В цикле интервью «Лица Казнета» Вадим Борейко беседует с известным казахстанским экономистом Рахимом Ошакбаевым
На снимке: Рахим Ошакбаев и министр здравоохранения РК Елжан Биртанов.
Из досье
Рахим ОШАКБАЕВ родился 30 июля 1976 года в Уланском районе ВКО. В 1999 году окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова. 2001-2002: главный бухгалтер, управляющий директор, зампред, председатель правления АО «КазАгроФинанс». 2003: руководитель проекта по развитию лизинга в Казахстане в Международной финансовой корпорации Всемирного Банка. 2004-2008: гендиректор частной компании. 2009-2011: гендиректор аналитического центра при Минcельхозе РК. C мая 2011 года – управляющий директор ФНБ «Самрук-Казына». 2012-2015: первый зампред правления Национальной экономической палаты «Союз "Атамекен"», затем Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». С августа 2015 по март 2016 года вице-министр по инвестициям и развитию РК. С 2016 года - директор Центра прикладных исследований «Талап».
Достучался до небес
- Рахим, вы известный противник поспешного принятия обязательной системы медицинского страхования. Многие видели в прямом эфире «Хабара» ваши дебаты с министром здравоохранения Елжаном БИРТАНОВЫМ. А в начале сентября, на открытии сессии парламента, президент тоже сказал, что с ОСМС не стоит торопиться. Как это понимать – до главы государства довели ваши аргументы?
- Мне это не известно. Но хотелось бы верить в то, что наши с уважаемым министром Биртановым дебаты позволили широкому кругу людей, в том числе в администрации президента, в правительстве, в Министерстве здравоохранения разобраться в этой реформе и выслушать аргументы.
- И всё-таки, вы записку президенту писали?
- Я передавал материалы в администрацию президента в рабочем порядке.
- Видимо, можно предположить, что это как-то повлияло на его позицию.
- Я не знаю.
На платную медпомощь уходит треть доходов
- Может быть, кто-то не очень внимательно следил за вашими выступлениями в прессе, социальных сетях, по ТВ. Повторите вкратце свои главные претензии к действующей ОСМС.
- Дело в том, что это не страховая медицина и никакой структурной реформы здесь нет. За ней ничего не стоит, кроме негативных последствий.
Что меня беспокоит в первую очередь – сокращение доступа к бесплатной медицинской помощи среди тех, кто больше всего в ней нуждается. Это самозанятые, так называемые «экономически неактивные», у кого самые низкие доходы. Они пользовались бесплатным пакетом, который теперь для них сокращается.
Чтобы дезавуировать этот аргумент, сейчас Минздрав пытается расширить пакет бесплатной помощи. Но базово перед страной стоит вызов – улучшение качества человеческого капитала, и в это понятие входит, в том числе, качество здоровья.
Допустим, я считаю себя представителем среднего класса, не пользуюсь бесплатной медициной, то есть плачу за себя и свою семью сам. А в целом расходы казахстанцев на здравоохранение из своего кармана, помимо отчислений в ОСМС, находятся на очень высоком уровне и постоянно растут: мы платим практически за всё.
Как я показывал на дебатах, согласно статистике системы медицинских счетов, сельское население тратит в среднем по 10 тысяч тенге в год – на стоматологию, лекарства и т. д.
- На семью или на человека?
- На человека.
- Какой это примерно процент от доходов?
- 30 процентов от расходов на здравоохранение в целом по стране. И еще дополнительно будет платить за ОСМС. А пакет медстрахования практически ничем в совокупности не отличается от действующего пакета бесплатной медицинской помощи. И если эти в сумме сложить будущую бесплатную и платную помощь - получится то же самое, что мы сейчас имеем бесплатно.
Статистика по ключевым болезням скрыта
- Каков ваш второй аргумент против?
- Безусловно, отчисления в ОСМС – это никакой не страховой платеж, здесь нас вводят в заблуждение. По сути, это просто новый налог.
- Третья претензия?
- ОСМС существенно расширяет возможности для коррупции.
- Каким образом?
- Фонд обязательной системы медстрахования выводит из здоровых бюджетных процедур: это разработка, контроль, согласование, показатели эффективности – практически все расходы на здравоохранение.
Это акционерное общество, председателем правления которого будет Елена БАХМУТОВА. И что бы они ни говорили: типа «мы создадим комиссию с привлечением общественности», «у нас будет еще одно контрольно-ревизионное управление» и т. д. – в любом случае это не есть предусмотренные законом процедуры ежегодного составления бюджетных заявок, оценки эффективности планируемых бюджетных затрат, контрольные процедуры Счетного комитета, отчет в парламенте.
