Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Народы приходят и уходят. Оставляя нам артефакты и повод для размышлений. Много ли, к примеру, вам известно о джетыасарцах, которые много веков населяли междуречье Сырдарьи и Амударьи и оставили после себя впечатляющие крепости в Восточном Приаралье? Для того, чтобы восполнить пробел, давайте поставим несколько вопросов и попытаемся на них ответить.
Сколько времени они прожили в низовьях Сырдарьи?
Почти полтора тысячелетия! Впервые "проявившись" в VIII веке до нашей эры, джетыасарцы дотянули до IX века нашей. Проведя все эти столетия вовсе не на задворках цивилизации, а на самой, быть может, торной и беспокойной её дороге - в эпицентре великих переселений Евразии!
Что от них осталось?
Более пятидесяти городищ, представлявших собой ярко выраженные глиняные укрепления. "Огромные, многослойные, многоэтажные, хорошо укреплённые джетыасарские городища всегда размещались в непосредственной близости от русла или какого-нибудь естественного водного источника", - писала главный специалист по джетыасарцам Лариса Михайловна ЛЕВИНА. И добавляла, что городища эти "были окружены некрополями, насчитывавшими сотни и тысячи курганов".
Почему они обитали в пустыне?
Руины древних замков джетыасарцев разбросаны ныне по иссушенным пространствам пустыни Кызылкум. Но пустыней эта местность была не всегда. Когда-то Сырдарья-Яксарт впадала в Арал не единственным руслом, а через обширную дельту, протоки которой охватывали добрую половину современных Кызылкумов. Здесь, в треугольнике со сторонами примерно 400 на 400 на 250 километров, и кипела жизнь джетыасарцев.
Пионеры цивилизаций вообще любили дельты рек с их плодородием и изобилием. Вспомним хотя бы Египет или Месопотамию. Дельта древней Сырдарьи тоже не прозябала на отшибе истории - тут проходили бойкие торговые дороги, пути многих завоевателей и всех Великих Переселений, начиная от Ариев.
В чём была их сила?
В системе обороны, состоящей из укреплённых поселений и своеобразной "сотовой" системы раннего предупреждения об опасностях. Поселения, массивные многоэтажные башни-замки из глины, все внутренние помещения которых объединялись вокруг круглого внутреннего двора, а "стены" состояли сплошь из "квартир" жителей. Квартиры эти, все абсолютно одинаковые, представляли собой анфиладу комнат, начинавшихся на майдане и кончающихся окном-бойницей. Таким образом, каждая семья имела не только свою жилплощадь, но и свой участок обороны, зону ответственности.
По равнине старой дельты "замки" были разбросаны так, что с крыши одного обязательно просматривались семь соседних укреплений. Так что сигнал об опасности распространялся практически мгновенно. Враг ещё только подходил из степи к передовым форпостам, а дымный телеграф уже распространял весть о нашествии по всем джетыасарским твердыням на сотни километров.
Лучшее свидетельство действенности оборонной доктрины джетыасарцев - время существования их загадочной культуры. Понятно, не последнюю роль сыграли и боевые качества самого народа-воина. Ещё одна особенность джетыасарцев - полное отсутствие у них "мирных" поселений, не укреплённых массивными стенами. Они всегда готовы были и к труду, и к обороне.
Чем ещё они поразили исследователей?
Консерватизмом. За время своего существования они менялись очень незначительно. У археологов появилось ощущение, что жизнь текла только вокруг, а внутри глиняных замков джетыасарцев время не шевелилось.
Л. М. Левина писала:
"Все аспекты культуры: топография и характер городищ, строительные приёмы, принципы фортификации, внутренняя жилая застройка, погребальные сооружения и обряды, керамика, основные предметы быта, одежда, даже характер "модных" украшений – оставались неизменными на протяжении тысячелетия. Даже типы хозяйства и, вероятно, сама организация общества, насколько можно судить по остаткам джеты-асарской материальной культуры, практически не изменилась на всём протяжении её бытования в регионе".
