Практически все проявления большевистской репрессивной политики так или иначе коснулись Казахстана
Вулканы разбрасывают камни, а революции - людей.
(Виктор Гюго, "Труженики моря").
В последний день мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. У этой темы в стране много преломлений, известно, что практически все проявления большевистской репрессивной политики так или иначе коснулись Казахстана: массовый голод с огромным количеством погибших, так называемое "раскулачивание", другие виды коллективных и индивидуальных репрессий, лагеря системы ГУЛАГ, депортации по этническому или социальному признаку, жесткая антирелигиозная политика…
Вспомним одно из проявлений репрессивной практической политики построения "мы наш-мы нового мира". Оно далеко не самое большое со статистической точки зрения, но вполне характерно для тех исторических персонажей, "благодаря" которым в Казахстане сегодня есть этот памятный день, 31 мая.
Казахстан в целом, и в большой степени, хотя не только, Алма-Ата нередко использовались советскими властями как место ссылки из Москвы и центральных районов СССР. Эта практика началась уже в 1920-х и распространялась во-многом на еще дореволюционных представителей интеллигенции, в том числе ученых, военных, религиозных деятелей. Видимо, власти учитывали при этом два аспекта: с одной стороны, и республика, и город были далеко удалены от политических центров и внешних границ, и это гарантировало, что неблагонадежный не будет "мутить воду" и не сбежит за границу, как это случалось, например, с лагерем на Соловецком архипелаге. Конечно, рядом был Китай, но в то время вряд ли кому-то пришло бы в голову попытаться сбежать туда, даже от чекистов. А с другой - город хоть и был невелик, но – столица, и, соответственно, с немалым аппаратом контроля за ссыльными. И так в Алма-Ате оказывалось немало очень интересных людей, в том числе крупных ученых.
В начале 1930-х оказался в столице Казахстана Иван Николаевич ФИЛИПЬЕВ, ленинградский энтомолог.
Одним из главных направлений его работ была агрономическая гельминтология, изучающая червей-паразитов растений и меры борьбы с ними. Самая что ни на есть прикладная дисциплина, особенно для страны, как раз в то время (как, впрочем, и всю советскую эпоху) испытывавшей огромные проблемы в сельском хозяйстве. Зачем вообще было удалять крупнейшего специалиста из научного центра страны, определять ему на жительство научную периферию, какой в то время была Алма-Ата? Негуманно по отношению к ученому и совсем нерационально с точки зрения государственных интересов. Политикой Филипьев не занимался, во внутрипартийной борьбе подавно не участвовал, ибо членом партии не был. Пострадал, как пишет его биограф, видимо, за смелые критические высказывания. Те, что приведены в статье, вполне умеренны на нормальный взгляд. Но понятие о "норме" зависит от эпохи, и признанный в СССР ученый, член ряда американских и европейских научных обществ оказался сотрудником сектора зоологии Казахского филиала Академии наук СССР с запретом выезжать за территорию республики. Свои исследования он продолжал, но это был не прежний уровень: Филипьев в переписке критически оценивал тогдашний уровень организации науки, подчеркивал отсутствие иностранной научной литературы. А в 1937 он был вновь арестован и расстрелян…
Такая практика добивания тех, кого "недостаточно" репрессировали в конце 1920-х – начале 1930-х, по мере наступления эпохи Большого террора становилась все шире. Доступные опубликованные материалы полны таких примеров. К сожалению, нередко эти материалы очень неполны. Например, благодаря им известно, в 1930-х в Алма-Ате, в Наркомате юстиции Казахской ССР работал Петр ВСЕСВЯТСКИЙ, младший брат известного биолога и основателя журнала "Юный натуралист", на котором, как говорится, выросли целый поколения детей. В 1937 его, Петра, расстреляли. Биография старшего брата прекрасно известна, о младшем же все умещается в нескольких предложениях. А ведь наверняка это была интересная личность, прекрасно образованный человек.
Один из самых необычных персонажей, о которых нельзя не сказать в этом контексте, это другой биолог, профессор Илья ИВАНОВ.