Наконец, за этой реформой ничего не стоит с точки зрения повышения качества медицины. Вообще нет видения – как они собираются улучшать качество, повышать низкую квалификацию врачей.
А тем временем в стране существенно не улучшаются или же, наоборот, ухудшаются показатели по ключевым заболеваниям, от которых умирают казахстанцы…
- Каким?
- Это болезни органов кровообращения, дыхания и рак. Но статистика не доступна.
- Почему?
- Не могу уверенно сказать, что специально скрывают, - просто не публикуют. Во всяком случае, мы не смогли цифры найти ни на одном из минздравовских ресурсов.
- А вы в лоб Биртанову вопрос о статистике задавали?
- Конечно. Причем на дебатах в прямом эфире. Я в том числе ссылался на Аружан САИН (президент ОФ «Добровольное общество милосердия». – Ред.), которая еще в начале года просила министра предоставить статистические данные о ситуации в детской онкогематологии: «Мы просили, чтобы провели мониторинг или опубликовали данные по мониторингу за ситуацией. Сколько человек заболевает? Каков период? Какова выживаемость? У нас было два вопроса: жив ребенок или нет после определенного периода.
И второй — есть гепатит или нет? (…) Нам неоднократно говорили, что ведется какой-то реестр и в этом реестре содержится вся информация, но для нас - несмотря на то, что мы неоднократно обращались в министерство, - не были предоставлены никакие данные для того, чтобы мы понимали, что происходит».
- И что министр ответил?
- Я не знаю, что он ответил, но, похоже, что наши просьбы так и не выполнены: статистики в открытом доступе до сих пор нет.
Медстрахование подменяют госмонополией на сбор денег
- А есть точки, на которых вы с Минздравом нашли консенсус?
- По-хорошему, нужна концептуальная переработка ОСМС. В таком виде ее вообще нельзя внедрять. Поэтому мы говорим: дайте два года, создадим нормальную рабочую группу и создадим нормальную страховую медицину. Потому что я – за нее. Это же хорошая вещь, если вам скажут: Ваке, заплатите 30 или 50 тысяч тенге за страховку - и вас будут обслуживать, консультировать или лечить в таких-то клиниках по вашей специфике 24 часа в неделю.
Но этого нет!
Всё заменяется госмонополией на сбор денег. Министр говорил на дебатах: фонд будет отстаивать права клиентов перед учреждениями здравоохранения. Звучит смешно и цинично.
Поэтому я и говорю, что требуется концептуальная доработка ОСМС. А пока они пытаются сейчас сохранить лицо - надеюсь, сбор взносов с самозанятых отложат, расширят пакет бесплатной медпомощи и компенсируют дополнительные взносы предпринимателей за счет снижения соцналога. Это паллиатив, полумера, конечно, но всё лучше, чем вообще ничего не менять.
- Президент сказал: доработать ОСМС. А деньги-то – пять процентов – за медстрахование уже исправно лупят.
- Лупят, лупят. Юридически систему не притормозили.
- То есть будем менять колеса на ходу?
- Я придерживаюсь философии, что жизнь объективна. И каждый заслуживает ровно то, что он имеет. Если мы платим пять процентов и все предприниматели молчат - ну, значит, они должны платить. Мы привлекли внимание к ОСМС, но основные слои общества - страты - молчат же. Особо не подают голос.
- Страты молчат по любому поводу. Попробуй заявить о своем несогласии не в прессе или в соцсетях, а выйдя на улицу…
- Никто не говорит, что надо выходить. Но, например, где предприниматели? Меня это очень смущает. Ведь они – одна из страт, которая сильно страдает в результате этого всего.
- А Палата предпринимателей «Атамекен» тоже молчит?
- Она-то как раз не молчит. Но палата, хоть и представляет по закону интересы предпринимателей, - это всё же функционеры от бизнеса, а где позиции бизнесменов, ассоциаций? У какой-то части предпринимателей, похоже, никак не проходит «синдром безбилетника».
- Видимо, они молчат, потому что разочаровались в эффективности какого бы то ни было протеста.
- Я не говорю о протесте. Можно хотя бы выразить свою точку зрения. Благодаря соцсетям это делается легко, быстро и безопасно. Можно публиковать статьи, можно выступать в поддержку слов президента о необходимости доработки ОСМС.
- Да без толку.
- Почему без толку? Я не верю, что без толку. Вода камень точит. Никто не обещал, что всё сразу произойдет.
