И какой всё-таки молодец Эдвард Кульбаев - взял и снял! Потому что именно этого хотел!
Эдвард Кульбаев позвал на показ своего документального фильма.
- О чем кино? – спросила я.
- Фильм-портрет, - ответил Эдвард.
- Заказуха?
- Нет, сам снимал. О Василии Смыслове.
- Шахматисте?!
- Ну да…
- Мемуарный фильм? Он разве живой?
- Уже умер. Но я успел снять с ним интервью.
- Разве он сюда приезжал?
- Нет, я ездил в Москву.
- Он, что, имел отношение к Казахстану?
– Вообще-то нет. Был здесь очень короткое время во время войны: сюда эвакуировали студентов МАИ. Он мало что помнит об этом.
Диалог наш становился всё более напряженным.
- А зачем ты его снимал?
- Ася, это же – Смыслов!!! Ты о нем слышала вообще?!
Еще бы я не слышала! В детстве каждое воскресенье просыпалась от звука высыпаемых на стол шахмат: к отцу приходил Лео Альвинович Адлер, и до обеда они сидели над доской. Две полки в шкафу были отданы книгам про шахматы. Чемпионов мира мы знали наперечет. Правда, сама, в отличие от братьев, играла с дедом исключительно в «уголки» и «чапая». Отец до шашек не снисходил.
- Эдик, я правильно поняла: ты сам решил снимать фильм про Смыслова?!
- Ну да.
- А почему именно о нем?
- Я же шахматист. А Василий Смыслов - мой любимый шахматист!
- А-а… - я недоверчиво смотрела на Эдварда.
- Выдающийся шахматист! - упорствовал Эдвард.
Я напряглась, вспомнила: кто-то называл Смыслова Моцартом шахматной игры.
- Василий Васильевич еще и пел! – подтвердил Эдвард. - Диск с собственными записями выпустил.
- А деньги? Это же командировка, группа, техника…
- Друзья выручили.
Я завистливо поглядела на него.
- Богатые, видать, у тебя друзья…
-Не особо. Один с камерой помог. Второй со штативом. С билетами тоже. Чисто на энтузиазме все работали.
- А все-таки, зачем ты это делал?
- Хотелось! – признался он.
- Долго снимал?
-Долго. После смерти Смыслова даже забросил материал. Но потом все-таки завершил монтаж. Надо было сделать. Приходи, посмотри.
Я пошла. Это было два года назад. 12 декабря 2012 года состоялась премьера авторского фильма Эдварда Кульбаева «Василий Смыслов. Поиски гармонии». Режиссер в титрах и лично в зале поименно благодарил друзей и коллег, но прежде всего – свою маму Куляндам Дюсюпжановну: именно мама настояла на том, чтобы сын после многомесячного перерыва продолжил работу над картиной. И кино, мне кажется, получилось. Это, говоря словами классика, культурная фильма. Кульбаев всегда отличался методичностью и дотошностью, а уж хронику шахматных чемпионатов советского времени, подробности сыгранных партий и баталий изучил досконально. И любовно графикой перенес на экран. Я ошалело наблюдала, как ферзь на экране переместился на соседнее поле, за ним лихо скакнула пешка. Еще ход. Разменяли ферзя. Эндшпиль! И опять пешка куда-то скачет! Скажу честно: ничего в этих передвижениях и фразах не понимала, но ликование в голосе Эдварда за кадром: проходная пешка изменила ход игры! - заставляло поверить: случилась невероятная история. Кульбаев с явным наслаждением, понимая все хитросплетения игры, комментирует сражения черных и белых. Впрочем, графика в фильме - просто орнамент на полях.
Кульбаев запечатлел явление Смыслова как феномен. Сидит в кресле старый человек, рассказывает о времени и о себе: что он понял за свою долгую жизнь. Уяснил самое важное: во всем был промысел божий. А сама жизнь стала поиском гармонии - в себе, в отношениях, в деле. Это единственное и главное, к чему он стремился.
