Одни и те же хозяева, одна и та же редколлегия тысячными тиражами в двух газетах размещают одни и те же материалы!
Время от времени я читаю местные газеты. Причем - будете смеяться! - в бумажном варианте. Видимо, это атавизм, сохранившийся с советских времен. Читаю, точнее сказать - проглядываю то, что случайно попадается в руки. В последнее время - «Новое поколение» и «МК в Казахстане».
«Новое поколение» давно меня интригует тем, что с завидной регулярностью - практически из номера в номер! - рекламирует творчество неизвестного мне писателя, психолога, поэтессы, сценариста и продюсера Карины САРСЕНОВОЙ. Складывается впечатление, что газета существует исключительно для пропаганды ее трудов. Судя по бесчисленным материалам «НП», превозносящих это имя, мы можем гордиться, что живем в одно время с такой ренессансной личностью. Карина Сарсенова в своем творчестве следует, как сообщает одна читательница (естественно, «НП»), девизу: “Могу, умею, хочу и буду!». Возглавляет самый крупный (так заявляет издание) продюсерский центр в РК. Снимает (так информирует «НП») «международный художественный фильм» с мужем Марко АУДЖЕЛЛО в роли ангела Света. Муж, между прочим, как выясняется из статей «НП», тоже одаренная во всех смыслах фигура: художник, скульптор, актер, директор итальянского культурного центра. Писатель Сарсенова считает, что состоялась в жизни благодаря двум мужчинам - мужу, но в первую очередь, отцу – бизнесмену Рашиту САРСЕНОВУ, и трогательно сообщает: «Разочарованья меня не гнетут».
«Новое поколение» - биограф, пиар-агент и летописец достижений Карины Сарсеновой пишет о ней в столь восторженно-почтительном тоне, что я даже решила попросить (дайте только почитать!) новый бестселлер у приятельницы; ей подарили, кажется, в качестве бонуса - как постоянной клиентке Французского дома. Она вручила мне книгу, почему-то взяв с меня клятву, что беру на веки вечные и возвращать не буду никогда! К сожаленью, до сих пор нет свободного вечера и соответствующего настроя, чтобы окунуться с головой в чтение эзотерического романа, но о результатах непременно доложу. Прочту! Иначе ведь не узнаю, «чем является человек на самом деле: рабом пути или его создателем». (Так «НП» анонсирует книгу). Обязательно прочту! Тем более, что к этому меня, как читателя, настойчиво склоняют теперь и материалы «МК в Казахстане». Та же команда с тем же самым главредом «НП» Сергеем АПАРИНЫМ выпускает сегодня еще и эту газету. И тоже, видимо, не понимает: рабы они послушные или точно создатели личной красной дорожки Карины Сарсеновой, ведущей в мир искусства. Об этом свидетельствует не только тот факт, что все материалы, посвященные Карине Сарсеновой и Ко в «Новом поколении», теперь в том же виде, с теми же фотографиями и заголовками печатаются и в местном «Московском комсомольце». (В конце концов, реклама может быть растиражирована в неизменном виде хоть в сотнях изданий - на то она и реклама). Беда в другом. Журналисты «НП», видимо, настолько озадачены перманентной пиар-кампанией главной героини своих публикаций, что на создание других материалов – для «МК», у них не остается сил и времени. Поэтому «МК в Казахстане» в части местных материалов – клон «НП». То есть, то, что вышло в «НП», они печатают и в «МК». Обнаружила это случайно.
К примеру, читаю в прошлом месяце материал об Адольфе АРЦИШЕВСКОМ в «МК» про его славный юбилей, и у меня - ощущение дежа-вю: кажется, я это уже читала! Как раз в дни юбилея! В прошлом году! Позвонила герою публикации. Адольф Алонсович подтвердил: да, один автор и тот же материал, а газеты - разные. Оказалось, это не исключение, а новый метод выпуска второй газеты.
