С 2008 года государственный внешний долг вырос с 2,2 до 12,9 млрд долл.
Ratel.kz публикует тезисы и некоторые слайды из доклада, с которым известный экономист и бывший вице-министр по инвестициям и развитию Рахим ОШАКБАЕВ 9 июня выступал в Алматы в дискуссионном клубе «Аспандау». Материал взят с личной страницы автора в Facebook.
Несмотря на текущий рост котировок нефти, существует ряд фундаментальных факторов, которые свидетельствуют о возможности сохранения цен на уровне $30 за баррель: избыток предложения нефти, падение спроса в связи с повышением энергоэффективности и развитием альтернативной энергетики, низкие операционные издержки ведущих нефтедобывающих стран.
Недавно опубликованные Нацбанком 3 варианта экономического развития страны в 2016 году (при цене $35, $30 и $20 за баррель Brent) свидетельствуют, что регулятор также видит вероятность данных сценариев. В качестве базового варианта в республиканском бюджете (далее - РБ) на 2016 год заложена цена на нефть в $30 за баррель Brent.
Высокая зависимость от экспорта нефти и низкие цены на энергоносители предопределяют сокращение доходов республиканского бюджета и Нацфонда, что остро ставит вопрос о необходимости балансирования бюджета в среднесрочной перспективе.
Текущая структура доходной части бюджета уже свидетельствует о его высокой уязвимости: ненефтяные поступления составляют 3,2 трлн тенге или всего 43% доходов. Соответственно, нефтяные поступления (трансферт из Нацфонда и экспортная таможенная пошлина) обеспечивают около 57% (4,2 трлн тенге) доходов РБ. Таким образом, текущий ненефтяной дефицит бюджета (республиканский бюджет и квазирасходы) составит 6 трлн тенге или 13,5% ВВП, и будет покрыт за счет трансфертов и займов из Нацфонда (4 трлн тенге), экспортной таможенной пошлины (0,5 трлн тенге), а также средств ЕНПФ и внешних займов (1,5 трлн тенге).
В условиях низких цен на нефть существует 5 основных инструментов балансирования бюджета:
1. активное использование средств Нацфонда;
2. привлечение займов - ЕНПФ и внешние заимствования;
3. увеличение налоговой нагрузки;
4. сокращение расходов бюджета;
5. ослабление курса тенге.
Существует высокая вероятность, что будет реализовываться сценарий активного использования средств Нацфонда и ЕНПФ, наращивания заимствований и роста налоговой и квазиналоговой нагрузки на экономику. Несмотря на падение нефтяных доходов, не происходит продекларированной оптимизации бюджетных расходов. Напротив, расходы республиканского бюджета на 2016 год по сравнению с 2015 годом номинально выросли на 16% и составили 8,3 трлн тенге. При этом существенно растут внебюджетные расходы: в 2016 году на поддержку экономики вне бюджета планируется выделить значительные суммы из ЕНПФ и Нацфонда на приобретение обусловленных облигаций БВУ и НУХ, а также строительство арендного, кредитного жилья. Значительным потребителем средств Нацфонда выступает квазигосударственный сектор. Помимо использования средств Нацфонда через механизм гарантированного трансферта ($8 млрд), с 2009 года стало «традицией» выделять средства госкомпаниям из Нацфонда напрямую, вне республиканского бюджета, на реализацию «антикризисных целей и целей развития». За период с 2007 года по 2016 год из Нацфонда госкомпаниям было выделено порядка 33,2 млрд долларов США, при этом около половины средств - 15,8 млрд долл. (2,7 трлн тенге) пошло вне республиканского бюджета в виде облигационных займов.
Параллельно реализуются планы по повышению налоговой нагрузки:
* снижение минимального порога для постановки на учет по НДС,
* отмена специальных налоговых режимов,
* налог на розничные продажи,
* налог с продаж и т.д.
Помимо налоговых платежей резко расширяются обязательства бизнеса по уплате внебюджетных взносов:
* обязательное социальное медицинское страхование,
* расширенная ответственность производителя за утилизацию и переработку своей продукции,
* взносы бизнеса в саморегулируемые организации.
Данные взносы будут выплачиваться предпринимателями в дополнение к уже действующим внебюджетным взносам: взносы в Государственный фонд социального страхования, обязательные пенсионные взносы, отчисление 1% совокупного годового дохода недропользователей в автономный кластерный фонд и др.
