НДС для малого бизнеса – стоит ли стричь тощих овец?
В прошлую пятницу министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ публично презентовал основные изменения в налоговой политике, которые его ведомство в ближайшие дни отправит в парламент в качестве законопроекта с соответствующими поправками в Налоговый кодекс.
Экономист Рахим ОШАКБАЕВ предлагает сократить расходы государства вместо увеличения нагрузки на бизнес.
* Прыжок в пропасть
* Железной рукой загоним бизнес в НДС
* Бюджетный маневр для премьера
* Что делать с коровой?
Прыжок в пропасть
В рамках законопроекта предполагается поэтапное снижение порога НДС:
- 2018 г. – до 25 000 МРП (53,0 млн. тенге);
- 2019г. – до 20 000 МРП (42,4 млн. тенге);
- 2020г. – до 15 000 МРП (31,8 млн. тенге).
Данная поправка преподносится как очередной большой шаг навстречу бизнесу, поскольку по действующему законодательству порог по НДС должен быть снижен с 2017 года до 3 234 МРП (7,3 млн. тенге).
Вместе с тем, это психологическая ловушка: сначала вроде как сделали резкое снижение порога по НДС, теперь поэтапное и предлагают нам по этому поводу возрадоваться. В этом аспекте до конца остается непонятной позиция НПП РК «Атамекен», которая по информации Министерства национальной экономики согласовало данные поправки. В свою очередь, публичная дискуссия по данному вопросу началась только сейчас и по инициативе госорганов.
В любом случае, очевидно лишь то, что налоговая нагрузка на бизнес увеличится.
Аргументы чиновников строятся на необходимости легализации бизнеса, который уходит от налогообложения. Вместе с тем, не учитывают издержки предпринимателей, в том числе и административные, и те, что порождают коррупцию.
Железной рукой загоним бизнес в НДС
Сегодня предприниматели в основном работают в специальном режиме упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС. С 2018 года количество таких малых предпринимателей, которым придётся вести дополнительный налоговый учёт, нанимать бухгалтера, выписывать счета-фактуры и сдавать сложную налоговую декларацию по НДС будет каждый год расти.
Ожидается, что плательщиками НДС в 2018 году станут 8 510 субъектов,
- в 2019 году 6 006 субъектов,
- в 2020 году 19 154 субъектов.
При этом, дополнительные доходы бюджета несопоставимы с издержками снижения порога по НДС для самих предпринимателей. Даже при снижении порога по НДС до 3234 МРП цена вопроса для бюджета составляла порядка 47 млрд. тенге. По новым поправкам эта сумма в разы меньше.
В целом, 750 тысячами субъектами МСБ, работающими по патенту и упрощенной декларации, в 2015 году в бюджет было уплачено всего 72,8 млрд. тенге. Для сравнения, по проекту бюджета на 2017 год целевое перечисление в НК «Астана ЭКСПО-2017» составит 77 млрд. тенге.
Бюджетный маневр для премьера
Поэтому на встрече с премьер-министром я предложил сделать так называемый «Бюджетный манёвр». Он состоит в том, чтобы сократить затраты бюджета на содержание нацкомпаний и на малоэффективные госпрограммы поддержки предпринимательства (которые позволяют оставаться на плаву очень узкому кругу предпринимателей, гордо именуемых иногда «национальными чемпионами». За счет оптимизации расходов бюджета - сэкономить деньги и не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес.
По предварительным расчетам при плановых расходах республиканского бюджета на 2017 год в объеме 8,6 трлн. тенге, потенциал оптимизации составляет порядка 600 млрд. тенге.
Такая оптимизация позволила бы не только сохранить текущую налоговую нагрузку на бизнес, но и снизить ее почти на четверть.
Что делать с коровой?
Конечно, с учетом текущих темпов рост бюджетных расходов существуют высокие риски того, что увеличением порога по НДС налоговые инициативы Министерства национальной экономики не ограничатся. Однако публичная дискуссия по этому поводу, в том числе со стороны самого бизнеса, пока не началась.
Что нужно сделать, чтобы корова давала больше молока и меньше ела сена?
Ответ инициаторов налоговых поправок очень простой: ее надо меньше кормить и больше доить.
Одна только проблема - долго корова так не протянет.