Спустя лишь год – про зелёный водород

3199 просмотров
0
Ярослав Разумов
Суббота, 24 Авг 2024, 13:30

Эта история заведомо не закончилась, но в данный момент водородные технологии подотстали

Год назад, во время визита в Казахстан президента ФРГ Франк-Вальтера ШТАЙНМАЙЕРА, много говорилось об амбициозном проекте: строительстве на каспийском побережье огромного парка солнечной и ветровой электрогенерации совокупной мощностью 40 гигаватт, которая затем будет использоваться для производства зеленого водорода с экспортом его в страны Евросоюза. "Сырьем" для этого должна быть вода Каспийского моря. Проект крайне интересный и, в случае реализации в заявленных объемах, может действительно повлиять и на экономический, и на геополитический статус Казахстана. То есть дать то, что с конца 1990-х в течение примерно двадцати лет ожидали от "второго Кувейта" на Кашагане… Но лучше быть осторожными. Почему?

Читайте также
Казахстан предъявил Кашагану $10 млрд за коррупцию

С июня прошлого года, когда президент Германии "нажал на красную кнопку, дав тем самым старт пробному бурению с целью изучения грунта перед установкой ветрогенераторов", прошло не слишком много времени. Но и не мало, учитывая, что, согласно озвученным планам, производственный комплекс должен заработать уже в 2030 году, а на полную мощность выйти к 2032 году. Кстати, какой она должна быть? Звучала цифра и 3 млн тонн водорода, и "до 2 млн тонн"

Никуда не деться от негативного исторического фона других амбициозных проектов. "Сага о Кашагане", далеко еще не оконченная, у всех на слуху. Был еще большой проект с Германией по извлечению ценного сырья из отвалов казахстанских горнорудных предприятий, анонсированный на высшем уровне… Кто его сейчас помнит?

Но это все – наш опыт, во многом созданный казахстанскими внутренними причинами. А что с водородом и вообще с зеленой энергетикой в мире? Ratel.kz побеседовал об этом с Михаилом ЮЛКИНЫМ, авторитетным экспертом в проблематике возобновляемой энергетики.

Водородный "откат" - "целый спектр причин"

- Михаил Анисимович, когда мы впервые обсуждали с вами тему зеленого водорода три года назад, вы были настроены весьма оптимистично, отмечали, что работы по созданию необходимых технологий в мире идут постоянно, мотивация высокая, и она только растет. А что сейчас? О реализованных больших проектах не слышно.

Читайте также
Атомная станция в Казахстане – долгая дорога "через горы"

- В последнее время, действительно, происходит отставание в развитии водородных технологий и тех стратегических планов, что были поставлены ранее. Ожидания, связанные с быстрой индустриализацией и коммерциализацией этих технологий, не сработали. Хотя в Китае этот процесс идет неплохо, но в Европе и США этого пока нет. В Европе отставание связано с тем, что подорожала энергия – там же, как мы помним, был энергокризис, вызванный известными геополитическими событиями, и до сих пор энергетические тарифы в себя еще не пришли. Кроме того, никто пока не взялся за создание систем хранения и перекачки водорода, все усилия вместо этого были направлены на развитие инфраструктуры по приему и регазификации сжиженного природного газа. По водороду даже закрываются некоторые стартапы, в частности, недавно так поступила известная датская компания Ørsted, которая пыталась запустить свой проект, приуроченный к избыточным мощностям гидрогенерации в Швеции. Но не получилось – спроса нет, и цены не те.

- А другой проект в Швеции, металлургическое производство на водороде - какова его судьба?

- Он работает, хотя в значительной мере на господдержке, без нее и он вряд ли бы выжил. Но это иная история, это про использование водорода как части процесса декарбонизации в черной металлургии. Здесь все же дела обстоят несколько лучше, потенциальные проекты по переводу сталелитейных мощностей на технологию прямого восстановления железа с использованием водорода существуют во многих странах, хотя когда это реализуется - тоже вопрос.

- Так что же так тормозит и откатывает водородные планы предыдущих лет?

Читайте также
К середине века в Казахстане останется лишь треть ледников

- Отчасти это все – одно из следствий усиления в руководстве многих стран право-либеральных сил. А они традиционно выступают с позиции типа: "Закормили вы нас вашей экологией!", и с зеленой повесткой не очень дружат. Экологический дискурс - это больше дело левых политиков. Хотя бывают и исключения: самую первую и успешную систему регулирования выбросов парниковых газов в Калифорнии создавал, будучи ее губернатором, Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР, который был правым политиком. А непосредственно запускал ее уже его преемник - демократ Джерри БРАУН, и факт их разнопартийности не помешал этому проекту. Но это, скорее, счастливое исключение.

