Советы для защитников утильсбора
Очевидно, что сегодня Министерство промышленности и строительства РК проигрывает информационную войну. Это не относится персонально к Роману Васильевичу или Канату Бисимбаевичу. Это об информационном фоне в целом.
Уже появлялись мемы, видеоролики, вирусятся противоположные доводы. Вон уже "Миссия невыполнима" подключилась к борьбе.
Однако со стороны защитников необходимости утильсбора пока нет системной работы по каждому заявляемому пункту. Если позволите, вот советы:
1. Идет спор о том, что утильсбор якобы привел к устареванию автопарка
Поручите проанализировать эти цифры по диагонали, должны быть эксперты, которые опровергнут "на пальцах" эти доводы (я могу помочь, если необходимо).
К примеру, 10-летнее авто сейчас - это "Камри 50-ка". С чего это старое авто? Отличный мягкий автомобиль. Может, владелец и не хочет его менять?
На ухудшение среднего возраста авто в РК повлияла разовая акция по легализации ввезенных авто из РФ, Армении и Кыргызстана - это, если не ошибаюсь, 150-200 тыс. авто, их необходимо вычесть из данного расчета (это была "социальная" мера).
Вряд ли корректно сравнивать состояние автопарка в целом. Считаю, нужно приводить цифры по ежегодному приросту авто. К примеру, до начала утильсбора - сколько авто в количестве и пропорции каждый год было новых, а сколько ввезенных?
Какова эта пропорция сейчас? Однозначно, сейчас существенно больше новых авто, чем старых/серых.
2. Отсутствие системной работы по старому автопарку
Понятно, что это снова упрется в "социалку", однако следует признать: ездить на старом 20-летнем авто по стоимости эксплуатации так же, как и на новом. А за счёт топлива даже дешевле, ведь в новые авто с турбированными моторами необходимо заправлять 95/98 бензин, а в старое авто можно лить 92-ой или тот же сжиженный газ.
Нужны примеры стран, где владельцы старых авто платят более высокий налог на транспорт или дороже страховка. Полагаю, есть примеры, где старые авто не могут въезжать в центр.
Тезис прост: автопарк старый, потому что государство позволяет ездить на старых машинах.
3. Пятьдесят тысяч подписей против как минимум 35 тысяч
Более 35 тыс. казахстанцев получили льготные автокредиты на сумму свыше 208 млрд тенге (около полумиллиарда долларов).
В таком случае они вместе с работниками автозаводов должны подписать петицию в поддержку казахстанского машиностроения (учитывать в противовес).
Ну, или в случае отмены утильсбора - вернуть досрочно свои кредиты или перейти на общие условия кредитования в БВУ. Одновременно отмена поддержки отечественного автопрома будет означать закрытие возможности для всех остальных желающих. Важно подчеркнуть, что программа поддержки действует, люди обновляют свои авто, "револьвер" крутится.
4. Аблязов и Дубай
Знаете, АБЛЯЗОВ несколько лет назад запустил запоминающиеся тезисы и видео: Атырау добывает нефти больше, чем Дубай. Там были в совокупности миллионные просмотры.
Хотя это лишь передергивание фактов. Я публиковал об этом материалы: Дубай вообще никогда не добывал много нефти, Абу-Даби - основной нефтедобывающий регион в ОАЭ. На долю Дубая приходится 5-10% нефтедобычи. Кроме того, Эмираты по накопленной добыче нефти в три раза больше, чем Казахстан.
Сравнивать Казахстан с текущим состоянием Эмиратов некорректно. Мы по накопленному уровню добычи нефти примерно на уровне 90-х годов ОАЭ.
Наш автопром по ценам или уровню сборки неправильно сравнивать с ценами в Корее или Китае. Мы только на начальной стадии развития.
Если сравнивать, то с соответствующим годом развития той же Кореи. Масштаб производства и спроса в этих странах совершенно другой.
5. Ограничение количества старых авто - логичный и обоснованный шаг
В принципе, Роман Васильевич об этом уже сказал. Я лично не хочу, чтобы в наших городах ездили старые авто - это не только экология, но и повышенная аварийность.
Кто в основном ездит "по беспределу" на дорогах? Водители старых и битых авто. Что им терять?
Никто не хочет ДТП с такой машиной. Вряд ли ведь владелец нового авто с салона будет агрессивно и опасно ездить. Новые фары и бампера, знаете ли, недешевое удовольствие.
Мера ограничения ввоза старых авто направлена на соблюдение законности и порядка на дорогах. Это в интересах всех 5 млн автовладельцев и их семей.
6. "У казахстанцев нет денег на новые авто"
Довольно популярный тезис, который в той или иной степени звучит из всех утюгов.
А как вы хотели? 20 млн авто на Казахстан, включая по одному автомобилю на каждого ребенка? Государство обязано раздать всем желающим бесплатно по автомобилю? Нигде такого в мире нет.
7. Кстати, о мире
Нужна статистика, как я приводил цены в разных странах, показывая, что мы в топ-10 стран по самому дешевому топливу и его доступности по заработным платам.
Как в других странах? Какие платежи? Какие платежи, кроме утильсбора? Например, страховка ведь в развитых странах дороже. Иными словами, какова совокупная стоимость владения?
К примеру, я могу точно сказать, что водительские права в Эмиратах стоят около $800. Причем каждые два года (или год) необходимо продлевать их, уплачивая пошлины, штрафы и др.
В Китае и азиатских странах номера на авто могут стоить $10-20 тыс, то есть это прямое регулирование количества авто в городах.
Уверен, что владеть авто в РК гораздо более дешевле, чем в тех странах, которые приводят в пример сторонники #нетутилю.
Нужно смотреть на ситуацию комплексно. Та же почасовая парковка в центрах мировых столиц стоит немалых денег.
8. Ну и подчеркнуть, что это в интересах не только государства, но и граждан
Утильсбор в автопроме направляется на поддержку автопроизводителей - это налоги и рабочие места. Сколько налогов они уплатили? В противном случае все эти налоги ушли бы в бюджет других стран.
Более 35 тыс. казахстанцев получили льготные автокредиты. Без утильсбора - они не смогли бы это сделать.
А то, что кресел, дисков или резины нет на базаре - ну так, может, производители работают в первую очередь на крупные заказы автозаводов.
Уран, добываемый "КазАтомПромом", тоже на барахолке не купишь. Это ведь не означает, что его нет.
Вот отменить налог на транспорт нужно! Налог должен быть включен в цену топлива. Я каждый год 700 тыс. тенге плачу (~$1,6 тыс.), хотя мой Cadillac Escalade - по сути авто выходного дня и проезжает 4 тыс. км в год. Ему, кстати, 8 лет. Тоже что ли старый авто?
9. Куда делись 700 тыс. старых авто?
В этом графике у меня вызывают вопросы показатели на 01.01.2015 г. и 01.01.2016 г., а именно как в 2014 году было 4 млн авто и 2,9 млн авто из них старше 10 лет, а уже в 2015 году стало 3,9 млн авто, из которых старше 10 лет стало 2,2 млн?
Куда "исчезли" 700 тыс. старых авто? Неужели там, как по часовым поясам, перевели стрелки назад?
Если "всего лишь" передвинуть точку отсчета не с начала 2016 года, а годом ранее, то статистика становится явно в пользу утильсбора!
Смотрите: на конец 2014 года было 4 млн автомобилей всего и 2,9 млн старше 10 лет (72,5%), а на 1 декабря 2023 года – 4,6 млн авто, из которых 3,2 млн авто старше 10 лет (69,6%).
Это означает, что не просто появилось 300 тыс. новых авто и 300 тыс. (3,2-2,9 млн) авто старше 10 лет, это означает, что количество новых авто росло опережающими темпами, так как за 8 лет действующий автопарк ежегодно старел.
10. Что ты сделаешь с 1 млн тенге?
В настоящее время утильсбор с объемом двигателя до 1 литра составляет 277 тыс. тенге, от 1 до 2 литра – 646 тыс. тенге, от 2 до 3 – 923 тыс., свыше 3 л – 2,1 млн тенге.
При этом сбор за первичную регистрацию авто до 2 лет – менее 1 тыс. тенге, от 2 до 3 лет – 185 тыс. тенге, свыше 3 лет – 1,9 млн.
Таким образом, утильсбор и "первичка" призваны стимулировать к ввозу подержанных авто с небольшим объёмом и не старше 3 лет. Если ввозите авто 2023-2024 года с объемом до 2 литров – то заплатите всего 647 тыс. тенге.
Простой вопрос: утиль и первичку отменили, казахстанец сэкономил 1 млн тенге – означает ли это, что гражданин потратит куда-то эти деньги или возьмет автомобиль новее?
Полагаю, вряд ли сэкономленные деньги пойдут на то, чтобы взять более свежий авто. А цель этих платежей именно в обновлении автопарка.
Стоимость утиля и первички на новые малолитражные авто небольшая – это не какие-то фантастические суммы. Не надо демонизировать утильсбор.
