Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Приближающийся Год змеи, пришествие которого, однако, земляне (и казахстанцы в первых рядах) уже широко справили (хотя наступит он только 29 января), вызвал шквал повышенного интереса к змеям вообще и к "Великим Змеям" в частности. Змей вообще, по большому счёту, человечество не любит. И боится. Это – врождённое свойство, происходит от первобытных страхов, корни которых теряются где-то в обезьяньей эпохе нашей истории (в варианте для материалистов) или в эдемском периоде эволюции (для идеалистов). Казахстанцы и тут – в тренде всего прочего человечества.
Змей у нас не любят так же, как и повсюду (если не считать реликтовые регионы Индии). Несмотря даже на то, что территория РК не являет собой ареала распространения каких-то особо ядовитых гадов. А это значит, что встретить живую змею в наших просторах с каждым годом становится всё проблематичней.
Совсем не так, как к природным рептилиям, человеческое общество настроено ко всяким мифическим персонажам гадского племени. Тут куда больше оживлённого любопытства, нежели патологической ненависти. Не случайно "правдивые истории" про Великих Змеев и просто огромных змей переполняют анналы мировой фольклористики. Немало таких рассказывалось и в Казахстане. Вот несколько характерных сюжетов, почерпнутых не только из сказок, но и от всяких "сведущих людей", а также серьёзных учёных.
Двуликий гад Айдагар
Как утверждал исследователь казахских сказок С. А. КАСКАБАСОВ:
"Культ змеи имел место в прошлом и у казахов. Следы его сохранились почти до наших дней. Казахи боятся ее и в то же время почитают, считают ее особым и даже сверхъестественным существом. Часты, например, случаи, когда шаман (баксы) представляет своего духа змеею и вызывает ее, надеясь, что она вылечит больного:
Длиннющая ты, змея,
Не тяни, иди скорее, змея,
Обойди юрту, сера-змея,
Не ползи, а иди, змея.
Оседлай ты шестерых змей,
Камчой возьми двух змей,
Шестиаршинная белая змея
Бей посередке, змея".
Но, и это характерно для глобальной мифологии, наряду со змеями-помощниками существуют и змеи-супостаты. Такими в казахских сказках выступает Айдагар. Грозный противник героя-змееборца.
"...Остановимся на образе айдагара. Он прямая противоположность змея-помощника. ...Айдагар требует и повелевает, а герой или его родственники безоговорочно выполняют требования и веления айдагара.
Но в сказках чаще встречается айдагар-поглотитель. Вот примеры.
1. Айдагар каждый день (иногда каждый месяц или год) сжирает стадо овец и одну девушку и т. д. Люди из страха выполняют его требования. Только герой, появившийся в этих местах, побеждает злого айдагара и освобождает людей от вечного страха.
2. Айдагар (или огромный змей) каждый год ест птенцов гигантской птицы Самрук или Алып-Кара-кус. Герой убивает айдагара и спасает беззащитных птенцов, за что их мать становится герою помощницей".
А вот, что сообщает классик исследования казахского фольклора Григорий ПОТАНИН:
"Самая большая гора на свете — Кап-тау; самая большая вода — Мухит; самое большое дерево — камыш; зверь — лев (арслан); птица — Самрук, у которой две головы: одна голова говорит по-человечьи, другая поет по-птичьи. Самая большая змея — Аждаха; самая большая рыба — Джаин".
Этот конспективный образчик народной географии Казахов, записанный в Тарбагатае и чем-то напоминающий "Голубиную книгу", позволяет понять место Айдагара в традиционном степном мироведении.
Змей, проживший 100 лет, по мнению тюрков, превращается в дракона Аждарха (у Казахов – Ашдаха, Айдагар, Айдахар). Который, как и подобает статусу, соблазняет вдов, берёт дань девушками и сторожит подземные клады. Этот огненный змей-дракон часто многоголов.
