Женщина как молитва: художница назвала общую черту всех казахстанок

2162 просмотров
0
Галина ГАЛКИНА
Пятница, 08 Мар 2024, 18:00

Весна и женщина похожи – стремлением к юности, обновлению, красоте, цветению. Почувствуй, посмотри, проникнись

"Почувствуй…" – именно так называется персональная выставка известного акварелиста Казахстана Асии ХАЙРУЛИНОЙ. Экспозиция открылась накануне Международного женского дня в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева.

О себе как о художнике Асия Укеевна говорит: "Мне близки фрагменты, мозаика и детали момента, секунды скользящих неповторимых впечатлений и непредсказуемоЕ сплетение эмоций и образов… Только искусство позволяет людям быть такими разными, никак не вмещающимися в придуманные ими же стандарты и правила!"

Художницу привлекают разнообразные явления и объекты – цветы, пейзажи, чувства, обычные предметы… Но наиболее повторяющийся образ – женщина.

Какие они, женщины нашей страны, в представлении Асии Хайруллиной? Она не сомневается в определении: "Думаю, что одного портрета женщины Казахстана быть не может. Все разные, уникальные. Если назвать общие черты, то это, на мой взгляд, сдержанность и сила".

Асия Укеевна и сама являет собою сдержанность и силу. По крайней мере, таковой она выглядит – в жизни и на фотографиях. Но в окружении друзей, коллег и зрителей – сияющая, красивая, открытая, и в этой открытости – беззащитная.

Художник-акварелист создает чарующий мир! Где все краски и предметы - инореальны, как в сновидении, в фантазии или в мечте. И зритель - часть этого мира, он кажется столь же ирреальным. Но будто это и есть его подлинная жизнь!

Примечательно, именно женский образ выражает множество явлений. Причем акварелист с помощью женского облика, лика, фигуры отображает настроения, переживания, времена года, час суток, сердечные бури и штили…

Персональная выставка – это событие, в котором автор представляет не только результат определенного периода работы, но и распахивает перед зрителем душу. Как делает это в каждой своей работе Асия: "Мой мир, мое пространство, которое я создаю, мое измерение, мои ощущения, эмоции - все это здесь, в моих работах, которые люблю! И каждая их них, это маленькая история о такой большой и такой интересной жизни!"

Справка

Асия Укеевна Хайрулина - деятель культуры РК, член Союза художников РК, член Международной ассоциации акварелистов IWS Kazakhstan, член Ассоциации художников "Мост", автор и организатор международных и казахстанских проектов и выставок в области культуры и изобразительного искусства Казахстана, обладатель золотой медали имени А. Кастеева. За вклад в изобразительное искусство РК - медаль от Союза художников РК, Таранды Великого Эля - диплом от Академии художеств Казахстана, диплом от Евразийского фонда культуры.

Баян БАРМАНКУЛОВА – искусствовед, так говорит о выборе жанра Асии Хайрулиной:

Она предана акварели. И даже рождена для акварели, что пребывает на зыбкой границе между живописью и графикой. Сила и нежность, плотность и прозрачность краски, преображающейся в цвет мира и метафору чувств – все это чудесным образом оживает на хрупком листе бумаги, призывающем к бережному касанию. Среди ее работ есть изображения предметов, интерьеров, ландшафтов, сюжетов и чудесных лиц, реальных и воображаемых. Однако даже если явлен вполне узнаваемый предмет, он взят не столько в качестве объекта, сколько в качестве отклика субъекта на здесь и сейчас происходящее.

Ассоциации о явлениях, переменчивых чувствах, движениях природы у Асии Хайрулиной имеют женское лицо: так вечер, как и летние сны, являются в образе женщины. Полдень – это тоже желто-оранжевая женщина, даже блюз – можно объяснить лицом девушки в голубых, серых и белых тонах.

Баян Карибаевна объясняет это пристрастие к женскому образу так:

- Асия Хайруллина – наша современница, женщина, – соответственно, ей близко женское начало. В науках всегда было и остается больше мужчин-гениев, чем женщин. Но признано, что представительницы слабого пола по своей сути – более сложные существа. По той причине, что начиная с первобытных времен ей приходилось одновременно делать много разных вещей одновременно.

В то время как мужчина ставил перед собой одну задачу и добивался ее решения: шел на бизона и приносил добычу. А женщина собирала орехи, ягоды, поддерживала огонь в очаге, защищала жилище от тигра, прислушивалась к ребенку, бежала на его плач, кормила. У женщины распахнутое сознание. Может быть, оно не столь глубокое, но зато – обширное. В женских образах Асии Хайруллиной – во всех лицах, обликах, образах - на первый взгляд простого мира, но внутри он сложен, требует своего прочтения. И этот мир, может быть, не Марианская впадина, но – поверхность Тихого океана.

Искусствовед Баян Барманкулова замечает, что Асия проявляет интерес не только к наличному миру, но и к мифическому, мистическому, к символам веры. Художник "вглядывается в мир вечных истин, таинственных связей души и духа. И тогда формы и цвет превращаются в знаки и символы, указующие на то, что обитает за пределами предметной оболочки, – неуловимое и прекрасное".

Картина "Молитва" – фигурка женщины с ребенком. Мать прижимает к себе дитя и молится о нем, пытаясь защитить от опасностей этого мира. Для Асии Хайруллина молитва – не пустые слова: "Молитва для меня это - разговор с Богом, очень искренний, Ему можно сказать все, Он поймет... Сначала прошу прощения за свои дурацкие мысли и поступки и благодарю за то, что у меня есть. А потом забываю о том, что хотела просить…"

Для непосвященных зрителей техника акварели – загадка. Посетители выставки сначала восхищаются, а потом всматриваются в поверхность красочных листов, пытаясь понять, как это сделано?

Любопытствующим может ответить Баян Барманкулова, которая дотошно изучила технику акварели на примере творчества Асии Укеевны. Но искусствовед не выдает всех секретов мастерства:

"Мастерская Хайрулиной сродни лаборатории средневекового алхимика, где что-то смешивается, наносится на лист, промывается проточной водой, снова наносится, снова промывается. На вопрос - что и как возникает - следует приблизительно такой ответ: "Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва".

Внимательный зритель заметит, что женское обаяние присуще многим работам Асии Хайрулиной. Бокалы для коктейля, цветы в вазе, интерьер в комнате, даже абстрактная композиция – они женского рода.

Но есть при этом мужская решительность, научный расчет, подчас категоричность – в создании каждого полотна. Творчество художника-акварелиста – это инь и ян – единство женского и мужского. Но в этой дуальности, дробящей мир на черное и белое, добро и зло, есть поиск формулы Асии Хайрулиной, и есть некий общий знаменатель – любовь:

"Все вокруг вас, дорогие женщины, расцветает и становится ярким только благодаря вашей любви! Чем больше ее вы излучаете, тем теплее и гармоничнее становится мир. Поэтому желаю вам хорошего настроения, светлой энергии и радости в каждом дне!"

Фото: Галина Галкина.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM! 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером