В Алматы пройдет четвертый независимый кинофестиваль Clique
Кинофестиваль Clique начнет работу 9 ноября. В основной программе покажут 12 авторских фильмов, а в программе Clique.Doc - четыре документальных, о которых Ratel.kz рассказала куратор направления Зарина АХМАТОВА.
Война миров
- В этом году документальную программу Clique Fest мы объединили единой темой - «Война». Но не все фильмы о местах, где стреляют - часть из них о другой войне. В более глобальном смысле: войне ценностей, войне между патриархальным укладом жизни и новыми вызовами.
Куратор документальной программы Зарина Ахматова, программный директор Clique Борис Байков, продюсер фестиваля Наргиз Шукенова.
Один из таких фильмов – «Хватай и беги» (Grab and Run) о похищении невест в Кыргызстане. Автор, европейский режиссер Розер КОРЕЛЛ, снимала его не только в Бишкеке, но и в глубинке Кыргызстана.
Общалась с разными женщинами, некоторые, вы увидите в фильме - уже апашки, и все они прошли через похищение, и все делятся с ней своими чувствами.
То есть в фильме показаны реальные истории реальных женщин, более того, представлена точка зрения и другой стороны - высказываются и взрослые мужчины, и молодые парни, то есть разные поколения.
Для нас здесь, в Центрально-Азиатском регионе, эти истории, наверное, не удивительны. Но фильм - взгляд извне, со стороны, и в этом смысле у меня были определенные опасения – к счастью, напрасные: режиссер очень чутко подошла к созданию картины.
В фильме есть несколько моментов, которые сильно трогают.
Для нас «Хватай и беги» был сложным с совершенно определенной точки зрения: мы задумались - как о нем говорить после показа? Потому что, когда ты показываешь нашим продвинутым менеджерам среднего звена, журналистам, художникам, фотографам, хипстерам фильм про Афганистан, про Чечню, которая считается другим миром, и даже про Украину - это из серии «давайте поговорим об их проблемах».
А когда мы показываем фильм про кражу невест в среде, в которой явление существует, как разговаривать с людьми, у которых есть такие примеры в семье, или у родственников, или у друзей? И эти женщины живут так десятилетиями, и в их семьях растут дети. Как сказать детям, что все, что сделал их отец и его родственники, было плохо и что они нарушили закон? В этом смысле мы хотим построить разговор более тонко. И не фальшивить. И уж тем более не говорить императивно, что плохо, что хорошо…
- А в самом фильме режиссер не показывает, что плохо, а что хорошо?
- Режиссер показывает, как это бывает. Например, бывает так, что женщина через неделю после свадьбы совершает самоубийство.
- И как тогда удержаться от оценки? И от призыва – отказаться от такой «традиции»?
- Я ни в коем случае не хочу призывать наших людей забыть все традиции и жить на иной, может, и западный манер. Но по крайней мере внутри своих сообществ мы можем разговаривать – а вдруг мы уже дошли до такого уровня, чтобы пересмотреть некоторые наши привычки?
В конце концов, (я намеренно сейчас утрирую) в Средние века на кострах жгли людей и считали это нормальным, но эволюция победила. И я надеюсь, что возможность хотя бы обсуждать текущие процессы - одно из проявлений эволюции. И если есть возможность посмотреть на что-то со стороны, почему бы нам этого не сделать?
В фильме показаны разные судьбы. Есть люди, которые не драматизируют, воспринимают все как данность и живут с ней. От этого еще страшнее. Самое неприемлемое в описываемой традиции - все-таки насилие над человеком, насилие плохо в любом его проявлении. А похищение невесты - комплексное насилие: эмоциональное, физическое.
Я разговаривала с одной из будущих участниц нашей дискуссии, она очень продвинутая девушка. Училась за границей, изучала как раз гендерные вопросы.
Она говорит, что не знает, что с этим делать. Потому что наивно идти в аул с социальными роликами или вирусной рекламой о том, что красть людей, чтобы заставлять жить с собой, плохо. Такой подход не работает.
Даже если девушка напишет заявление в полицию, участковый может ответить: «Радуйся, тебя же замуж взяли!».
Пока этот триггер «взяли замуж, радуйся, дура» не перестанет срабатывать, я думаю, мы не сильно продвинемся. Если из поколения в поколение люди передают смирение; если в свое время украли свекровь, а потом приводят келин, которую тоже украли… Бесконечная цепочка сломанных жизней. И эта старшая женщина говорит младшей: все будет нормально, я же жила. Не надо так сильно плакать. Ты теперь замужем, радуйся.
География войны
- Мне показалось, что хоть программа этого года называется «Война» и она про войну, но все фильмы по своей сути пацифистские.
