Жизнь как ужас

10951 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 12 Ноя 2014, 08:10

Мы перестаем быть людьми, безвозвратно теряем элементарные навыки воспитания и приличия

Фильм «Нагима» Жанны Исабаевой уже год путешествует по международным кинофестивалям, получил несколько престижных наград, в конце ноября начинается прокат во Франции, а в родной стране впервые показан лишь на днях – в алматинском кинотеатре «Арман» в рамках фестиваля авторского кино. Зрелище - не для слабонервных. У Исабаевой вообще репутация скандально известного режиссера, каждый ее фильм («Карой», «Ойпырмай», «Теряя невинность в Алматы») – демонстрация жутких местных нравов - со всеми тошнотворными подробностями. Но «Нагима» выделяется даже в этом ряду – тотальной безнадежностью и беспощадной честностью. Фильм - хлесткая пощечина обществу. Сюжет знаком каждому - хотя бы по новостным лентам. 18-летняя Нагима работает посудомойкой, снимает с беременной Аней угол во времянке, по соседству с проституткой Ниной. Обе – из детдома, без прописки. Истекающую кровью Аню забирает скорая, она умирает во время родов. Нагима, оставшись одна, едет к матери – оказывается, каждому детдомовцу сообщают, кто его родители (если такая информация есть в личном деле). У матери семья, трое других детей, от Нагимы отказалась при рождении и сейчас ее видеть категорически не желает. Нагима возвращается во времянку, забирает, к изумлению Нинки, трехнедельного ребенка Ани себе - с намерением любить и жить вместе с крохой. Как это делать, она не знает, поскольку опыта дома и семьи у нее нет. И инструкции на сей счет никто не дает, да и вообще чужого ребенка ей по определению не могут дать. Кажется, она его просто забрала. Выкрала. А потом несет далеко и долго на обрыв, чтобы… убить. Все равно никому не нужен, никто любить не будет, впереди - одни разочарования и издевательства. Сначала хочет лишь оставить в чистом поле, потом берет в руки увесистый камень, замахивается, но в итоге сбрасывает ребенка с обрыва вниз… Зал ахнул: никто не ожидал такого шокирующего финала.

Искусствовед Баян Карибаевна Барманкулова, которую я позвала на «Нагиму», после фильма сказала:

- Будто по голове жахнули молотком. А в конце еще и гвоздь туда забили… Куда вы меня позвали? Голову вам, Байгожина, что ли, открутить за это?..

Жанна Исабаева работает исключительно в координатах бытового реализма. Кино ее, собственно, даже не кино, а сконцентрированный кусок жизни, с жестким требованием смотреть правде в глаза. Правда столь ужасная, что хочется бежать от этого кино без оглядки. А убежать некуда: ужас, что предъявлен на экране, давно настиг нас в жизни.

Зачем вам вообще дети и жизнь, если вы ни с тем, ни с другим не справляетесь? - заявляет режиссер своим фильмом. Действительно: до того всех жалко, что хочется прихлопнуть. Что с успехом, напомню, и делает главная героиня, которую мать называет дебилкой. Мне кажется или нет, что наши выдающиеся фильмы последних лет, так или иначе связанные с реалиями сегодняшнего дня, подписывают нам приговор? Иногда – смягчающий и дающий призрачную надежду, как «Бауыр» Серика Апрымова. Но чаще –смертельный и без права на обжалование – это «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Хозяева» Адильхана Ержанова и, разумеется, «Нагима» Жанны Исабаевой. Если первые три картины предполагают некую отстраненность и дистанцию от материала, то Исабаева окунает зрителя с головой в жижу невозможной жизни, погружая его в непроходимый ужас. Делает это искренне и самозабвенно. Когда-то я писала о том, что Исабаева не просто социальный режиссер, она снимает в редком жанре физиологического очерка, показывая типичное в типичных обстоятельствах: жизнь лишних, бессильных, маленьких людей. Делает это, мне кажется, не вполне художественно (драматургически не обусловлено, мотивация искусственная, концы с концами не вяжутся, стилистические разночтения меня лично раздражают), но менее всего беспокоится об этом. Она снимает жизнь практически в формах самой жизни. Делает это декларативно, резко, яростно, словно бьет наотмашь, и кино ее – манифест о бесприютных несчастных людях. О жалких недотыкомках. От картины к картине авторская воля крепнет, и нам, зрителям, остается, как древнему хору в «Антигоне», с содроганьем восклицать: «Много ужасного есть всего, но ужасней всего человек». Добавлю: ужаснее всего сегодня именно наш человек. Разве не так? Посмотрите нынешнее отечественное кино. Ведь наш человек в наших же фильмах вызывает неподдельный ужас не только у иностранцев, что неприятно, хотя понятно, но и в нас самих, что, согласитесь, ненормально и опасно. Наши местные герои даже в пластмассовом нашем кино, претендующем на то, чтобы веселить и развлекать народ, вызывают судорогу отвращения. А когда это серьезный авторский манифест - впору решиться на коллективный суицид… Дикие люди, дикие нравы, дикие поступки… И это – о нас?! Да. Мы перестаем быть людьми, безвозвратно теряем элементарные навыки воспитания и приличия, зло в нас окончательно победило добро; приплюсуйте сюда привходящие обстоятельства: ни крыши над головой, ни бога в душе, ни мыслей, ни чувств - одни инстинкты, так чего вы хотели? На что в этой ситуации рассчитывать нашим детям? Какая перспектива у безысходности? Действительно, разве только вниз головой с обрыва… Древние философы считали: счастлив тот, кто имеет дом, и несчастлив тот, кого изгнали оттуда. Человек без почвы – безмерно несчастлив. Вы ощущаете родную почву под ногами? Здесь и сейчас? То-то же…

…Выходя из зрительного зала, услышала, как кто-то говорил: «Казахи раньше вообще не знали, что такое детский дом и дом престарелых, сироты и старики род не покидали, а теперь что?». А теперь вот что: не на что и не на кого надеяться. Никому. Во всяком случае, в наших палестинах. И, значит, всё дозволено. Всё мерзкое, непотребное, бесстыдное, темное, страшное. Вплоть до убийства невинного младенца.

Мне чужд подобный опыт, предпочту конкретное неигровое кино с реальными героями, но волю автора уважаю. Этим - предельно прямым и жестоким фильмом - режиссер пытается мужественно взглянуть правде в лицо и найти хотя бы каплю человечности - поступок Нагимы продиктован ведь именно этим, разве не так? А если нет? Значит, тогда этот ужас - навсегда? Ужас….

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Люди с активной гражданской позицией выжидают
Политолог Андрей Чеботарёв об итогах 2025 года, институциональных изменениях и границах гражданского участия
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером