Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Сарыесик-Атырау. По своему внешнему виду эта прибалхашская пустыня весьма типична для Казахстана. Хотя на некоторых картах и обозначенная сплошь песчаной – на самом деле она в основном глинистая. С обширными участками заросших барханов. Здесь сохранились (несмотря на!) и обширные остатки саксауловых лесов.
Водяные казусы
С рубежа тысячелетий пустыня открывалась взору случайного посетителя абсолютно безлюдной. Лишь оплывшие просёлки, разбросанные тут и там разрушенные чабанские домики, да замусоренные колодцы с затхлой водой свидетельствовали об амбициозном проекте советского агропрома по превращению её в базу пастбищного животноводства. Проблема с водой, которая препятствовала этому славному начинанию ранее, решилась, когда в 40-е годы прошлого века гидрогеологи обнаружили неглубоко под поверхностью обширные подземные "моря".
Где-то гремела война, а тут, в пустыне Сарыесик-Атырау, в 1944-45 годах работали экспедиции У. М. АХМЕТСАФИНА и И. М. МАНАСЫПОВА, определявшие будущее развитие этой обширной незаселённой территории. Гидрогеологи своё дело сделали.
В качестве зимних пастбищ пустыни Прибалхашья использовались и ранее, но не в таких масштабах, как в 1960-е – 70-е годы, когда сюда на зиму перегонялось до 90% всех овец Алма-Атинской и Талды-Курганской областей. Каждую зиму Сарыесик-Атырау оживала и переполнялась суровой, своеобразной и не очень комфортной чабанской жизнью.
Нужно отдать должное советским властям, в меру сил они делали всё возможное, чтобы как-то облегчить и скрасить это монотонное бытие. Над многими домиками (возле которых стояли честно заработанные "Жигули") крутились ветряки, в окнах горел электрический свет, периодически заезжали в самые дебри всевозможные "автолавки", "кинопередвижки", а иногда – агитбригады с настоящими артистами областной филармонии.
Но к началу нового столетия правила игры изменились, и жизнь в пустыне вновь заглохла, поприжавшись к окраинам. Вновь? Вновь!
Городища на "баканасах"
Многочисленные археологические памятники, разбросанные по пустыне Сарыесик-Атырау, свидетельствуют об иных временах. Правда, "разбросанные" - не совсем верно. Все они имеют свою логику, приурочены к староречьям Или, называемым "баканасами" (самые крупные – Орта-баканас, Шет-баканас, Нарын-баканас).
Вот, что говорил ещё в 1926 году на съезде Общества изучения Казахстана Мухамеджан ТЫНЫШПАЕВ, интеллигент старого пошиба, сочетавший в себе массу талантов и интересов:
"…Баканас, в русской литературе признаётся как древнее русло р. Или. На картах и в литературе местность по Баканасу изображается как сплошные пески, что совершенно неверно: грунт по Баканасу лёссовый, повсюду видны следы древних арыков… В 20-25 верстах от оз. Балхаш находятся развалины Ак-там (казахи добывают там жжёный кирпич для своих зимовок), и были найдены разные сосуды".
А вот свидетельство ещё одного интеллигента, неутомимого и азартного исследователя Семиречья Павла МАРИКОВСКОГО из изданной в 1991 году книги "Забытые острова":
"Невольно вспомнилось, что вскоре после Великой Отечественной войны, во время путешествий по Семиречью, мне встретился старый чабан, который рассказал, что в пустыне Сарыесик-Атырау, недалеко от берега Балхаша, он видел разрушенное городище, заносимое песками. Внутри его находился видимый из земли край бронзового котла. Он был так велик, что мог спокойно вместить верблюда. (…) Об этом же городище слышал и егерь, живущий на полуострове Сарыесик… Представлялось, что городище с бронзовым котлом, самое удалённое в глубь пустыни, менее всего пострадало от времени, и поэтому наиболее интересно. Но сколько я ни искал его, найти не смог".
Названия не сохранились
Дело в том, что к 1990-м годам посередь пустыни нашли уже целую цепочку средневековых городищ, протянувшуюся от реки Или и гор Малайсары к берегу Балхаша. Ак-Там, Карамерген, Агашаяк – это лишь самые заметные. От них остались хотя и изрядно оплывшие, но прекрасно читаемые стены и башни. А всё пространство внутри усыпано черепками, крицами, битой керамикой и прочими археологическими артефактами. По ним было установлено время жизни городов, которое началось в X и завершилось в XIII веке.
Таким образом выяснилось, что 1000 лет назад в центре Сарыесик-Атырау бурлила своеобразная жизнь, процветала оригинальная городская культура, основанная на масштабном орошении равнины водами Или и проходящих тут караванных тропах. Древние каналы, которые то и дело приходится пересекать во время поездок в древней дельте, впечатляют и сегодня.
Однако никаких серьёзных археологических исследований на староречьях Или не проводилось – только разведка. Хотя, быть может, мы имеем дело с одним из наиболее самобытных и загадочных проявлений средневековой городской культуры на территории Казахстана. Неожиданно возникшая посреди пустыни, в тупике, она пережила быстрый и бурный расцвет и пала, не оставив после себя никакой памяти. Кроме глиняных периметров стен городищ и оплывших борозд "марсианских" каналов.
Даже топонимы, которыми пользуются учёные для обозначения этих старых городов – Ак-Там, Агашаяк, Карамерген – никакого отношения к их настоящим названиям не имеют. Истинные названия – тайна, которая, быть может, никогда раскрыта не будет.
Тайна гибели
Но куда больше волнует загадка гибели этих городов. Тут тоже никакой конкретики. Одни предположения. И здесь превалируют две версии.
Первая - экологическая. Дело в том, что с XIII веком совпали глобальные климатические изменения – переход от предшествовавшего "оптимума" к "малому ледниковому периоду". Обилие осадков и накопление больших запасов снега в горах Джунгарского и Заилийского Алатау вполне могло иметь своим следствием катастрофические разливы не только горных речек, но и самой Или. Которая, следуя своей характерной природе, вполне могла поменять основное русло и уйти далеко в сторону, оставив обречённые города пустыни без воды.
Однако большинство исследователей склонны винить в случившемся вовсе не природную катастрофу, а рукотворный фактор, связанный с появлением одного из величайших "разрушителей городов", грозного Чингисхана. (Хотя, по мнению некоторых учёных, именно изменение климата могло стать первопричиной самого движения монголов на Запад).
Тут, в Сарыесик-Атырау, монголы вовсе не горели какой-то патологической страстью разрушения и мести, как при осаде Отрара или завоевании Хорезма. Но аргументы к разрушению всё же могли иметь место.
Среди главных резонов обвинения монголов - свидетельство Гильома РУБРУКА из его знаменитого "Послания Людовику IX, королю французскому", от 1253 года:
"На вышеупомянутой равнине прежде находилось много городков, но по большей части они были разрушены Татарами, чтобы иметь возможность пасти там свои стада, так как там были наилучшие пастбища".
Равнина – это Прибалхашье. И хотя, быть может, речь в данном пассаже идёт более о предгорьях, но… Это ведь тот же XIII век!
…Пустыня привычно берёт своё, как только человек начинает испытывать сомнения и делает шаг к отступлению. Культура средневековых городов и древних каналов была прервана нашествием Чингисхана. Культура колхозных зимовок и артезианских колодцев – наступлением Перестройки.
Иллюстрация: Гульшат Джураева "Легенда о Белом городе" (фрагмент гобелена).
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!