В Казахстане учитель в месяц получает 108 тысяч тенге, в Канаде в пересчете на тенге – 1,7 миллиона
Очевидно, что будущая конкурентоспособность наших трудовых ресурсов и в целом страны закладывается уже сейчас, в средней школе. Не зря одним из показателей Индекса лучшей жизни ОЭСР является результат теста PISA, который проводится среди 15-летних школьников.
В прошлом и текущем году наш центр прикладных исследований "Талап" (центр возглавляет Рахим Ошакбаев - Ред.) много выступал на разных площадках на тему недофинансирования сферы образования и низких зарплат педагогов в Казахстане. Что мы сильно отстаём по этим параметрам от развитых стран, в клуб которых мы стремимся, и что это серьезно ограничивает развитие страны.
В ответ нам часто звучал тезис о том, что нельзя сравнивать Казахстан со странами ОЭСР ввиду различий в уровне развития.
Для того чтобы проверить это возражение, мы попробовали привести показатели ВВП и государственных расходов на образование Казахстана и стран ОЭСР в сопоставимый вид, для чего мы:
- перевели всё на душу населения, чтобы избавиться от эффекта «размера»;
- перевели всё в доллары по курсу 2016 года, чтобы иметь возможность сравнить любой период с текущими показателями Казахстана;
- просмотрели длительный период – 25-30 лет.
В результате мы вышли на 6 связок «страна-год» среди ОЭСР, которые наиболее релевантны для Казахстана с точки зрения уровня развития (~7-8 тыс. долларов на душу населения). Это – Южная Корея конца 1980-х и страны Восточной Европы начала 2000-х.
Казахстан, находясь в одном диапазоне с шестью отобранными странами по ВВП на душу населения, значительно отстает по расходам на образование. В сравнении с теми, кто занимает высокие позиции по PISA – Эстонией и Польшей начала 2000-х, разрыв составляет более 70%.
Если Казахстан в 2016 году тратит на образование 275 долларов на душу, то Польша в 2002-2004 годах тратила по текущим меркам 459 долларов, а Эстония в 2002 году – 488 долларов.
Даже при средней зависимости по странам ОЭСР, без претензий на вхождение в «топы», Казахстану нужно как минимум удвоить расходы республиканского бюджета на образование. Это порядка 900 млрд тенге ежегодно. Анализ структуры трехлетнего бюджета и возможности трансфертов из Нацфонда показывают, что это исполнимая задача.
В прошлом году мы анализировали исключительно успешный опыта Польши по резкому повышению качества образования. Мы обнаружили, что ключевой ударной силой и причиной успеха стало раскрытие потенциала учителей. Радикально вырос их уровень образования и профессиональной подготовки, ощутимо приросла средняя заработная плата – на 50%.
В Казахстане заработная плата преподавателя в системе среднего образования и начальной школе в 2016 году составляла 108 тыс. тенге в месяц, а стартовая – 46 тыс. тенге.
Для сравнения: в соседней России учитель получает 155 тыс. тенге в месяц. Учителя Эстонии имеют оклад 357 тыс. тенге, Польши – 517 тыс. тенге, а Канады – вовсе 1,7 млн. тенге в месяц.
Продуманное повышение заработных плат учителей, минимизирующее коррупционные риски, возможно станет самой значимой реформой с точки зрения долгосрочных последствий. Спустя 10-20 лет можно будет с точностью определить, как вклад в учителей способствовал критическому сдвигу в развитии школьников (особенно по PISA) с дальнейшими положительными эффектами в высшем образовании, науке и рынке труда.
Мне кажется, что то правительство или министр образования, которые добьются решения в этом узловом вопросе, могут считать, что одним этим они уже вписали свои имена в историю независимого Казахстана.
Фото: decan.kz.