Каким должна быть в идеале налоговая нагрузка
Текущая налоговая система не в полной мере соответствует принципам справедливого налогообложения. Если в одной отрасли допускается применение различных налоговых режимов с элементами дискриминации, это не только несправедливо, но и серьёзно тормозит развитие экономики.
Основная задача государства – стимулировать рост средних и крупных предприятий, так как в любой нормальной стране основой экономики является именно средний и крупный бизнес. Развитие малого бизнеса всегда является следствием развития крупного, поскольку малый бизнес в основном формируется в сфере потребления. Средний и крупный бизнес обеспечивают покупательскую способность внутри страны, но никак не наоборот.
При этом малый бизнес должен быть заинтересован в росте до среднего уровня, а средний – стремиться к категории крупного. Однако действующая налоговая система создаёт обратные стимулы: средние и крупные компании предпочитают дробиться, поскольку малый бизнес получает значительные налоговые преференции.
Эта тенденция особенно заметна в статистике: число малых предприятий стремительно растёт, тогда как средний и крупный бизнес остаются в стагнации. До 1 января 2021 года количество субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) оставалось на уровне 1,3 млн. Однако после введения ковидных льгот для МСБ начался резкий рост: уже к концу 2022 года их число достигло 1,8 млн, а на сегодняшний день зарегистрировано 2,3 млн субъектов. При этом рост пришёлся именно на малые предприятия, тогда как средний бизнес практически не увеличился.
Корень проблемы – неравные конкурентные условия, которые ставят средний бизнес в менее выгодное положение по сравнению с малым. Без устранения этих дисбалансов переход компаний на новый уровень развития останется затруднённым.
Например, если вы владелец крупного ресторана, относящегося к категории среднего бизнеса, и исправно оплачиваете все налоги, а рядом открываются три кафе, работающих по специальному налоговому режиму, ваш бизнес становится неконкурентоспособным. Разница в налоговой нагрузке вынуждает крупные предприятия дробиться – делить ресторан на формально независимые бизнес-единицы (бар, кухню, VIP-зону и т. д.), чтобы соответствовать льготным условиям налогообложения.
Именно поэтому критически важно, чтобы налоговая система обеспечивала горизонтальное выравнивание нагрузки в рамках одной отрасли. Когда крупный и средний бизнес дробится на мелкие предприятия, это мешает созданию институционально сильных компаний и дальнейшему росту. Администрирование множества предприятий становится сложным, и усилия бизнеса направляются не на повышение конкурентоспособности и эффективности, а на поиск способов налоговой оптимизации и сокращения выплат.
Кроме того, крупный бизнес использует малый для скрытых выплат дивидендов, избегая налогообложения через различные схемы аренды, оказания услуг и другие механизмы.
С точки зрения экономической целесообразности расходы на администрирование налогов должны быть оптимальными как для государства, так и для налогоплательщиков. Малому бизнесу действительно необходимы упрощённые режимы, но их суть должна заключаться не в снижении налоговой нагрузки, а в облегчении администрирования и сокращении затрат на бухгалтерский учёт. В идеале налоговая нагрузка должна быть равномерной по всей отрасли, а микробизнесу и малым предприятиям должно предоставляться право выбора упрощённой системы, основанной на обороте или вменённом доходе (патенте).
К сожалению, в Казахстане налоговые льготы стали не инструментом упрощения администрирования, а фактически механизмом снижения налоговой нагрузки и ухода от уплаты налогов. Однако их введение не привело к росту добавленной стоимости (ВДС) и не решило проблему развития предпринимательства.
Ещё одна серьёзная проблема – серый импорт, который мешает развитию местных производителей и официальных торговых сетей. Причина кроется не столько в таможенных пошлинах (поскольку они поступают в общий бюджет ЕАЭС и затем перераспределяются между странами, а доля Казахстана в этом составляет около 7%), сколько в том, что серый импорт не облагается НДС при ввозе и затем продаётся внутри страны через различные схемы.
Особенно остро эта проблема проявляется из-за бесконтрольного потока товаров через Кыргызстан. Поскольку внутри ЕАЭС нет таможенных постов, импорт идёт через те страны, где его проще и дешевле растаможить. В наибольшей степени от этого страдает Россия, но Казахстан также оказывается в зоне ущерба: попав на территорию страны, товар "растворяется" и дальше уходит на базары.
Чтобы устранить этот дисбаланс, необходимо обеспечить уплату НДС на всех этапах. Даже если товар ввозится по серым схемам, продавец должен платить НДС при его реализации. Это позволит ликвидировать арбитражные схемы и закрыть лазейки, позволяющие уходить от налогов.
Отмена льгот и повышение налоговых ставок – процесс сложный, болезненный и встречающий сопротивление. Большинство предпринимателей оценивают систему с точки зрения текущей рентабельности и прибыли, а не с позиций макроэкономики и долгосрочной устойчивости. Однако без системного подхода к реформированию налоговой политики невозможно создать условия для сбалансированного экономического роста.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook.
Фото: 2gis.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!