Рассказывает неспешно, негромко - вспоминает и размышляет вслух. С первой же минуты за кадром звучит музыка, и мы слышим пение. Оказывается, поет сам Смыслов! На заре шахматной карьеры пробовался в консерваторию, пение было не меньшей страстью, чем шахматы, многие годы брал уроки вокала. В 28 лет стал чемпионом СССР по шахматам. В 36 –чемпионом мира. Спустя годы – ему уже было за шестьдесят – беспрецедентный случай в истории игры! - Смыслов вновь претендовал на шахматную корону! В 1981 году записал первую свою пластинку. В возрасте 75 лет выпустил CD с записями оперных партий и романсов. Сам говорит: шахматы рассматривал как искусство. Делится своими рецептами успеха:
- Игра в шахматы требует огромного напряжения. Вы должны выложиться до конца. Победа достигается в упорнейшем поединке. На подарок судьбы трудно рассчитывать, но – попробуйте… Секрет моих успехов в том, что я всегда старался познать законы высших сил. А в основе их лежит творчество. Надо стремиться к своей максимальной творческой организации. Да, вы можете поддаваться, но тогда вам будет грош цена. Лучше, когда вы сумеете мобилизовать все свои духовные качества и бороться за свое видение мира, то есть отстаивать правоту своих взглядов.
Слушайте, разве Василий Васильевич Смыслов о шахматах говорит? О музыке? Да нет же… Не только. Вот еще:
- От человека требуется высокая духовная культура. Законы неба диктуют ему, а не законы земли. Если бы люди это поняли, то жизнь была бы более культурной, более справедливой, и люди не жаловались бы на свои неудачи. Человек является космическим существом. Мы, по сути, подчинены Божьему разуму, должны его чувствовать и должны просить у него помощи. И самое главное, может быть, противоречие - это то, что человек – гордый….
- Я придерживался божественной линии жизни. И пытался в шахматах и музыке воплотить то, что мне дано. То есть добиться результатов, которые помогли понять, что я правильно выбрал и шахматный путь, и шахматный ход.
Эдвард сделал правильный ход. Сумел завоевать доверие Смыслова - такие откровения дорогого стоят. Взял интервью у шахматных грандов: Крамник, Спасский, Карпов, Каспаров, Ананд рассказывают о целой шахматной эпохе в лице Смыслова. Еще Кульбаев нашел и выкупил хронику шахматных соревнований в российском киноархиве.
Бытовой стороны жизни чемпиона - слава богу! - в фильме не касался, самое примечательное – и сам Смыслов не позволил себе в кадре не то что жалобы - даже намека на нее! А много вы видели сегодня фильмов, повествующих о жизни духа? Так что Эдвард Кульбаев, по сути, совершил документальный гражданский подвиг. За что ему и его друзьям – большое спасибо.
В прошедшее воскресенье в алматинском кинотеатре «Арман» вновь показали фильм Кульбаева «Василий Смыслов. В поисках гармонии». Зрителями были в основном шахматисты. И главная среди них - наша звездочка, четырнадцатилетняя Жансая Абдумалик. Дважды чемпионка мира по шахматам среди юниоров. До начала фильма она давала в фойе сеанс одновременной игры на 15 досках: пятеро юных игроков, остальные десять - взрослые дядьки. В двух партиях Жансая согласилась – к нечаянной радости игроков – на ничью. Остальные тринадцать выиграла. Вдумчивые глаза, толстая коса, застенчивая улыбка. Так же внимательно, как играла, смотрела фильм. Мне кажется, то, что говорил Василий Васильевич Смыслов с экрана, ей созвучно. И было отчего-то приятно, что она смотрела фильм. Мне нравятся такие чемпионы!
И какой всё-таки молодец Эдвард Кульбаев - взял и снял! Потому что именно этого хотел! Разве можно объяснить, зачем и почему? Вот имя у него нетипичное для казахов, да, пожалуй, и для русских тоже. Я в начале знакомства тоже приставала: почему Эдвард? "Потому что Григ, - ответил Эдвард. - Мама любила и любит его музыку".
Кто же, как не он, должен был снимать фильм о Смыслове, которого по жизни вели две страсти - шахматы и музыка?! Только Кульбаев, знаток и любитель шахмат, названный Эдвардом в честь музыки.