Известен он, прежде всего, тем, что всерьез пытался вывести гибрид человека и человекообразных обезьян. Идея в то время нашла немало сторонников в научном сообществе разных стран. Слава Богу, ничего из нее не получилось. История эта, особенно этические аспекты, очень детально описана, но для нашей темы важна другая сторона деятельности и судьбы Иванова. Ученым он был незаурядным не только из-за сверхсмелых попыток гибридизировать гомо сапиенсов и высших приматов, прежде всего, в научной истории его знают как человека, разработавшего и внедрившего в начале ХХ века технологии искусственного осеменения в животноводстве. Здесь Иванов стал пионером мирового масштаба. В упомянутой выше статье об этом сказано так:
"Поначалу использование искусственного осеменения натолкнулось на враждебное отношение крестьян, считавших его, как вспоминал Иванов, делом “богопротивным”. Но очень скоро, как только крестьянам стало ясно, что они и вправду могут получить от своих кобыл лучший приплод, они не только приняли новый метод, но даже стали предпочитать его естественной случке".
Сегодня без этого метода развитие животноводства невозможно представить. И что же Иванов? Попав в ходе очередных партийно-идеологических разборок большевиков между этими шестеренками, был приговорен к ссылке в Алма-Ату. В немалой степени поводом этой опалы стали обезьяньи эксперименты, но суть истории в том же: по каким-то надуманным поводам большого ученого вырвали из того состояния и положения, в которых он был наиболее эффективен и полезен для науки, общества, страны. Опять проявление большевистского административного парадокса: где-то – предельный, порой до цинизма, прагматизм, и рядом такая же глубокая иррациональность. У Ильи Иванова, правда, был шанс вернуться к своим работам по зоотехнике: поработав немного в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте (ныне Казахский национальный аграрный исследовательский университет), он вдруг получил разрешение вернуться из ссылки. Но не успел, сразил инсульт. Случилось это в 1932 году, возможно, проживи Иванов лет на пять дольше и повторил бы судьбы многих других ученых…
…Таких, как самый известный ссыльный Алма-Аты – Александр ЧАЯНОВ.
Крупнейший экономист-аграрник своего времени, автор такого понятия, как "продовольственная безопасность" и идеи "кооперативной коллективизации сельского хозяйства". Что-то из его предложений сегодня может выглядеть нереалистичным, но ведь попробовать реализовать-то не дали… Не знаю, как сейчас, а в 1980-х годах в некоторых странах мира работали сельхозкооперативы имени Чаянова. Организацию агросектора он видел в форме альтернативной и крупным капиталистическим хозяйствам, и советским колхозам. Чаянов выступал за вертикально организованные сельские кооперативы, что, по его мнению, позволило бы и вытеснить из сельской экономики перекупщиков, и развивать самоуправление в крестьянской среде. Это было явным оппонированием сталинским идеям коллективизации, и ученый предсказуемо подвергся жесткой критике самого вождя, а потом и первому осуждению. После тюремной отсидки он оказался в ссылке в Алма-Ате, где успел поработать в Наркомате земледелия Казахстана и в Сельскохозяйственном институте. В 1937 был вновь осужден, уже на расстрел.
Интересно, что Чаянов был еще и писателем-фантастом. Есть мнение, что одна из его книг подтолкнула Михаила БУЛГАКОВА на создание "Мастера и Маргариты". А мы не знаем даже, где именно он был расстрелян и захоронен, известно только, что где-то под Алма-Атой.
Естественно, это далеко не полный перечень ученых, репрессированных большевистской системой, чья судьба из-за этого оказалась связана с нашим городом. И особенно надо подчеркнуть, что это лишь небольшая часть в сталинской репрессивной "мозаике" в целом. Надо стремиться вспоминать как можно большее количество людей любых социальных слоев и этажей, и не только в определенную дату. Конкретно на ученых я решил остановиться здесь, потому что время от времени приходится слышать рассуждения на тему - "какую великую науку создали большевики", "как заботились об ученых при Сталине"… Если им не оппонировать, то в какой-то момент это мнение может стать абсолютом в оценке этой темы. И влиять на восприятие исторической эпохи в целом.
Ну, а еще это часть истории нашего города, к сожалению, малоизвестная. Многие ли знают, что прародитель Воланда ходил по улицам Алматы, пока его не убили?
Фото: Википедия.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!