Что не так с сегодняшними подростками
Тинейджер как новый вид homo sapience
С некоторых пор я с опаской, а порою и с ужасом вхожу в кухонный отсек своей квартиры. Там под окном детская площадка. Там, вопреки и наперекор коронавирусу, от изобилия детей всё лето почти круглосуточно стоял такой тартарарам, что свет туши. Впечатление такое, что идёт нескончаемый хоккейный матч между канадцами и шведами, а в зрителях - потрясённый мы, родители. Безмолвствующие. И в общем-то удовлетворённые тем, что этот ядерный реактор хоть как-то, хоть на время разрядится и даст нам возможность сосуществовать какое-то врем в пространстве нашего жилья вместе с это ордой индейцев. Окоротить? Остановить? Полноте! Ну гавкну я на них, это что - изменит их природу? Заставит не бить копытом сущность, что созревает в них? Ведь вопли эти, этот ор лишь свидетельство того, что они растут, что совершенствуются в них душа и тело, которые стремятся быстрее стать такими же, как и мы, закосневшими в своей взрослости.
Мне в ухо вставлен слуховой аппарат, и здесь, на кухне, он из помощника под натиском ликующего ора превращается в лютого врага. Слава Богу, я могу его отключить, чтобы в желанной тишине попытаться осмыслить: что же из себя представляет эта орущая масса? Какой там коронавирус, причём тут карантин! Они, наши дети, как хоккеисты, в один прыжок одолевают все преграды, чтобы ринуться с головой, как в драку на хоккейной площадке, в своё ликующее детство, в своё взросление. Громыхание самокатов, трескучее движение досок на колёсах, мельканье велосипедных спиц. Где мальчишки? Где девчонки? Здесь, в это сваре, без разницы.
Так кто же он, тинейджер XXI века?
Но - довольно лирики. К делу.
Тайм-аут первый. Заложники айфонов и компьютеров
Вообще этот возраст один из самых драматичных и сложных в жизни человека, он насыщен двойственностью и неопределенностью, в нем сочетаются рецидивы детства и предчувствие взрослости. Как свидетельствуют психологи, подросток вдруг осознает, что он ответственен за свою судьбу - именно он, и никто другой! - что его судьба зависит от его решений, от его поступков. Причем все это он воспринимает через призму эпохи, в горнило которой погружена наша жизнь. А у каждой эпохи - своя повадка, своя стать. И вот в связи с этим вопрос: чем отличается подросток наших дней от подростка советских времен?
Начнем с того, что ещё в докоронавирусную эпоху поменялись реалии жизни, что, очевидно, повлекло за собой изменения в характере тинейджеров, а значит и в их взаимоотношениях с учителями, родителями, сверстниками. По-видимому, стала иной шкала ценностей, да и сама психология не могла остаться прежней. Подобные вопросы всегда возникали и будут возникать у подрастающего поколения: чем мы отличаемся от своих предшественников? Да и родителя наши твердят: мы были иными, мы жили по-другому, мы были лучше, мы были самостоятельнее, в конце концов…
Наш собеседник - Марат АСИМОВ, врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры коммуникативных навыков и психологии здоровья Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова.
- Если отвлечься от ностальгии и личных переживаний, быть по возможности объективными, то, прежде всего, надо отметить неизмеримо возросшую нашу техническую оснащенность, здесь стержень ответов на многие вопросы, - говорит он. - Мы живем в эпоху информационных технологий. Мы погружены в перенасыщенный поток информации, ее много, ее слишком много. Вопрос уже не стоит о том, как и где получить информацию. Вопрос заключается в том, какая конкретно нужна информация, как быстро я сумею освоить ее и применить на практике.
- То есть необъятная информация всегда и везде со мной, у меня в кармане, в моем мобильном телефоне?
- Совершенно верно. Но очень важно применить эту информацию в практических целях. А потому изменилась и сама психология современного молодого человека, он должен оперировать многими понятиями, а работа с компьютером предполагает повышенную коммуникативность. Да, мы сетуем, что они уткнулись в свои iPadы и мобильники, но, если раньше круг их общения был ограничен - дом, двор, улица, школа, то теперь - вся страна, все зарубежье, ближнее и дальнее. У современного подростка неограниченные возможности для общения, а потому он несравнимо более коммуникабелен нежели его сверстник полувекорвой давности. Он может общаться с людьми другой культуры поверх языковых барьеров. Границы перестали существовать благодаря новым технологиям.