11. Куда девать старые авто?
Эта плоскость вопроса вообще уходит из внимания. Вот вам скрин из Колеса.кз. Я делаю сортировку "авто растаможен", "авто в наличии" и цену свыше 300 тыс. тенге, так как ниже этой стоимости, как правило, автомобили не на ходу. Вариантов куча, точнее почти 183 тыс. авто, начиная со старых Opel, Mazda, ВАЗ.
Заметьте, на 5 млн легковых авто, о которых говорят все, всего 183 тыс. желают продать/поменять машину. Значит, остальные 4,8 млн человек вполне довольны своим конем (ну, или, может, не хотят/не могут потратиться на обновление).
Вопрос тоже довольно простой: допустим, отменили утильсбор и первичку, предположим даже, что все стали завозить новые авто до 3 лет (проявили гражданскую сознательность), что делать со старыми авто?
Они так и будут ездить по дорогам или стоять во дворах. Нам просто некуда продавать эти авто, кроме как в самом Казахстане!
В Россию их не продать, в Китае они вообще никому не нужны, в Узбекистане свой автопром и свои заградительные меры, в Кыргызстане из-за отсутствия своего автопрома снижены цены на ввоз/растаможку, да и рынок не такой большой.
Ну, и куда денутся старые авто? Ведь приём их на металлолом явно не будет сопоставим со стоимостью продажи. Значит, они также будут стареть и "портить" статистику.
Роман Васильевич прав, ввоз подержанных авто превратит Казахстан в свалку автомобилей. Отмена утильсбора – это прибыль для серых импортеров, но далеко не обновление автопарка.
12. Механизм льготного кредитования хаотичен
Давайте признаем, что закончившееся льготное кредитование за 18 секунд (или сколько там) было нелогичным. К примеру, под льготное автокредитование попадали дизельные авто. И это в то время, когда в стране был дефицит дизеля. На мой взгляд, оно должно быть в первую очередь ориентировано на владельцев старых авто.
Сдай старый авто в утиль – получи льготное кредитование.
13. "Всем выйти из сумрака"
1 января 2024 г. я опубликовал небольшой пост "Новая реальность для казахстанских олигархов и чиновников", где писал: "Новая реальность, на мой взгляд, заключается в необходимости формирования общественного мнения и противостояния информатакам. Госкомпании и их руководители абсолютно никак не реагируют на выпады псевдооппоцизионеров, чиновники не привыкли комментировать анонимки от расплодившихся телеграмм-каналов, а крупные казахстанские бизнесмены, привыкшие быть в тени, кажется, тоже только начали осознавать это новое время и влияние потоков информации".
Тема утильсбора уже давно приобрела политический окрас, например, требования в том числе отставки правительства. Необходимо комплексно, системно приводить контраргументы, иначе этот снежный ком превратится потом в такую неопровержимую ледяную глыбу, которую уже невозможно будет растопить разумными аргументами.
14. Долларовые цены
Знаете, в 2011 г. (если не ошибаюсь) я покупал Hyundai Accent в алматинском автосалоне в базовой комплектации 1,4 л на механике за $14,5 тыс. Сегодня я хотел сравнить цены, но с удивлением узнал, что у нас их не продают в салонах.
Зато есть Elantra. База начинается от 9,9 млн тенге или $22,5 тыс. по текущему курсу. Это авто другого класса, объемом 1,6 л, на автомате, и, естественно, в гораздо более комфортной комплектации.
Я не думаю, что в долларовом выражении после введения утиля и развития нашего автопрома цены существенно выросли в долларовом выражении (следует учитывать и долларовую инфляцию + рост цен на сырье).
В общем, от Министерства промышленности и строительства РК нужны цифры – сколько стоили бы новые авто без поддержки автопрома. И как по их мнению, сложился бы возраст автопарка без таких заградительных мер.
15. Трансформация сознания
Одним из главных достижений введенных утильсбора и первички, на мой взгляд, стало изменение сознания автовладельцев: "Да зачем мне возиться с этим заказом авто из зарубежья, я лучше куплю новое в салоне".
И для этого были необходимы долгие годы последовательных здраво протекционистских мер, которые защищали казахстанский автопром.
Утильсбор снижали почти вдвое – есть ли анализ эффективности этой меры? Как повлияло на возраст автопарка?
На мой взгляд, пришло время вернуть его на прежние уровни с выработкой системных мер по "усложнению" эксплуатации старых авто.
Новый Казахстан – новые казахстанские машины!
Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Министерство промышленности и строительства РК.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!