Светлана ФЕЛЬДЕ давно ведет в «НП» свою колонку о жизни немцев в Германии. Сейчас ее публикации-близнецы появляются сразу в обеих газетах – в «НП» и «МК».
Сагымбай КОЗЫБАЕВ постоянно пишет эссе в «НП». Само собой, теперь его аудитория – еще и читатели «МК». К примеру, его «Этюды на полях» появились на позапрошлой неделе в «Новом поколении», а на прошлой - те же «Этюды» украсили страницы «МК». Слово в слово!
Правда, «НП» выходит трижды в неделю, а «МК» только раз, и редколлегия, наверное, ломает голову, решая, что достойно на этой неделе перепечатки из «НП», и кому на сей раз отдать предпочтение. Впору ввести рубрику: найди 10 отличий! Держу пари, что и трех не наберется.
В принципе, перепечатка никем вроде не возбраняется и даже свидетельствует о популярности автора или о его желании подзаработать. Знаю журналистку, которая один и тот же материал перелицовывает раз восемь, предлагая его в самые разные редакции, снимая таким образом приличный денежный урожай. Но чтобы это делала сама редакция – и безо всякой перелицовки, это, доложу вам, - номер! Ведь всякое уважающее себя издание по определению стремится найти эксклюзив, и заинтересовано в том, чтобы иметь неповторимое лицо и собственный имидж. А тут клонирование поставлено на поток! Одни и те же хозяева, одна и та же редколлегия тысячными тиражами в двух газетах размещают одни и те же материалы! Перепечатка - один в один! Разнятся лишь даты выпуска и названия газет. Рассказала коллеге. Она лишь посмеялась в ответ. И сказала: это ты зачем-то покупаешь обе газеты, а люди обычно берут или ту, или другую, и никто не догадывается об этом ноу –хау бедной редакции. - Почему бедной? – удивилась я. Она пожала плечами: - Наверняка журналисты за одну зарплату вынуждены делать две газеты. Вот они и сообразили, как закрыть брешь. Смысл стараться? Ради кого? Читателя?! Не смеши!
Действительно, что определяет сегодня читатель? Ему и так под соусом дискуссий, прямых линий, журналистских расследований цинично подпихивают заказной, организованный и солидно оплаченный материал, полагая, что бумага всё стерпит. Более того, мне давно кажется, что все газеты (за редчайшим исключением) в нашей стране делаются одними и теми же людьми: факты, герои, события, явления описываются одинаково безлично и напоминают школьные сочинения троечников. Но чтобы таким вот макаром выпускать газеты с постоянным клонированием себя, родимых, кажется, еще никто не догадывался. Осознают ли сами коллеги, что они открыли новый путь производства газет массовым тиражом с наименьшими затратами?
«Осознанное и бессознательное, личное и безличностное, постоянно меняющееся и непостижимо вневременное, уникальное и схожее – что скрывается за данными понятиями?» - вопрошает Карина Сарсенова в «НП» в рекламе своей книги «Всевластие Пути». И сама же отвечает: «Наверняка, наша душа!» А вот и нет! За этим скрывается наша нынешняя журналистика, которая напугана и новыми поправками к закону о СМИ, и своими скупыми на деньги и мысли хозяевами, требующими и рейтинга, и тиража, и не пойми чего еще. И в такой ситуации еще писать новый свежий оригинальный материал?! Для кого и зачем?
Цветаева не зря называла читателей газет читателями и глотателями пустот. Читать нечего и, видимо, действительно, незачем. Создатели пустот в лице «НП» и «МК в Казахстане» сейчас явно опережают коллег из других изданий. Но те ведь тоже, наверное, не дремлют, и кто знает, какие еще пути распространения пустоты придумают завтра остальные газеты? Жалко, правда, бумаги…. И у меня встречный вопрос к всезнающей Карине Сарсеновой, автору книги «Всевластие Пути»: а куда вообще этот путь? Опять же в Пустоту?!...