Волшебный Ак-джилан
Про "царя змей" - Ак-джилана упоминает в своих записках Григорий Потанин. "Он считается самой умной змеёй и вместе с тем самой вредной". У казахов существовало любопытное поверье, что каждый, кто "лизнёт затылок Ак-джилана … получит способность понимать язык животных". Чем и воспользовался один хан, заручившийся дружбой змеиного царя тем, что вывел на чистую воду его неверную змеиную царицу. Этот рассказ был записан в Акмолинском уезде.
"...Жил-был хан. Вот он как-то пошел гулять и подошел к норе, где жил Ак-джилан, царь змей. Вот видит хан, что у норы жена Ак-джилана змея играет с ящером-самцом и тут на глазах хана вступила даже в любовную связь с ним. Рассердился хан и подумал: "Вот жена Ак-джилана, царя змей, вступила в любовную связь с рабом, с простым ящером. Точно так же и моя жена в мое отсутствие может связаться с моим рабом". И хан отрубил ящеру голову и ушел далее".
Это – зачин. В конце концов хан встречает Царя змей и рассказывает ему о происшедшем.
"...Хан рассказал Ак-джилану, как он убил ящера, и Ак-джилан и хан стали с тех пор друзьями. Есть у казак-киргизов поверье, что если кто лизнет затылок Ак-джилана, то получит способность понимать язык животных. Вот стал хан просить Ак-джилана позволить ему полизать его затылок. Ак-джилан сказал, что так как они теперь друзья, то он готов исполнить эту просьбу, но только "ему жаль своего друга-хана; что если хан расскажет, что он приобрел способность понимать язык животных, полизав затылок Ак-джилана, то должен умереть; что хан может и не сохранить тайны. Хан все-таки начал упрашивать, и Ак-джи-лан уступил его просьбам, позволил полизать свой затылок".
Понятно, что обладание чудесным даром принесло хану одни лишь разочарования. Многие знания умножают многие печали...
Владыки ураганов и хранители кладов
Но напрасно думать, что персонаж затерялся где-то в "преданьях старины глубокой". Он был хорошо знаком жителям Казахстана ещё в прошлом веке. Один Великий Змей обитал на Устюрте. О нём повествует Рихард КАРУТЦ, посетивших эти места в 1903 году:
"Сын моего киргизского проводника, интеллигентный юноша, посещавший шесть лет русскую школу в Асхабаде, предложил показать мне недалеко от своего аула пещеру, которая будто бы не имеет конца и в которую ещё не проникал ни один киргиз и ни за что на это не решился бы. В этой пещере живёт змея такой величины, как те большие змеи, что едят людей, и у этой змеи огромные сокровища. Есть там ещё большой глубокий колодезь, самый большой и глубокий из всех колодцев; из этого колодца дует временами такой ураган, что ни один человек не может тогда пройти мимо пещеры".
Ещё один исторический змей обитал в сопках Саяка, охраняя древние сокровища. Сведущие люди "рассказывали, что копям на Саяке нет конца, что, даже связав арканы со всего аула, казахи не достали дна, что на глубине лежит золотой китайский бог, а его караулит многоголовый змей, который выползает только ночью, и, когда по нему стреляют, пули звеня отскакивают, потому что гад медный…"
А вот что сообщает семипалатинский краевед Николай КОНШИН:
"По отзыву волостного управителя в аккентских горах вообще много замечательного. Так на вершинах некоторых сопок есть будто бы отверстия, из которых выходят такие тёплые пары, что кругом постоянно тает снег. У казахов существуют легенды, что пары эти выпускают змеи, стерегущие залежи золота в таких сопках, почему они обыкновенно называются Жиланды, т. е. змеиными".
Таких сообщений можно наковырять великое множество.