«Мы не пытаемся монетизировать свою критику»
- От коллег услышал, что якобы ваш центр «Талап» выиграл тендер на мониторинг внедрения обязательной системы медицинского страхования. И этим будто бы объясняется ваша гиперактивность в сфере ОСМС. Это так?
- Нет, это не так. Мы как раз предложили Минздраву подписать Меморандум о сотрудничестве, чтобы не создалось ощущение, что мы свою объективную критику пытаемся монетизировать. И в документе сказано, что мы принципиально отказываемся от любого рода финансового сотрудничества по этой теме, а наша экспертиза по этой теме доступна министерству и славному народу Казахстана на абсолютно бесплатной основе.
- Безвозмездно, то есть даром?
- «Талап» не консалтинговая компания, не аналитический центр, а think tank («мозговой центр, или трест», «фабрика мысли» - негосударственная научно-исследовательская организация, которая концентрируют усилия в области политики, экономики, социологии, права и т. п. – Ред.). Мы представители гражданского сектора, которые пытаются аккумулировать у себя экспертизу по общественно значимым экономическим темам. И если даем экспертизу, то она принципиально бесплатна. Да и, честно говоря, покупателей на нее особо нет. Кто нам заплатит за независимую экспертизу ОСМС, кроме госорганов? Да никто. Миссия нашего центра «Талап» – поддержка Пяти институциональных реформ президента, с особым акцентом на направления по транспарентности и подотчетности госорганов и эффективности проводимой экономической политики.
- Тогда извините за нетактичный, но логичный вопрос: а на что вы живете?
- Мы общественный фонд. Живем за счет взносов от субъектов предпринимательства. Одним из наших спонсоров является Национальная палата предпринимателей «Атамекен». При этом мы априори настаиваем на независимости своих позиций и свободе выбора в направлениях исследований.
- Что можно считать вашим конечным продуктом?
- В отличие от НИИ, аналитических и консалтинговых центров, это не научные публикации, не законченные консалтинговые отчеты, а публичная дискуссия. В том числе с действующими госорганами, как это было в случае с дебатами. Наша клиентура, в первую очередь, - госорганы, для которых мы бесплатно готовим закрытые информационные материалы – презентации, записки и т. д. - это второй наш продукт.
- Ну что ж, будем считать, что мы опровергли возведенную на «Талап» напраслину.
Имитация бурной деятельности
- Рахим, вы довольно долго работали в государственных и квазигосударственных структурах. Откройте секрет: почему власти постоянно предлагают нам сырые, непропеченные проекты, несмотря на длинную процедуру согласований? Ведь ОСМС – лишь один показательный пример. Но далеко не единственный. Вспомним хотя бы прошлогоднее изменение правил регистрации, вызвавшее «бородино» в ЦОНах, и даже с летальными исходами. Откуда такая нормотворческая спешка, от которой, прежде всего, людям икается?
- Это проблема отсутствия подотчетности госорганов и ответственности за результаты своей деятельности: что-то непродуманное приняли – и люди страдают, а кто разработал то, что приняли, - не страдают.
- Вы имеете в виду – авторы проектов не страдают. Потому что они никогда неизвестны.
- Действительно, считаное количество случаев, когда авторы непродуманных решений понесли бы наказание. Могу вспомнить как исключение только историю с Земельным кодексом.
- В прошлом году его «жертвами» пали министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ, добровольно подавший в отставку (впрочем, спустя год он пошел на повышение и стал вице-премьером), его уволенный заместитель Каирбек УСКЕНБАЕВ и глава Минсельхоза Асылжан МАМЫТБЕКОВ, тоже написавший заявление «по собственному». А по «отрицательным мотивам» были наказаны другие люди – в частности, активисты Макс БОКАЕВ и Талгат АЯН, получившие по пять лет за организацию митинга в Атырау. На нем протестовали как раз против принятия Земельного кодекса.
- А почему они (главы министерств и ведомств. – Ред.) торопятся быстрей-быстрей, а получается сыро? Потому что от них ждут каких-то реформ. Им постоянно надо что-то реформировать, показывать динамику работы, демонстрировать градус накала.
- Сделайте нам красиво, но быстро.
- Сочетание этих двух вещей: когда тебе нужно оперативно продемонстрировать какое-то типа прогрессивное нововведение, но ты не несешь за него ответственность – и приводит к «тяп-ляпам». Всё равно за них никто не спросит.
- Похоже на работу дорожных строителей, которую чуть ли не ежегодно приходится переделывать.
Фото из архива Рахима Ошакбаева.
Продолжение следует.