Ответы на часто задаваемые вопросы
Друзья, продолжаю делиться информацией о работе мониторинговых групп. В этой публикации постараюсь ответить на часто задаваемые вопросы.
1. Предприниматели жалуются, что проверяют их бессистемно, могут даже в сутки несколько раз навестить, и главная цель, которую преследуют проверяющие — это оштрафовать бизнесмена. О "широких" полномочиях мониторинговых групп даже президент сказал. Действительно, есть основания говорить, что сегодня мониторинговые группы "проверяют кого хотят и когда хотят"?
Да. Это справедливое замечание. Мониторинговые группы осуществляют проверки бизнеса на предмет соблюдения санитарных требований, т.н. "ковидных" требований. Их деятельность по сути ничем не регламентирована. Да, есть определенный алгоритм, который согласован Минздравом и МВД, но в нем отсутствуют критерии проведения проверок. Проверки осуществляются бессистемно, хаотично, стихийно.
Мониторинговые группы либо отрабатывают заведения по жалобам, либо посещают их по своему усмотрению. Есть факты систематического посещения одних и тех же объектов. Отследить факты посещений нельзя, проверки нигде не фиксируются. Это благодатная почва для всевозможных коррупционных проявлений.
2. Мониторинговые группы. Кто в них входит, сколько в ней человек, какими полномочиями эти люди обладают? В каких документах прописаны их полномочия?
Как правило, в состав мониторинговых групп входят представители акиматов и полиции, дополнительно в них могут входить волонтеры, общественники и работники санитарно-эпидемиологической службы. Мониторинговая группа проверяет объект на предмет соблюдения санитарных ограничений. Количество человек в мониторинговых группах не регламентировано.
Насколько компетентны сотрудники полиции, чтобы говорить о том, имело ли место нарушение санитарно-эпидемиологических норм и сверять их с санитарными требованиями — большой вопрос. Конечно, для этого важно иметь образование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но санитарная служба не во всех мониторинговых группах участвует — у них просто нет таких ресурсов.
Бизнес задает вопросы, если проверку в рамках контроля и надзора должны осуществлять сотрудники санитарно-эпидемиологической службы, почему же тогда они не всегда работают в составе мониторинговых групп? Ответ в том, что деятельность мониторинговых групп закон не нарушает.
Согласно подпункту 2) части 1 статьи 802 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в т.ч. материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления.
Эти материалы передаются в уполномоченный орган — СЭС, где уже после проверки материалов заводятся или не заводятся административные дела. Если полицией не обеспечена полнота материалов или выявлено отсутствие состава правонарушения, административное дело не заводится. По имеющейся у нас информации, большая часть всех административных дел была заведена именно по такому механизму.
3. А что насчет моратория на проверки предпринимателей?
Проверки, осуществляемые мониторинговыми группами — это не контроль и надзор. Мораторий распространяется на проверки в рамках контроля и надзора. Полиция в составе мониторинговых групп фактически осуществляет охрану правопорядка, закон позволяет привлекать к ответственности, к примеру, столпившихся без масок и без соблюдения социальной дистанции граждан.
Для проверок санврачами в рамках контроля и надзора из моратория предусмотрены исключения (при возникновении угрозы жизни и здоровью граждан и по решению первого руководителя центрального государственного органа — Минздрава).
Однако проводимые мониторинговыми группами проверки — это не контроль и надзор, а значит, на них не распространяются требования Предпринимательского кодекса и мораторий на проверки.
4. За что сегодня могут оштрафовать бизнесмена? Должны ли уведомлять предпринимателя о проверках мониторинговых групп?
В начале июля утвержден СанПиН, который содержит основные требования, за его нарушения предусмотрена ответственность в статье 425 КоАП.
СанПиН тесно связан с постановлениями санврачей, он на них отсылает. Совместным приказом утвержден проверочный лист из 24 требований, и ответственность наступает лишь за нарушение одного из этих 24 требований (маски, санитайзеры, разметка, график работы и т.д.).
Требования распространяются не на все виды бизнеса (к примеру, реализация продуктов питания в фасованном виде не может распространяться на работающие в офисах компании). Требования конкретно к каждому виду деятельности надо смотреть в СанПиНе и постановлениях санврачей — они прописаны в соответствующих алгоритмах.
5. Я предприниматель, ко мне пришла мониторинговая группа. Как мне убедиться, что ко мне пришли именно те люди, которые должны проверять?
Достоверно узнать нельзя. Проверки осуществляются хаотично. Но у сотрудников уполномоченных органов имеются служебные удостоверения. Однако не будет акта о назначении проверки, по которому можно было бы пробить, кто именно пришел на проверку, каков предмет проверки, дату проведения проверки и т.д. Такие документы готовятся только в рамках контроля и надзора. Тем не менее мы на площадке infokazakhstan.kz предложили реализовать аналогичный функционал.
6. Мой объект начали проверять, как мне защитить свои права, куда мне обратиться?
В первую очередь хотелось бы призвать бизнес соблюдать санитарные требования. На сайте infokazakhstan.kz размещены требования применительно к каждому бизнесу. Зачастую речь идет о простых мерах: санитайзеры, маски, разметка.
Если же проверка пришла, нужно попросить служебные удостоверения, можно осуществлять видеосъемку. Если есть основания полагать, что в отношении вас могут быть применены неправомерные действия, смело звоните в call-center Национальной палаты по номеру 1432. У нас совместно с прокуратурой сформированы мобильные группы, которые могут оперативно выехать на место для того, чтобы проконтролировать законность проведения проверки, проконсультировать, сопроводить.
Также можно позвонить по номеру в зависимости от Вашего региона.
7. Как ситуация с предложением "Атамекена" разграничить нарушения санитарных требований по степени тяжести?
В "Атамекен" поступил проект изменений в критерии оценки степени риска и проверочный лист. Эти 24 требования предложено сократить до 21 и разбить их на незначительные, значительные и грубые. Свои предложения по этому поводу мы уже дали.
Однако санкция статьи 425 КоАП не делит правонарушения по степени тяжести. Неважно, предприниматель не завел журнал выхода на работу сотрудников или же проводит массовые мероприятия — штраф будет одним и тем же.
Это, конечно же, несправедливо. Именно поэтому мы и предлагаем зайти в КоАП и разграничить штрафы по степени тяжести совершенных правонарушений. Не все госорганы с нами согласны, но работу в данном направлении мы продолжаем.
8. Какие у "Атамекена" предложения, чтобы работа мониторинговых групп шла в правовом поле?
Мы предложили четкие критерии проведения проверок: только по официальным жалобам. Все проверки должны фиксироваться в базе, чтобы можно было проверить, сколько раз мониторинговая группа посещала одни и те же объекты (проверки мониторинговых групп нигде не фиксируются. В органах правовой статистики размещается информация о проверках в рамках контроля и надзора, но большая часть ковидных проверок осуществляется мониторинговыми группами).
Второй вариант: поделить населенные пункты по секторам, посещать исключительно объекты, находящиеся в секторах. Бизнес, расположенный в проверяемом секторе, зная, что к нему могут прийти, будет заинтересован в соблюдении санитарных требований.
Все предложения переданы в Минздрав и МВК по коронавирусу.
Уважаемые предприниматели, в ближайшее время я сделаю новую публикацию о деятельности мониторинговых групп.
Иллюстративное фото: almaty.tv.