени ковша и упустил сигнал о начале работы. Сдвинувшийся ковш экскаватора и стал орудием непреднамеренного убийства Алексеева.

8. Помощник машиниста, погиб при столкновении составов

Пока рельсы не легли на основное полотно магистрали, временное движение осуществлялось по многочисленным "времянкам", положенным прямо поверх земли с нарушениями регулировки движения. Что приводило к многочисленным авариям. Одна из них, произошедшая на 206-м километре, когда подошедший состав ударил в хвост отходящему составу. Сильно пострадала бригада, погиб помощник машиниста.

9. Машинист ЕВЛАГИН, умер в результате схода поезда в декабре 1929 года

Ещё одно крушение случилось лютой зимой, когда "между станцией Желанда и разъездом Жергала" ураганом повалило паровоз, свалившийся под откос. Нога Евлагина оказалось зажатой так, что ему пришлось провести 17 часов под паровозом – при 50-градусном морозе, диком ветре, в заледенелой одежде. Хотя окружающие пытались согреть пленённого машиниста чаем и грелками, и бригада медиков прибыла аж из Аягуза, спасти его не удалось. Умер от двустороннего воспаления лёгких.

10 - 15. Пятеро лесозаготовителей, погребённых лавиной в Каратальском ущелье в феврале 1929 года

Много людей пострадало при лесоразработках, которые велись в ущельях Джунгарского Алатау. Так, лавина, обрушившаяся на обоз, вывозивший брёвна тянь-шаньской ели, погребла сразу семерых обозников вместе с лошадьми. Откопать живыми удалось только двух человек – отца и сына.

16 – 19. Четверо лесорубов, ставших жертвой своей смелости

Ещё одна лавина засыпала четверых лесорубов, попытавшихся столкнуть со склона несколько застрявших лесин, перегородивших путь для брёвен, которые сбрасывались с верхней части горы. Вместе с лесинами посыпался и снег с камнями…

20. Американец ИОССИНГ – жертва брюшного тифа

Иоссинг приехал из Америки не за длинным рублём, а по идейным соображениям. Учить работать советских рабочих и "помогать строить социализм". Сам он был "кузнецом-слесарем пневматических кузниц". Американец занемог, работая на знаменитой по своим сложностям "Мулалинской выемке". И решил съездить для поправки здоровья в Талды-Курган – "поесть яблок". Но заразился брюшным тифом и навсегда остался в Казахстане.

21 – 81. 60 человек, не переживших эпидемии "брюшняка"

Особенно значительными были потери от эпидемии брюшного тифа, разразившейся на 6-м и 7-м участках в Семиречье. По некоторым данным, здесь от этой напасти скончались около 60 человек. Вообще, точно сказать, сколько жизней строителей Турксиба при царившей кадровой неразберихе и спонтанном привлечении поденных рабочих из близлежащих аулов и сёл унесли инфекционные заболевания – невозможно. А сколько человек "попутно" поумирало в тех сёлах и аулах, куда вернулись заболевшие отходники – трудно представить.

Как писал д-р Бобрышев: "Были распространены массовые заболевания гриппом, малярией, острым катаром желудка и кишок, кровавым поносом, брюшным тифом".

82. Девушка, укушенная каракуртом

Территория, которую "захватывали" строители Турксиба, была обильно населена "злейшими врагами": змеями, тарантулами, фалангами, скорпионами и каракуртами. Которые не уважали незваных пришельцев. На памяти Бобрышева было около 60-ти случаев укусов. Однако жертвой явилась лишь одна девушка, которая умерла от укуса каракурта на станции Лепсы.

…Все вышеприведённые случаи относятся к Северному участку строительства, тянувшему путь до Айнабулака от Семипалатинска. Южный участок, строившийся от Лугового, имел свой скорбный список.

83. Рабочий ЕВДОКИМОВ. Задавлен вагонеткой на Чокпаре

Одним из самых сложных участков строительства Турксиба считалось преодоление Чокпарского перевала. Где при масштабных взрывных работах было тяжело ранено несколько взрывников. Но смерть настигла тут рабочего нижней бригады Евдокимова, задавленного опрокинувшейся вагонеткой.

84. Рабочий, убитый камнем

Однако избежать жертв при взрывных работах не удалось. Так, высунувшийся раньше времени из убежища рабочий был убит долетевшим от места взрыва камнем.

85 – 87. 3-е рабочих, заваленных грунтом

Трое рабочих погибли при обрушении породы, которое вызвали сами, используя запрещённый на строительстве (но выгодный в условиях "поденной ставки) метод "подбоев".

88 - ?

"Были ещё смертельные случаи, но не самих строительных работах и не в связи с какими-либо техническими недостатками (разнесли лошади, упал с автомобиля и т. п.) … Но и они должны быть отнесены к жертвам Турксиба", - писал ещё один "турксибовец" М. ДЕЗОРЦЕВ, отвечавший за "охрану труда" и "технику безопасности" на Южном участке.

P.S. По-хорошему, где-то в Казахстане, у трассы Турксиба должен непременно стоять памятник тем жертвам. Ну или хотя бы скромный обелиск. С мемориальной и человеческой стороны это было бы уместно и честно. Имеется ли что-то подобное в действительности? Честно говоря, мне про такой памятник слышать не приходилось…

Фото: издания 1930-х годов.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Фирма Какимжанова попала в чёрные списки "ҚазАвтоЖола"
Компания сына экс-министра финансов до конца 2025 года не сможет участвовать в госзакупках
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Выборы в США: заключительные аккорды и ошеломительная социология
В Америке установлено Government trifecta (трехпалатное правительство)
Жертвы Турксиба: сколько человек погибло при строительстве легендарной магистрали
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Вице-министр здравоохранения по цифровизации: Заболев, я поехал домой за бумажками
Ербол Оспанов сообщил Ratel.kz, что никакой интеграции информационных систем в медицине, о которых твердят его коллеги, он не обнаружил
Қазақстанда адамдар жұмысқа орналасқаны үшін сотталып жатыр
Пара беруден басқа амал қалмаса қайтсін енді
Три миллиарда тенге нужно ВКО, для того чтобы убрать один из административных барьеров
В 171 населённом пункте региона вообще нет градостроительной документации
Во сколько казахстанцам обходится правление Досаева
Крутые тачки, офшоры и куча рабочих
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.