Этим балетом ГАТОБ им. Абая завершил свой 87 сезон
Театральный сезон в городе закрыт почти месяц назад. Закрыт с блеском, под овации многочисленных зрителей. Или не очень многочисленных – все-таки рассадка через место по случаю карантинных ограничений. Или даже без блеска и бурных оваций – театры у нас разные…
Я же – не очень "правильный", но искренне любящий театр во всех его формах зритель, уже жду следующего сезона. Жду с радостью и нетерпением.
И разглядываю фотографии "Спартака" - этим балетом ГАТОБ им. Абая завершил свой 87 сезон.
И хочу сказать спасибо за эти полные жизни фото театральному фотографу Елене ПЕТРОВОЙ (на снимке).
С Еленой нас познакомил театр. Алматы же город маленький, и на театральных постановках, премьерах, концертах зрители одни и те же, и постепенно начинают узнавать друг друга, а потом уже и здороваться, обмениваться впечатлениями, а потом и телефонами… А я одновременно познакомилась в театре с самой Леной и с ее фотоработами на Fаcebook – такими точными, эмоционально яркими, впечатляющими! Стоп-кадры спектакля в самых неожиданных мгновениях и ракурсах!
А балетная съемка – это вообще особый вид фотоискусства, мне кажется. Надо же не просто поймать в объективе зависшего над сценой артиста, надо увидеть и запечатлеть в кадре образ, характер, эмоции: радость, любовь, счастье, печаль, грусть. У Елены это получается так правдиво, будто она сама танцует вместе с артистом.
И я была очень удивлена, когда узнала, что фотография – хобби Елены. А профессия у нее, казалось бы, далека от театра – инженер Института высоких технологий. А оперу, балет она любит с юных лет. И еще любит фотографию. Вот хобби и сложилось самым логичным образом: "Я начала снимать для себя, потом оказалось, что у артистов нет фотографий со спектаклей, так и продолжаю. Мне интересен театр изнутри, благодаря моему увлечению я могу побывать на репетиции, поснимать в оркестровой яме, пообщаться с очень интересными людьми, такими как Ренат САЛАВАТОВ или Ахмед АГАДИ, в неформальной обстановке", - рассказала Елена.
Фотографии Лена училась на разных курсах и мастер-классах. Хочет заниматься у Марка ОЛИЧА, это известный балетный фотограф из Санкт-Петербурга, но пока это только мечты – такие курсы требуют больших финансовых затрат. Спасибо знакомым артистам балета – они консультируют Лену по балетной съемке: очень важно знать балетную специфику, без этого невозможны хорошие фотографии спектаклей. Ходит на все премьеры. И всегда с фотоаппаратом, всегда готова поймать в объектив неповторимые моменты театральной жизни.
"Спартак" - балет непростой. Да что там непростой – это очень сложный балет во всех смыслах. Читала, что он считается одной из сложнейших балетных постановок - как для оркестра, так и для артистов балета. Историческая версия Заурбека РАЙБАЕВА является визитной карточкой ГАТОБа.К тому же идет он почти три часа. Это огромная физическая нагрузка на солистов! И зал все время в напряжении - великая история свободы, любви, храбрости, коварства смотрится на одном дыхании. Я люблю премьеры. На них, наверное, не всегда все гладко, но этим они и хороши – полны эмоций, волнений, переживаний и на сцене, и в зале.
А первая постановка "Спартака" на сцене тогда еще алма-атинского театра была осуществлена Заурбеком Райбаевым совместно с композитором Арамом ХАЧАТУРЯНОМ, который специально приезжал в Алма-Ату для работы над этим спектаклем. И было это в 1974 году. Историческая версия "Спартака" Заурбека Райбаева является визитной карточкой ГАТОБа. Это мощное, яркое зрелище!
Новая версия спектакля по сути это все тот же любимый нами, зрителями, "Спартак" Заурбека Райбаева. Но восстановленный балетмейстером Гульжан ТУТКИБАЕВОЙ. И с новой сценографией - художника Вячеслава ОКУНЕВА. Вячеслав сотрудничает с Мариинским театром, Михайловским, много работал за рубежом, в том числе в Королевском театре Глазго, Национальной опере Греции, Большом театре – Национальной опере (Варшава), Национальной опере Венгрии, Национальном театре Кореи, Национальном театре Японии, Нью-Йорк Сити балете. Спектакли, оформленные Вячеславом Окуневым, шли на нескольких итальянских площадках: Ла Скала, Арена-ди-Верона, Оперный театр Кальяри. И у нас – Вячеслав не первый раз работает с ГАТОБ. А в этом спектакле по эскизам Вячеслава Окунева мастерами пошивочного цеха театра было создано более 300 костюмов, изготовлены монументальные декорации и живописные полотна. Древний Рим был воссоздан с помощью объемных декораций и мраморного (на вид, конечно) пола, отражением в которых умножалось многократно величие империи.
Новая версия балета точная, геометрически правильная, если так можно сказать о балете, и музыка здесь не просто музыка. Хотя… когда это гениальные произведения бывают просто музыкой…
"Балет задуман мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности", - писал Хачатурян.
Вот. "Монументальное повествование" - очень точно.
И мы, зрители, это увидели, почувствовали, ощутили – острая социальная драматургия, четко "прописанные" образы, волнующие, продирающие до глубины души интонации.
Этруски, гадитанские девы, гетеры, мимы, центурионы, сподвижники Спартака, ремесленники - над этой премьерой работал весь состав балетной труппы, а главные партии исполнили ведущие солисты Жанель ТУКЕЕВА и Азамат АСКАРОВ, Архат Аширбек и Айман ЕГИСБАЕВА, Малика ЕЛЬЧИБАЕВА и Нельсон ПЕНЬЯ, Гульвира КУРБАНОВА и Рахим ДАИРОВ.
В зале была замечена Людмила Георгиевна Рудакова (на снимке), первая исполнительница роли Элины в "Спартаке" 1974 года. Я заметила, что она плакала во время спектакля, и я не стала к ней подходить… Хотя конечно же мне было очень интересно узнать ее мнение о новой постановке: это были слезы радости за новую постановку или наоборот: слезы сожаления, что что-то не получилось…
Я же – просто зритель, не очень грамотный и восторженный. И меня спектакль поразил.
Очень мощные мужские партии. Очень красивые исполнители. Слышала, как две дамы вздыхали, обсуждая их стать. Понимаю. Красивые мужчины на сцене, да ещё и в мощном танце - это впечатляет. "Спартак" - это вообще мужской балет. Именно на мужскую часть труппы и ложится основная нагрузка. На сцене брутальные воины в латах и с оружием, оружие это постоянно "в работе" - много эпических батальных сцен. И все это под яркую музыку Хачатуряна, полную мощи и экспрессии. Конечно, есть тут и лирические сцены, есть любовь и страсть, но они тут фон, призванный оттенить мужественность воинов.
И мы за последний год это отчетливо поняли – какое это невероятное счастье быть в театре зрителем.