О чём поведали их мёртвые?
Могильники, окружавшие древние замки джетыасарцев, также поражали исследователей своим консерватизмом. Каких-то выдающихся могил, выделявшихся своей роскошью, обнаружено не было. Погребальный инвентарь, предназначавшийся для "жизни вечной", не изменялся столетиями.
Но в могилах находили и свидетельства того, что кызылкумские консерваторы отнюдь не были замкнуты на себе, имея очень разнообразные контакты практически со всеми странами Старого Света. От Египта до Китая и от Европы до Индии. Торное положение региона в центре Евразии, собственно, к тому и обязывало. В основном, конечно, импортные вещи относились к предметам роскоши: шелка, бусы, зеркала, фибулы и т.п. В отличие от продукции местной фабрикации их стиль менялся постоянно.
"Лицо" какой национальности у них было?
Но всё же на кого они были похожи, эти загадочные джетыассарцы? Со скульптурного портрета, выполненного ещё в советские времена реставратором Л. ЯБЛОНСКИМ по черепу из Алтын-Асарского некрополя, глядит явно выраженное лицо арийско-иранского типа. Узкое и горбоносое, с глубоко посаженными глазами. Такие были вообще-то весьма характерны для евразийских степей того времени.
От чего вокруг них столько вопросов?
От того что они не умели писать и не оставили после себя никаких документов. Интересно, что однажды джетыасарцы чуть было не обзавелись письменностью - от тюрков. Во всяком случае, на одном из типично местных сосудов в одном из городищ была обнаружена древняя руническая надпись.
Куда они подевались?
Приаралье становится зоной экологического бедствия не впервые. Когда в VII веке неожиданно иссякла вода в двух самых мощных протоках древней дельты – в Кувандарье и Эскидарье, это привело к регрессу культуры обитателей "замков". В конце концов остаткам народа ничего не осталось, как искать новые места, более пригодные для жизни.
Часть джетыасарцев осела недалеко, в ещё обводнённых частях дельты, основав там так называемые "болотные городища". Другие группы ушли на север - за Сырдарью, и на юг – за Амударью. Самые же напуганные двинули на запад – их следы теряются в Поволжье, на Кавказе и далее.
Почему такого народа не было?
Джетыасарцы, как и харапцы, минойцы, египтяне (эпохи Пирамид или Рамсессов) – этнонимы, выдуманные современной наукой. (Джеты-Ассар – "Семь крепостей"). О самоназвании древних обитателей древней сырдарьинской дельты сказать что-либо определённое трудно. Время их жизни – время "дописьменное", а по косвенным уликам, пусть и многочисленным, вещи своими именами не назовёшь.
Учёные лишь предполагают связь с объединением Кангюй. Потому-то вопрос – кем они были – долго (а может быть и вечно) будет подразумевать яростные научные споры и массу ненаучных спекуляций.
Почему казахстанцы мало знают про джетыасарцев?
Казахстанские археологи этот регион практически не изучали. С 1946 по 1992 годы он был вотчиной москвичей из знаменитой Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, организованной известным советским исследователем Средней Азии – Сергеем Павловичем ТОЛСТОВЫМ (отсюда её неофициальное название – "Толстовская экспедиция"). Работы в Казахстане вела ученица Толстова – Лариса Михайловна Левина. Понятно, что все результаты, как и находки, оказывались в Москве.
В последние годы уединённые джетыассарские памятники в пустыне стали вотчиной "чёрных копателей", которые азартно потрошат и уничтожают могильники, ради… Ради чего? В лучшем случае, пополнения собственных коллекций. А в основном – ради азарта и наживы. Понятно, что для ответов на многочисленные вопросы, которые оставило после себя это загадочное племя, все эти криминальные артефакты смысла уже не имеют.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. Снимки сделаны в августе 1991 года на Алтын-Асаре. Это был один из последних сезонов Хорезмской экспедиции в Казахстане.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!