Огромные змеи угрожают русским
Занимательно, что Больших Змеев "видели" на территории Казахстана не одни казахи. Вот любопытное сообщение из сборника М. М. БАГИЗБАЕВОЙ "Фольклор семиреченских казаков":
"Больше ста лет тому назад уральским казакам выпадал жребий ехать в Семирек. Ехали на подводах с сотней казаков, с попом. Им говорили, что там много удавов. И вот раз едут они по старому тракту, видят - лежит удав. Обоз остановился.
Командир подал команду: "Сотня, пли!" Солдаты выстрелили из четырехлинейных винтовок. Удав подпрыгнул, но не ушел. Сотня выстрелила еще дважды - безрезультатно. Какая божья сила!
Вышел вперед батюшка: "Благословляю вас на смерть! Кто зарубит шашкой?" Вышел вперед один казак, отслужили молебен, благословили его на смерть. Размахнулся, ударил, смотрит - хомутина".
А это - записанный в 1988 году Евгением КУРДАКОВЫМ рассказ Федосьи Ивановны РАХМАНОВОЙ из алтайского посёлка Огневка:
"Девчонкой я была еще, ну, лет 12 было... До войны еще... Жили мы в Палатцах - это рудник оловянный...
Летом как-то поехали с дядей на рудник Кадырбай, уж не помню зачем. Ехали на телеге. Подружка еще со мною была, Таня БОЛТОВСКАЯ... А ехали мы Черкашиным логом, там тогда бутары стояли, станки промывочные... На подъезде к Комсомольскому руднику подъем пошел, там и ключик внизу был, кусты, трава...
И вот тут лошадь вдруг захрапела страшно, встала и пятится. Дядя вожжи бросил, смотрит в одно место и говорит нам: "Тише, змея".
Мы глянули и обомлели. Дорогу змея переползла, да такая, что в дурном сне не увидишь. Это я сейчас так спокойно говорю, а тогда... Змея была, ну, метров двенадцать длиной, а толщиной, дядя мне потом сказал, что как раз с меня (я тоненькая тогда была...)
Переползла змея дорогу и в траву ушла, прямо туда, к ключику. Ну, постояли мы, отдышались, дальше поехали... А дядя все оглядывался, головой крутил...
Цветом змея серая, вот как пыль примерно, но в пятнах темноватых... Ползла не сильно извиваясь, а так, скользила словно бы. Хвост толстый и резко сразу так обрывается... Ну, что еще? Напугались мы до смерти, конечно...
Никому никогда не рассказывала, вот, в первый раз... Ну, а про больших-то змей много говорили тогда, наверно, были такие змеи... А больше не попадалась".
Наш удав
Ну и как пройти мимо культового для всех истинных алмаатинцев романа Юрия ДОМБРОВСКОГО - "Хранитель древностей"? История с удавом в книге имеет ссылку на одну местную газету:
"Алма-Ата. (Наш корр.)
Еще с прошлой осени по колхозу "Горный гигант" ходила молва о нежеланном госте. Его часто видели в роще. Зима прекратила эти разговоры, и только на днях "гость" вновь появился.
Увидели его в саду. Обвился он вокруг ствола и выбирал самые лучшие спелые яблоки.
Член колхоза ЛУЦЕНКО рассказывает: "Шел я около часу дня через сад. Вдруг как что-то зашипит около меня: чуть на хвост огромной змеи не наступил. Серая. Длиной метра четыре. Как ствол средней яблони".
…В последние дни в колхозе начали исчезать кролики. Оказалось, что в прошлом году из зверинца на колхозном базаре исчез индийский удав. Пробравшись за город, удав акклиматизировался и сумел где-то пережить зимние холода. Сейчас принимаются меры к его поимке…
…По мнению ученых змей мог перезимовать в пещере, находящейся недалеко от Алма-Аты и обнаруженной в 1910 году жителем поселка Малая Станица ГАНЖОЙ. Пещера эта велика и обширна — она тянется на много километров".
Змеиную тему можно продолжать без конца. Ибо и она также "тянется на много километров" откуда-то из прошлого, подобно телу бесконечного Змея...
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!