Активное привлечение внешних займов приводит к увеличению расходов бюджета на обслуживание долгов. С 2008 года государственный внешний долг вырос с 2,2 до 12,9 млрд долл. Затраты на обслуживание долга увеличились за 4 года в 4,4 раза в абсолютном выражении (со 130 до 577 млрд тенге), и почти на 5 п.п. в относительном (с 2,5% до 7,3% от общих затрат РБ), что уже заметно превышает отдельные важные статьи расходов, например, республиканские расходы на образование. Резкое увеличение внешнего долга будет оказывать давление на устойчивость РБ и в дальнейшем в связи с новыми ежегодными выплатами. Помимо официального внешнего госдолга существует так называемое «расширенное» понимание, которое включает долг субъектов квазигоссектора в размере почти 20 млрд долл. Согласно данным МВФ, соотношение правительственного долга РК к ВВП в 2014-2015 гг. возросло 14,7% до 23,3%. Несмотря на то, что в «таргетируемых» развитых странах оно достигает 90-100%, в ресурсных странах ситуация иная – Австралия (37%), Азербайджан (36%), Чили (17%), Индонезия (27%), Иран (17%), Норвегия (28%), Россия (18%). Принимая во внимание вероятное падение «валютных» доходов бюджета и Нацфонда представляется разумным не увеличивать уровень валютного государственного долга и долгов госкомпаний.
Реализация вышеописанного сценария при текущем уровне бюджетных и внебюджетных расходов ставит вопрос о сохранности средств Нацфонда: при $30/баррель нефти и 360 тенге/$ для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов средства Нацфонда могут быть значительно истощены в течение 5 лет. В течение этого срока возможности Нацфонда для финансирования ненефтяного дефицита бюджета могут быть еще более сокращены, если средства будут использоваться для поддержки платежеспособности квазигоссектора и банков второго уровня.
Основные гипотезы
1. Необходимо внедрение принципов консолидированного бюджета, перекрывая внебюджетные каналы как по обязательным платежам, так и по расходам. Все обязательные платежи и траты из Нацфонда должны аккумулироваться в бюджете, проходить через процедуры утверждения и контроля исполнения государственного бюджета через парламент, Счетный комитет и общественность, что повысит прозрачность трат.
2. Ограничить наращивание расходов бюджета и Нацфонда на «антикризисные», якобы «стимулирующие» госпрограммы через квазигоссектор. Эффективность данных расходов достаточно низкая и, как правило, приводит к росту налоговой и квазиналоговой нагрузки на малый и средний бизнес.
3. Масштабная оптимизация бюджета, за исключением расходов «социального» блока. Это, в первую очередь, прекращение финансирования квазигоссектора, оптимизация расходов «имиджевых» проектов и мероприятий, мораторий на новые, сокращение числа и объема госзаданий, консалтинговых исследований, применение принципов ГЧП и аутсорсинга госфункций, продолжение политики приватизации.
4. Представляется важным зафиксировать уровень долговой нагрузки бюджета и квазигоссектора и дальнейшие заимствования совершать только в пределах валютного роста доходов и ВВП, а еще лучше не совершать вовсе.
5. Увеличение налоговой нагрузки в условиях сжатия спроса приведет к снижению активности малого и среднего бизнеса и увеличению безработицы. Чтобы налоговые доходы начали расти хотя бы через пару лет требуется низкий и предсказуемый уровень налоговой и квазиналоговой нагрузки, а также жесткое исполнение всех заявленных институциональных реформ, включая либерализацию регулирования, разгосударствление, стимулирующую денежно-кредитную политику.
6. Ключевым препятствием для расширения доступа к кредиту путем снижения стоимости кредитования и расширения предложения денег является волатильность курса тенге и не снижающиеся девальвационные ожидания. Регулятор справедливо опасается, что повышение доступности тенге окажет давление на курс. Необходимо начать дискуссию о возможности предоставления гарантированных краткосрочных ориентиров по курсу тенге, что могло бы стимулировать дедолларизацию вкладов и снижение базовой ставки.
7. Существует дополнительный резерв для ослабления тенге до 380-400 за долл., но после этого риски для экономики резко возрастут. Возможно определить курс расчетным путем на основе экономической модели, исходя из возможных рисков и стресс-тестов, сделать результаты доступными для публичного обсуждения. Ознакомиться с полной версией презентации и расчетами можно на сайте Центра прикладных исследований “Талап” www.talap.org по ссылке.