Итого получаем целый спектр причин: во-первых, не слишком удачно вели себя сами водородные технологии, во-вторых, наложились разные внешние обстоятельства: геополитическая ситуация, правые политики, торговые войны.

- А эти войны каким образом отразились на нашей теме?

- Препятствия к доступу китайских экологичных технологий на рынки США и Европы привели к тому, что в Китае цены на них упали "ниже плинтуса", но это не есть хорошо. Китайский рынок не успевает поглотить все, что может производить китайская промышленность, а внешние рынки закрыты. Понятно, что это обусловлено, прежде всего, тем, что в Китае есть господдежка этих отраслей, и по отношению к западным странам, где этого нет, это – несправедливая конкуренция. Но – а кто виноват-то? Почему-то европейцы слишком долго об этом думали, считали, что рынок сам к доминированию этих технологий "вырулит". Хотя было понятно, что рынку на это понадобится слишком много времени. Той же возобновляемой энергетике на солнце и ветре, чтобы подняться до нынешнего уровня, понадобились десятки лет, первые крупные программы поддержки этих секторов начали разворачиваться в Европе фактически с конца 1980-х годов. А современные водородные технологии такой поддержки никогда не получали. И сейчас, когда у китайцев зеленые технологии стали массовыми и дешевыми, европейцам это не нравится, и они начинают ставить препятствия их проникновению к себе. А европейские производители видят, что никогда не смогут добиться у себя таких же низких издержек, как китайские конкуренты. И получается клинч.

"Долгий ящик" или лишь тактическое отступление?

Читайте также
Глобальное потепление: страдать будут все

- И что? В результате зеленый водород попадает с точки зрения широкого применения в "долгий ящик"?

- Не думаю. Тем более, что он – часть большого контекста мировой климатической повестки. А осознание большой проблемы в ней есть на всех уровнях. И на 28-й конференции участников Рамочной конвенции ООН по изменению климата в Дубае в прошлом году было принято решение о необходимости трехкратного увеличения мощностей возобновляемой энергетики до 2030 года. Это серьезная история, и она не может не подстегнуть развитие интереса к водородной энергетике. Но вопрос в том, достаточно ли воли и средств для этого получится мобилизовать?

Тут еще вопрос – где? Доля возобновляемой энергетики в Европе, особенно, в отдельных странах, уже очень высокая. В Германии больше половины…

- А когда МЕРКЕЛЬ стала канцлером, было менее 15%...

- Да. И сейчас уже есть проблема, где строить новые мощности, потому что для ветряков, да и для солнечных батарей, уже не так много свободного пространства. Сейчас панели стараются переносить на фасады домов, на крыши, и это замедлит рост новых мощностей: или ставить их в чистом поле, или монтировать на изначально не приспособленных к этому объектах. Но появляются новые идеи, например, ветрогенерация морского базирования.

- Но это не новация, этой теме уже минимум лет двадцать.

- Да, но сейчас технологии идут по пути увеличения мощности, строятся ветрогенераторы, у которых размах лопастей по несколько сотен метров, такие вблизи населенных пунктов лучше не делать. Теперь вопрос упирается в наличие кадров для этого и конкуренцию за деньги с невозобновляемой, традиционной энергетикой.

Читайте также
Сравнение АЭС на Балхаше и ветрового парка на Джунгарском перевале

- Даже так? А ведь в последние годы крен в инвестициях в энергетические проекты явно был в сторону зеленых технологий.

- Это правда, они уже обходили по объему финансирование традиционной энергетики. Но сейчас идет определенный откат назад, даже некоторые нефтяные компании, которые имели амбициозные планы по зеленой энергетике, отказались от части их, сосредоточившись на своей традиционной деятельности: показалось, что возобновляемая энергетика вышла на какие-то ограничения, а упустить свой традиционный бизнес тоже нельзя. Поэтому несколько компаний, в частности "Шелл", "БиПи", сделали несколько поспешных шагов назад, им показалось, что они "обогнали время".

- А ведь были "зелеными пионерами" в энергетической отрасли! Их шаги по поддержке возобновляемой энергетики смотрелись едва ли не как огромный шаг к революции в мировой энергетике!

- Да, но это нормально. Такие взлеты-падения, синусоиды можно назвать колебанием курса. Общий-то тренд к увеличению зеленых мощностей никуда не делся, а забегание вперед корректируется пониманием, на какие ресурсы можно рассчитывать. Пример водорода - это тоже пример несбывшихся, слишком оптимистичных на определенном моменте мечтаний. Но исследования этой тематики идут порой с интересными результатами. Например, недавно российские и китайские ученые совместно создали новый эффективный катализатор для получения водорода.

Батарейка-победитель

- А что про будущее автомобилей на водородном двигателе?