- Не кажется ли вам, что Интернет, предоставляя подростку неограниченные информационные возможности, ведет к верхоглядству и безответственности? А виртуальные игры - к психологической зависимости подростка от Интернета. Или это не так?
- Быть может и так, но в этом не компьютер виноват, здесь надо учитывать и психологические свойства личности. Азартные игры были во все времена, но не все были им подвержены. Подросток былых времен в поисках нужной информации перебирал гору книг, но извлекал лишь те, что были ему нужны. Перебирая эту гору книг, он искал себя и формировал себя как личность. То же и с компьютером. Да, подросток на какое-то время может по уши уйти в компьютерную игру, но он непременно переключится с нее на другие программы, содержательные и серьезные, пока не набредет на ту информацию, что его по-настоящему заинтересует и захватит. В сущности, это то же самое перебирание Монблана книг, в поисках немногих и крайне нужных, жизненно необходимых. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что он с головой уходит в компьютер. Просто мы не в состоянии контролировать каждый его шаг в виртуальном пространстве, и это нас озадачивает, будит в нас предвзятое отношение. Но это уже не его, а наши проблемы.
- Но если отвлечься от высоких информационных технологий и обратиться к жизни как таковой, то - нравственно-этические качества, свойственные советским подросткам, претерпели изменения в характере подростка наших дней? Выпендриваться друг перед другом дорогими шмотками, накачанными бицепсами и - чем там еще? Это модно, это круто?
- Я не вижу принципиальной разницы в этом плане между поколениями. И сейчас есть подростки, сосредоточенные сверх меры на собственной внешности, и сейчас может возникнуть соперничество, у кого мобильник круче. Но и сейчас есть много молодежи, которая к этому относится критично. Конечно, сегодня в отсутствии дефицита, молодежь, имея право и возможность выбора, не заражена вещизмом и много свободнее советских подростков. Сегодня в этом изобилии вещей можно выбрать то единичное и неповторимое, что свойственно тебе и лишь тебе. Сегодня к этому можно подойти творчески, даже пренебрегая тем, насколько это фирменно и круто. Тут, сами понимаете, есть отличие от советской молодежи. Да, есть следование моде, но не слепое, более осознанное.
- В советскую эпоху все было по ранжиру: октябренок - пионер - комсомолец, все было понятно и прост. А сейчас?
- Да, в той атмосфере тотальной идеологизированности намного проще и спокойнее было взрослым. Современная молодежь не зациклена на определенной узкой идеологической подчиненности. А если уж и впрямь говорить о какой-то идеологии, то это идеология свободного человека - в плане выбора его возможностей. И по политическим взглядам, и в области религиозных воззрений. Нравственные же нормы сегодня не загнаны в какие-то опять-таки узкие рамки, они исходят из норм общечеловеческих. В этом ценность нынешней эпохи и преимущества современного подростка. Как никогда сегодня на первый план выходит психология успешности. В этом, кстати, одно из главных отличий современной молодежи. У нее обострено стремление достичь высокого уровня навыков в той области знаний, а значит и в той профессии, которую тот или иной подросток намечает освоить. Стремление быть востребованным и продать себя дорого, это уже следствие возникших рыночных отношений. И смею вас заверить, это происходит не так-то просто, это сопряжено с глубокими переживаниями, это все выливается в узкую направленность профессионального развития. Не случайно у нас существует отдельное направление в педагогике психологической профориентации. Причем, все это надо сделать своевременно, неопределенность с профориентаций мучительна для современного подростка.
- Притчей во языцех стало хамское отношение наших подростков к учителям. Раньше такого не было…
- Я не стал бы придавать этому столь широкого обобщения. Конечно, в семье не без урода, однако говорить о "хамском отношении" - это, знаете ли, чересчур. Но возросли требования ученика к учителю, к профессионализму педагога. Ученику уже мало простого изложения учебного материала, ему необходима творческая интерпретация его. Впрочем, так было всегда, но сегодня в особенности. Ведь любая информация лежит на поверхности в Интернете, и ученик заинтересован в углубленном ее изложении. Молодежь не терпит формального отношения учителя к излагаемому материалу. Но ученику и этого мало. Он хочет сверх того, чтобы преподаватель нашел прикладное применение тем знаниям, которыми он увлек ученика. А для чего нужны мне в жизни знания, которые я получил на уроке? Это уже, сами понимаете, намного усложняет задачу учителя.
- Ну да: зачем нужны мне в жизни все эти синусы - косинусы, тангенсы - котангенсы?
- А затем, чтобы правильно забить гвоздь или построить ракету.
