Конституция и Билль о правах
После окончания Войны за независимость перед 13 штатами встала проблема - союз независимых государств со слабым центральным правительством, которое даже не имело права собирать налоги, казался нежизнеспособным. Во-первых, Союз раздирали противоречия между штатами, создававшими барьеры для торговли между собой. Во-вторых, была сомнительной возможность противостояния возможной внешней агрессии – единства между штатами нет, армии как таковой тоже нет – ее финансирование зависело от выделения средств каждым из штатов. В-третьих, у Союза был гигантский по тем временам внешний долг в 76 млн долларов, которым, по существу, некому было заниматься.
Единственной альтернативой Союзу было унитарное государство с сильной исполнительной властью. Но такая альтернатива ни одному из штатов не нравилась.
В таких условиях 25 мая 1787 г. в Филадельфии собрался специальный Конвент для выработки Конституции.
Федерация
На Филадельфийском конвенте довольно быстро пришли к соглашению о том, что будущее страны – это федерация, в которой реализован принцип разделения властей. Основная дискуссия развернулась вокруг двух проблем: защиты интересов малонаселенных штатов и опасения, что федеральный центр окажется достаточно сильным, чтобы покуситься на суверенитет штатов.
После почти четырехмесячных дебатов, 17 сентября 1787 г., участники Конвента сформулировали текст Конституции, устраивавший большинство участников Конвента.
Малонаселенные штаты устроил принцип формирования Сената: законодательное собрание каждого штата делегировало в него двух своих представителей (норма была изменена в 1913 г. поправкой №17, которая установила, что сенаторы должны избираться на прямых выборах). При этом Сенат обладал значительными полномочиями, включая утверждение руководителей федеральных ведомств, членов Верховного суда и федеральных судей.
Суверенитет штатов от посягательств федеральной исполнительной власти был защищен системой избрания президента (коллегия выборщиков) и возможностью объявления ему импичмента.
Федеральная исполнительная власть большими полномочиями не обладала, но все-таки получила возможность собирать налоги и создавать регулярную армию (в Конституции это право было закреплено за Конгрессом, но реализация этих прав легла на плечи исполнительной ветви). Влияние федеральных властей начнет расти в ходе и после Гражданской войны.
Наконец, за Верховным судом закрепили толкование законов, право пересматривать законы (признавать их нарушающими Конституцию), право пересматривать акты исполнительной власти и издавать судебные запреты.
В целом получилась довольно сбалансированная система власти, когда ни одна из ветвей не имела решающего преимущества. При этом штаты в значительной мере сохранили свой суверенитет. Но необходимо обратить внимание, что в Конституции не было ни слова о правах граждан и их защите.
Рабство в стране сохранялось как минимум на ближайшие 20 лет (статья 1 Конституции), а на самом деле, как мы знаем, на гораздо более длительный срок.
Ратификация
Конституция должна была вступить в силу после ее ратификации законодательными собраниями 9 из 13 штатов, чего удалось добиться 21 июня 1788 г., когда ее ратифицировал штат Нью-Гемпшир. В семи штатах все прошло более или менее гладко: Конституция была ратифицирована либо единодушно, либо подавляющим большинством голосов. Но в двух штатах, Массачусетсе и Нью-Гемпшире, добиться ратификации удалось с большим трудом.
Но полноценной ратификацию Конституции можно было считать только после того, как за нее проголосовали в штатах Вирджиния и Нью-Йорк, в которых она прошла с большим трудом (смотрите таблицу 1).
Таблица 1. Голосование за Конституцию в Законодательных собраниях и Конвентах штатов.
Дата | Штат | Голоса | Процент "за" | ||
За | Против | ||||
1 | 7 декабря 1787 | Делавэр | 30 | 0 | 100 % |
2 | 12 декабря 1787 | Пенсильвания | 46 | 23 | 67 % |
3 | 18 декабря 1787 | Нью-Джерси | 38 | 0 | 100 % |
4 | 2 января 1788 | Джорджия | 26 | 0 | 100 % |
5 | 9 января 1788 | Коннектикут | 128 | 40 | 76 % |
6 | 6 февраля 1788 | Массачусетс | 187 | 168 | 53 % |
7 | 28 апреля 1788 | Мэриленд | 63 | 11 | 85 % |
8 | 23 мая 1788 | Южная Каролина | 149 | 73 | 67 % |
9 | 21 июня 1788 | Нью-Гемпшир | 57 | 47 | 55 % |
10 | 25 июня 1788 | Виргиния | 89 | 79 | 53 % |
11 | 26 июля 1788 | Нью-Йорк | 30 | 27 | 53 % |
12 | 21 ноября 1789 | Северная Каролина | 194 | 77 | 72 % |
13 | 29 мая 1790 | Род-Айленд | 34 | 32 | 52 % |
Противников ратификации Конституции можно разбить на две группы. Первая – это те, кто опасался, что сильный федеральный центр подомнет под себя штаты, лишив их в значительной мере или полностью суверенитета. Вторая – это те, кто считал, что Конституцию нельзя принимать без статей, защищающих права граждан.
Федеральный центр снимал со штатов бремя международной дипломатии, внешней торговли, защиты страны, освоения новых территорий и множества других насущных вопросов. Эти выгоды перевесили опасения скептиков.
Конституция была принята, не дожидаясь ратификации Северной Каролины и Род-Айленда. Были избраны Конгресс и президент (первым президентом, как известно, стал Джордж ВАШИНГТОН).
Билль о правах
Но проблема гражданских прав оставалась актуальной. Нужны были гарантии того, что гражданин будет защищен от произвола властей. В конце концов, это соответствовало духу Декларации независимости. Поэтому, как только собрался первый избранный по новой Конституции Конгресс, Джеймс МЭДИСОН, возглавлявший Палату представителей, 8 июня 1789 г. предложил принять 12 поправок к Конституции, направленных на защиту граждан. В ходе обсуждения два пункта отпали, но десять были приняты 25 сентября того же года. 15 декабря 1791 г. поправки, вошедшие в Историю как Билль о правах, были ратифицированы всеми штатами.
Мораль истории
В Филадельфии собрались представители привилегированного общества (смотрите таблицу 2).
Таблица 2. Участники Филадельфийского Конвента по роду деятельности.
Адвокат | 31 |
Плантатор | 8 |
Купец | 8 |
Врач | 3 |
Политик | 1 |
Бизнесмен | 3 |
Изобретатель (Бенджамин Франклин) | 1 |
Одной задач, которую они ставили перед собой, была защита их привилегий от посягательств неимущего большинства. По их замыслу, федеральная власть, которую формировали бы они сами, должна была быть достаточно сильной, чтобы справиться с народными выступлениями. На них сильно повлиял мятеж под предводительством Дэниела ШЕЙСА в Массачусетсе в 1786 – 87 годах. И даже Билль о правах, в первую очередь, был направлен на их защиту от произвола власти.
Новорожденная республика была слишком слаба, чтобы вынести борьбу внутри элит. Поэтому все проблемы решались путем поиска компромиссов. Найденные компромиссы неизбежно распространялись не только на элиты, но и на всех, кто обладал гражданскими правами.
После принятия Конституции и Билля о правах США не стали либеральной демократией. Гражданских прав были лишены чернокожие рабы и индейцы, коренные жители Америки. Практически во всех штатах были имущественные цензы, ограничивающие избирательные права неимущих граждан. На самом деле, наверное, можно говорить об олигархической республике. Но фундамент, на котором была возведена либеральная демократия, был заложен именно тогда.
Фото: картина Говарда Чендлера Кристи "Сцена подписания Конституции Соединённых Штатов".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!