- Для них тревожный сигнал прозвучал в прошлом году, когда стало понятно, что они никак не хотят выходить на уровень конкурентоспособности с заряжаемыми батареями.

Читайте также
Противников АЭС записали во враги народа

Есть две технологии: заряжаемая батарея и водородные топливные элементы. По большому счету, речь и там, и там про электрический двигатель, только работающий от разных источников. Оказалось, что с батареями все хорошо, технология стремительно развивается и очень быстро дешевеет, а с водородными топливными элементами как-то не задалось – и объемы продаж падают, и заправочных станций в мире гораздо меньше, чем зарядных станций под электромобили. И если делать зарядные станции под водородный двигатель, то вопрос логистики очень сложен. Получилось так, что, по крайней мере на сегодняшний день, водородная технология проиграла технологии зарядной батареи, потому что до сих пор не придумали, как топливный элемент менять в водородном двигателе, а не заправлять его. А как в электромобиле – придумали. Более того, недавно было сообщение, что уже есть технология, как электробатарею зарядить за десять минут на 80%, чего достаточно для дальних поездок.

- Вспоминается припев из популярной когда-то песни группы "Наутилус Помпилиус": "Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки"

- Да. На сегодня можно констатировать, что батарейка победила водородную технологию и как система хранения энергии. Сейчас создают солнечные и ветровые станции, оснащенные системой хранения энергии тоже на базе электрических батарей. Хотя МАСК всего-то лет пять назад впервые применил эту технологию в Австралии, но это уже становится стандартом. Так что для водорода "засада" вышла еще и с этой стороны. Эта история заведомо не закончилась, но в данный момент водородные технологии подотстали.

Дела наши, каспийские…

- Какими вам видятся перспективы масштабного производства водорода германскими производителями на каспийском побережье?

- Первый вопрос - если он будет произведен, то что делать дальше? Как это, в принципе, может выглядеть: на территории Казахстана создаются мощности по производству водорода, потом по трубопроводу по дну Каспия или кораблями в сжиженном виде он идет в Европу, там на специальных станциях регазифицируется и опять по трубам поступает в энергосистему Германии. Но это же все нужно создать, сейчас ничего этого нет. Пока даже в самой Германии нет логистической системы для продвижения водорода. А для сжиженного природного газа – уже все есть: флот газовозов, терминалы по приему, мощности по восстановлению, система газопроводов. Возможно, что по мере отказа Европы от использования природного газа созданная под него инфраструктура будет в той или иной мере использоваться под водород, но пока этого нет. Слова ритуальные произносятся, но никаких действий.

Читайте также
Мрачные перспективы производства полиэтилена в Казахстане

А с другой стороны, активнейшим образом в зеленые технологии инвестируют в богатых арабских странах. Сейчас уже три четверти инвестиций в энергосектор у них идет в возобновляемую энергетику. Причем они развивают практически все их виды. И у них есть традиционные каналы поставки в Европу нефти, которые можно использовать и для зеленой энергии, того же водорода. В перспективе они могут стать серьезным конкурентом каспийским планам.

- А вообще, на ваш взгляд, насколько удобно выбрано место для этого проекта?

- Пока производство зеленого водорода стараются привязывать к существующим проектам по гидрогенерации, они же очень стабильны. К солнцу и ветру можно, но есть вопрос стабильности их работы. Хотя, в принципе, у моря ветер дует почти всегда. Так что размещение на берегу, это идея правильная. Там же удобно строить терминал по отгрузке. Но нужна пресная вода. Если использовать каспийскую, опресняя ее, то нужно изучить, как это отразится на себестоимости и на самом море. Каспий, как известно, закрытый водоем с ограниченными ресурсами.

- А если использовать как ресурсный потенциал запасы подземных вод?

- Но правильно ли это, в условиях разрастающегося опустынивания? Подземным водам, если их запасы достаточно большие, может найтись другое применение. Может быть, Казахстану лучше сосредоточиться на мерах по адаптации к климатическим изменениям, в совокупности с развитием зеленой энергетики? Например, очень интересный опыт сейчас появляется у китайцев. Они в одном из сильно подверженных опустыниванию регионов решили построить мощнейшую, на 10 Гигаватт, солнечную электростанцию. Ее площадь будет что-то около двух тысяч квадратных километров. И такое огромное зеркало повлияет на циркуляцию воздуха, конвекцию воздушных масс и в итоге на осадки, сделав их в этой местности более интенсивными. То есть это сразу и зеленая энергетика, и погодный инжиниринг. На мой взгляд, Казахстану, по крайней мере в южных и западных регионах, это было бы весьма интересно.

Фото: reglobal.org.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Углеродная "реконкиста": корпорации пересматривают свои "зелёные планы"
А Китай продолжает своё Великое зелёное наступление
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.