Для жителя Америки наличие туалетной бумаги, кондиционера, гриля, микроволновки и холодного пива - незыблемая основа мироздания
Казахстанские друзья в ФБ-комментариях недоумевают: почему в Европе и Америке, в свете карантинных мероприятий, наблюдается ажиотажный спрос на туалетную бумагу?
Насчёт Европы утверждать ничего не могу, однако, полагаю, что европейская причина туалетной "бумагомании" не сильно отличается от американской. Но прежде чем перейти непосредственно к предмету обсуждения, приведу небольшой отрывок из книги "Воспоминания" вдовы поэта Осипа МАНДЕЛЬШТАМА, Надежды Яковлевны МАНДЕЛЬШТАМ.
"В такой жизни, как наша, все охотно поддаются иллюзии, люди активно ищут, во что бы поверить, за что бы уцепиться, чтобы вернулось чувство реальности. Окруженный мнимостями человек добровольно уходит в мнимую деятельность... "Нам кажется, что все идет, как надо, и жизнь продолжается, но ведь это только потому, что ходят трамваи", — сказал мне О. М. еще задолго до первого ареста, когда мы как-то вечером стояли на трамвайной остановке".
Обратите внимание на фразу - "...жизнь продолжается, но ведь это только потому, что ходят трамваи".
Вот и для среднестатистического американца туалетная бумага является точно таким же ориентиром стабильного течения жизни, как некогда трамвай для советского человека времён Мандельштама.
Как-то уже рассказывал, что во время инициативного выступления в университете дочери на тему тотального дефицита при социалистическом строе, именно откровения об отсутствии при социализме туалетной бумаги и замене её газетами, повергли американских студентов в состояние шока.
Я тогда взял на себя смелость сделать вывод, что для жителя Америки наличие туалетной бумаги, кондиционера, гриля, микроволновки и холодного пива - незыблемая основа мироздания. И как солнце встаёт на востоке, так и в любом туалете должна быть туалетная бумага. Она просто должна там быть - и всё! То есть это такой краеугольный камень привычного бытия, без которого человека накрывает ощущение катастрофы и утраты контроля над своей жизнью.
Вот и психологи, опрошенные на днях мировыми СМИ, говорят об этом же.
Проблема синдрома "panic buying" - в необходимости чувства контроля над ситуацией. Люди теряют его из-за новостей о вирусе. В случаях кризисов, вызванных эпидемиями, у людей "нет понимания ни о временных рамках, ни о серьезности ситуации. И каждый день мы получаем сигналы о том, что нам пора паниковать и покупать больше, чем необходимо", - сказал в интервью Sky News эксперт по потребительскому поведению из Университетского колледжа Лондона Доктор Димитриос ЦИВИРИКОС.
При этом для ощущения комфорта важен размер покупаемого товара, считает он. Именно этим отчасти объясняется стремление людей покупать большие и заметные на полках упаковки с рулонами туалетной бумаги.
"Если бы у нас был международный знак, обозначающий панику, это был бы дорожный знак с рулоном туалетной бумаги", - цитирует эксперта Sky News.
Член Американской Ассоциации психологов Питер МЮРРЕЙ, в интервью CNBC обозначает ещё один нюанс человеческой психологии - когнитивные преувеличения. "Когда падает самолёт, люди начинают панически бояться любых перелетов, - говорит он. - Когда приходит новость, что на кого-то напала акула, люди начинают опасаться заходить в воду и считают всех акул без исключения убийцами. А одна фотография пустых магазинных полок запускает страх продолжительного дефицита, что заставляет совершать необоснованные покупки впрок".
Таким образом, среднестатистический американец при возникновении в обществе ожиданий апокалипсиса, стремится создать максимально возможный запас товаров, обеспечивающих ему ощущение привычной жизни. И туалетная бумага занимает в этом списке одну из первых строчек. Потому что для американца, как и для людей западного менталитета вообще, туалет не ассоциируется с газетой даже в самом страшном сне. Такая была жизнь у людей, что даже в периоды войн умудрялись обеспечивать приемлемый комфорт. Чего, конечно, не скажешь о нашем брате, имеющем опыт советского выживания и недюжинной смекалки.
Невольно задумался: может, именно поэтому так упорно выписываю печатную версию ежедневной газеты? Подсознание, видимо, не обманешь, держит в готовности к любым испытаниям.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстративное фото из открытых источников.