
Эпоха лёгких денег и непуганых инвесторов закончилась
Озвученное в середине марта предложение первого заместителя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Рустама АХМЕТОВА выставить на приватизацию принадлежащие "КазМунайГазу" пакеты акций в Атырауском и Павлодарском НПЗ вызвало волну хейта на тему продажи стратегических предприятий российскому бизнесу. Некоторые СМИ со ссылкой на "собственные источники" как о свершившемся факте писали, что новым владельцем завода в Атырау станет российская компания "Татнефть".
Последовавшее заявление "КазМунайГаза" не разъяснило, а напротив, добавило тумана в вопрос. Сразу уточнив, что предложение о приватизации двух НПЗ – это всего лишь инициатива АЗРК, нацкомпания подтвердила, что "анализирует данный вопрос", особо подчеркнув, что "подготовка к таким решениям требует значительного времени – как на уровне корпоративных решений, так и с точки зрения технических и экономических аспектов. На практике такие процессы занимают несколько лет". Тем самым дезавуировав предположения журналистов, что решение о продаже госдолей в заводах уже принято.
В то же время КМГ не стала отрицать тесные связи с "Татнефтью" в сфере нефтепереработки: "В рамках сложившихся партнерских отношений между АО НК "КазМунайГаз" и ПАО "Татнефть" ведется постоянный обмен опытом, в том числе по отдельным установкам и технологиям, а также по вопросам организации производств высоких переделов на базе нефтехимического сырья ТОО "АНПЗ". "Татнефть" выразило заинтересованность инвестировать в новые нефтехимические проекты, непосредственно связанные с производственной деятельностью ТОО "АНПЗ", в частности, в производство терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата (ТФК и ПЭТФ)".
Телеграм-каналы предали гласности служебный документ без названия, очевидно, утекший из "КазМунайГаза" и свидетельствующий, что переговоры о судьбе Атырауского НПЗ с "Татнефтью" действительно велись. Но не о приватизации, а о передаче в управление. В частности, документ содержал требования казахстанской стороны к партнеру по договору доверительного управления (отсутствие в санкционных списках США и Евросоююза), будущие инвестиционные проекты и производственные планы, механизмы финансирования этих проектов, вознаграждение управляющей компании, вопросы корпоративного управления и др.
Так что заявление Министерства энергетики Казахстана, обнародованное 1 апреля, что "в настоящее время продажа доли АНПЗ не рассматривается", нужно трактовать как признание того, что стороны по условиям пока не договорились. И это неудивительно. Для постоянного прогрева патриотической повестки и получения политических дивидендов утверждения, что иностранный бизнес (в последнее время чаще всего – российский) спит и видит, как бы прибрать к рукам природные богатства Казахстана, работают беспроигрышно.
При этом никто не берет во внимание, что ситуация в мире кардинально изменилась по сравнению с той, что существовала 15-20 лет назад. Если тогда мировая экономика пухла от дешевых денег, и инвесторы рыскали по свету в поисках красивых и быстро окупаемых проектов, то сейчас, напротив, странам приходится конкурировать за глобальные инвестиции. И Казахстан здесь, увы, уже не в числе лидеров гонки. По данным Нацбанка РК, в 2024 году валовый приток прямых иностранных инвестиций в страну снизился на 28% – с 24 до 17,2 млрд долларов США. А чистый приток впервые стал отрицательным: минус 2,6 млрд долларов.
Нефтегазодобывающая отрасль, с первых дней независимости провозглашенная визитной карточкой страны, возглавляет антирейтинг снижения притока инвестиций – минус 2,7 млрд долларов (46% падения). Как и Атырауская область: минус 2,4 млрд (-56%).
Если же вернуться к вопросу продажи (передачи в управление) Атырауского НПЗ россиянам – то главным вопросом "Татнефти" наверняка был: где мы возьмем маржинальность, чтобы вернуть инвестиции и заработать? Как известно, тарифы на переработку на всех трех НПЗ устанавливаются директивным методом министерством энергетики. В уже упомянутом документе без названия позиция КМГ по ставке процессинга выглядит так: "КМГ утверждает тариф АНПЗ в составе БП. Ставка должна предусматривать возможность небольшой прибыли". "Татнефть" же настаивала на "пересмотре цены процессинга по согласованию сторон".
Аналогично и со снабжением завода сырьем. Сегодня, когда внутренние цены на нефть на порядок ниже экспортных, а цена ГСМ регулируется государством во имя социальной стабильности, министерство ежемесячно утверждает график поставки нефти на НПЗ, заставляя ту или иную компанию направлять нефть на конкретный завод ценой упущенной прибыли. То есть захочет министерство – АНПЗ будет загружен на 100%, а не захочет/не сможет – будет работать не в полную мощность, теряя доход. Неудивительно, что российская компания не рискнула ввязываться в такой сомнительный бизнес, зависящий от подписи чиновника.
Что еще раз подтверждает прописную истину – эпоха легких денег и непуганых инвесторов закончилась. Без либерализации рынков не будет новых инвестиций.
Фото: pnhz.kz.
Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".