- Это правда. Это картины про то, как люди пытаются жить с войной в голове или душе. Вот фильм «Увидимся в Чечне» (его снял грузинский фотограф Александр КВАТАШИДЗЕ) - он не столько про войну, сколько про то, как жить после войны.
И режиссер задает два важных, на мой взгляд, вопроса: зачем люди едут на войну, хотя они могут остаться дома. Ну, например, зачем ехать в Чечню европейскому художнику с его плохим русским языком, я уже не говорю про чеченский, проходить какие-то федеральные блок-посты, просить, чтобы его там снимали местные жители какого-то горного аула?
Понятно, что он хочет сделать некий перфоманс и одновременно исследование себя. Он молод, он из другого мира. И сам режиссер тоже едет на эту войну по тем же причинам. А может, и по иным. Но оба едут. Потом его фотографии завоевывают призы на многочисленных фестивалях. Он показывает людей на войне, а затем находит их почти через 20 лет.
И задается вопросом, смогли ли они потом с ней жить – с войной в голове. Это второй важный вопрос.
Не просто существовать, а активно взаимодействовать с другими, теми, кто не видел жизни над обрывом, социализироваться. Это - журналисты, репортеры, фотографы. Это фильм исповедальный в какой-то мере. Забыть войну, по мнению режиссера, невозможно. И он пока не в состоянии. Но нужно ли?
Он оставляет вопрос открытым.
- Это и есть главный вопрос всей документальной программы Clique?
- Главный вопрос, наверное, каждый задаст себе сам. Мне кажется, что сейчас в мире происходят такие процессы, когда мы на изломе - между войной и миром, между добром и злом, когда прошлое еще давит, а будущее уже манит, и в каждой географической локации, куда ни ткни в глобус, будут свои бесконечно комплексные проблемы.
Но, в конечном счете, они сводятся к исходной точке – разговору с собой. Для меня все эти фильмы - в первую очередь фильмы про людей, которые, несмотря на все тренды, несмотря ни на что, остаются собой и верны себе.
Мы все помним, как украинские события 2014-го года разделили даже казахстанцев. Но сложно представить (и слава богу), как это было внутри, среди тех, кто был к ним причастен.
Документальный фильм «Процесс» рассказывает про режиссера Олега СЕНЦОВА, которого посадили на 20 лет в России за якобы террористическую деятельность в Крыму, которую он готовил.
Прямых доказательств, по утверждению его сторонников, так и не было предоставлено, более того, к нему, по версии защиты и по его собственным словам, применялись пытки. Но он не признает вины.
За него заступается весь мировой кинематограф, от Джонни ДЕППА до Никиты МИХАЛКОВА. Но он все равно сидит.
В своем последнем слове на суде Олег Сенцов говорит: «Я желаю вам не бояться». Это главное, наверное, что мог сказать режиссер, перед тем как его увели под конвоем на 20 лет.
Фильм снял Аскольд КУРОВ, второй гость фестиваля. Его лентой мы открываем документальную программу, и у тех, кто придет, будет возможность с ним поговорить. Я надеюсь, мы сможем.
И, наконец, фильм «Prince of Nothingwood» («Принц Нотингвуда»).
Сложный жанр «документальная комедия». Он про Салима ШАХИНА - человека, который снял 111 фильмов. В Афганистане!
В Афганистане, где вода и электричество не всегда есть. Нищета, бедность, безработица, отсутствие коммуникаций и инфраструктуры. И человек умудряется снимать кино!
Кино, за которое талибы могут расстрелять. Причем публично. Во всем этом проявляется совершенно эпатажная фигура - человек абсолютно уверен в себе и в том, что себя нашел.
Есть его интервью за кулисами Каннского фестиваля, где показывали «Prince of Nothingwood». На вопрос журналиста: «Почему вы снимаете себя во всех своих фильмах?» он отвечает: «Люди любят меня и приходят в кино на меня, я не должен их подвести».
Фильм сняла французская журналистка Соня КРОНДУЛ. Она ездит с ним по провинциям, где режиссер крутит свои фильмы и заодно снимает какие-то новые. Перед вылетом она спрашивает его: «А что, если нас взорвут?». Он отвечает: если и умрем, то за благое дело.
И когда ты смотришь на таких людей, понимаешь, что твой плохой день - на самом деле вполне нормальный день. Ведь там, где люди умирают сотнями, там, где не угадаешь, где взорвется, где война каждый день - живет такой парень, Салим ШАХИН. И он все равно встает каждое утро и идет снимать свой фильм, 112-й по счету. Потому что для него даже война - не помеха жизни.
Фото: Дастана Жумагулова и предоставленное организаторами фестиваля Clique.