- Когда-то авторитет учителя был очень высок, но сегодня в глазах ученика учитель - неудачник. Удачливые люди работают в банковской сфере…
- Возможно, кто-то так и думает. Но опять-таки, смею вас заверить, в нашей школе сегодня есть поистине талантливые педагоги, которые служат своему делу, работают по призванию, восхищая учеников и вызывая в них искреннее обожание. Да, до недавнего времени в педагогические вузы был недобор, молодежь рвалась в юристы и банкиры. Но маятник качнулся в другую сторону. И в педвузы теперь идут люди по призванию. Это крайне важно, коль скоро мы говорим о судьбе тех, кто сегодня сидит за школьной партой, а тем более о судьбе подростков завтрашнего дня.
Тайм-аут второй. Тинейджер - облико морале
- Даже при советской власти, в пору тотального диктата идеологии, семейные ценности были основополагающими при воспитании подростка. Они первостепенны и сегодня, хотя реалии стали кардинально другими, - говорит Ирина АЙМАНОВА, учитель словесности с полувековым педагогическим стажем. - При всем при том подросток остался прежним, жизнелюбивым, любознательным, озорным, порою хулиганистым, склонным к непредсказуемым поступкам.
- То есть человеческий стержень в подростке все тот же?
- Да. Были дети по-настоящему добрые, отзывчивые, были и остались дети дурные, склонные к неприличным поступкам. Знаете ли вы, что существует сайт, где матерные слова считаются нормой? И вот один из наших тинейджеров проник в этот сайт и приник к разнообразию матерной лексики. Причем всячески бравирует этим, пытаясь таким образом продемонстрировать свою "самость". Любопытно то, что у него идеальный почерк и при этом невероятная, воинствующая словесная разнузданность. Скабрезности он произносит с вызовом. Помните у Цветаевой: "Я с вызовом ношу свое кольцо". Этой матерной бравадой он хочет покорить окружающих. Для пацанов это привлекательный манок. Именно так он утверждается в глазах окружающих. Откровенно говоря, тут и не знаешь, что этому противопоставить. Как ему внушить, что это не есть хорошо? "Ты сказал такое слово? - делаю я удивленные глаза. Пауза. - Неужели у тебя в доме говорят это?" Он же понимает, что это нехорошо, и дает задний ход: "Нет-нет, не говорят". Я-то понимаю - говорят. Там, в семье корень зла. Там мама, видать, еще та оторва, я невольно вынуждена ей противостоять. И я вижу: мальчишка начинает думать. А значит, я не зря затеяла этот разговор.
- То есть даже этой ущербной семье надо попытаться вернуть истинные духовные ценности?
- Не мешало бы. Конечно, у современных подростков больше возможностей, а значит и больше умений. Почти все увлечены спортом. Некоторые углубленно занимаются музыкой, в том числе мальчики. Их отличает практицизм. Подросток вполне толково может соорудить рекламный плакат и даже снять рекламный ролик, чтобы завлечь потенциального потребителя. Там уже зреет деловая хватка. У одного мальчика отец очень заслуженный хирург. Я спрашиваю: "Ты тоже хочешь стать хирургом?" - "Нет. Финансистом". У другого мальчика отец владеет турфирмой, а это горные маршруты, конные прогулки. А мальчик пишет: "Хочу такую же турфирму, но за рубежом". Их горизонты и пространства раздвигаются. То есть это поколение более информировано, более раскованно и прагматично.
- И все-таки: чего им не хватает?
- Иногда - глубины. Но если у него будет сеть магазинов, глубина ему эта будет едва ли нужна. И читают маловато. Особенно классику.
- А что даёт чтение классики?
- Глубину. Обращение к вечным ценностям, которые переходят из эпохи в эпоху. Почему мы читаем сегодня Шекспира и Пушкина, видя в них своих современников. У современных подростков на генетическом уровне есть стремление к поискам истины. И положа руку на сердце, я не вижу большой разницы между тем советским поколением школьников и нынешним, живущим в эпоху Интернета и рынка.
P.S. Финал
С наступлением сентябрьских бдений детская площадка под моим окном поутихла. Понимаю: идут уроки online. Как они там, возмутители моего покоя, наедине с айпадом и компьютером выстраивают диалог с учителем на отдалёнке? Сумеют ли обуздать свою необузданность? И, замордованный детскими воплями, оглушённый вдруг наступившей (пусть даже временно) тишиной, ловлю себя на предательской слезе: дай-то Бог им справиться с теми грозными вызовами времени, которые и нам-то, взрослым, порой не под силу.
Фото: Depositphotos / anatoliycherkas.