"Покончили жизнь самоубийством…" Как работали "казахстанские погранпереходы" в условиях Российской империи?

3802 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 23 Апр 2022, 12:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

В последнее время власти Казахстана вновь заговорили о безобразиях, творящихся на пунктах пересечения границ. И даже объявили непримиримую борьбу серым таможенным схемам. В очередной раз. Чем всё закончится? Было бы обидно, чтобы и на сей раз тем же, чем всегда.

Читайте также
Где у нас видели китайцев: моменты прошлого, о которых не мешает знать современным казахстанцам

Таможенные переходы современного Казахстана – это ведь не "серые", а настоящие "чёрные дыры", пронзительно зияющие даже на фоне нашего вообще-то не очень прозрачного бытия. Но вот что интересно. Несмотря на то, что любой здравомыслящий человек предпочтёт держаться подальше от таких хронически злачных мест, лучшие люди страны любыми силами, за любые деньги мечтают устроить своих славных отпрысков в любую, пусть самую захудалую мытню.

Их вовсе не пугает, что возвращаются домой не все избранники судьбы. Точнее, не все – домой. Но зато возвращение чада, послужившего Отечеству хотя бы пару месяцев на рубежах, сулит семье годы безбедной жизни. И исполнение "казахстанской мечты". Ведь кто не рискует, тот не учит детей в Гарварде, не устраивает тои на сотни приглашённых и не имеет роскошного авто с номером "777"…

Ставка на Бухтарму

А что собой представляли все эти пункты досмотра на рубеже прошлых веков, в бытность Российской империи? Что возили туда и вывозили оттуда, где досматривали караваны, и какими суммами определялись таможенные сборы и вообще, как всё работало? Давайте посмотрим.

Обустройство государственной границы с Китаем началось в эпоху российско-китайских разграничений, последовавших за соприкосновением расширившихся империй в XVIIIXIX веках. Тогда-то и появились на территории Юго-Восточного Казахстана регулярные таможни и суровые пограничные стражи.

В начале XIX века, когда власть Российской Империи прочно утвердилась по Иртышу, в торговле с Китаем главная ставка делалась на Бухтарминскую крепость. По мысли правительства, именно Бухтарма должна была стать главной таможней чуть ли не на всей российско-китайской границе, оттянув на себя значительную часть чайной торговли, которая монопольно велась через Кяхту (отстоявшую от Москвы дальше на 2000 вёрст).

К тому же, в то время тут же проходила ещё и граница с территориями неподвластных ещё России казахов Старшего жуза, через земли которых шли туркестанские караваны. В связи с этим Бухтарме даже были даны особые привилегии и преференции в приграничной торговле.

Однако Бухтарминская крепость недолго продолжала быть тем, что ей пророчили. И главным образом потому что сама она была весьма отдалённым и слабо населённым пунктом относительно крупных купеческих центров Иртышской линии и Томской губернии. К тому же, очень скоро она оказалась "не у дел", ввиду сдвинувшейся в сторону Китая госграницы.

Притяжение Семипалатинска

Читайте также
Тёмный момент в биографии города Верного: захват чужих жён и головы на пиках

Потому-то главным торговым и таможенным пунктом в первой половине XIX столетия оставался купеческий Семипалатинск, не утративший своего торгового значения даже тогда, когда Империя распространила свои границы на Семиречье и Туркестан.

Но к началу ХХ века в Семипалатинской области (в тогдашних границах Империи) существовало уже три таможенных пункта, перекрывавших основные караванные пути. Через Катон-Карагайский осуществлялась внешняя торговля с Кобдо и проживавшими в пределах Цинского Китая казахами. А через Зайсанский и Алкабекский шли караваны в Чугучак, Урумчи, Улюсутай, Гучен и далее.

В 1900 году оборот этих официальных таможенных пунктов (многие мелкие торговцы знали другие дороги и предпочитали не светить свой товар) составлял следующие показатели. Через Катон-Карагай было вывезено товаров на 48 178 рублей, а ввезено на 17 478. Через Зайсан вывоз составил 410 674 руб., ввоз – 26 804 руб. Через Алкабекский пункт вывезли добра на 1 540 руб., ввезли – на 54 419.

Что везёте?

Любого, кто знаком с положением дел в экспортно-импортных связях современного Казахстана с современным Китаем, удивит структура тогдашнего ввоза-вывоза. По данным универсального географического справочника "Россия" (XVIII том – "Киргизский край"), вышедшего в 1903 году:

"Предметами торговли служат с русской стороны произведения фабрично-заводской промышленности, из которых более всего вывозится мануфактурных товаров… Ввозятся преимущественно скот, кожи, шерсть, войлок, шкуры и чай…"

Читайте также
Маленькая победоносная война генерала Колпаковского, вернувшая Китаю Кульджу и поставившая на место Британию

Словом – всё практически наоборот в сравнении с нынешним "статус кво". Ну, если, конечно, без чая.

Предшественники Хоргоса

Семиреченская область Туркестанского края в начале XIX века также являлась пограничной. Но государственная граница с Китаем в начале прошлого была всё ещё весьма проз­рачной и проницаемой. Прозрачной нас­только, что казаки из выселка Охотничий (нынешний Нарынкол), пользуясь "безвизовым" режимом, запрос­то отправлялись рыбачить за кордон. Не говоря уж о кочевавших по старинке казахах, традиционно никаких искусственных границ не признавав­ших. Так что говорить о тотальном таможенном контроле можно с большой натяжкой.

Показатели внешнеторгового оборота в Семиречье были солиднее, чем в Семипалатинской области. В 1907 году через три существовавшие в Семиречье таможни - Бахтинскую, Джаркентскую и Пржевальскую в Поднебесную из России ушло товаров на 4 295 494 руб., а обратно прибыло на 5 273 097. Как видно, им­порт превышал экспорт почти на миллион рублей, однако, если рассматривать тенденцию, увидим, что разрыв сокращался стре­мительно - в 1905 году дефицит торгового баланса составлял 2 172 842 рубля, а в 1906 - 1 322 044. А вскоре вообще перешёл в плюс.

Основной поток товаров, переходивших здешнюю границу, шёл через область транзитом. Со стороны России в Китай везли бумажные ткани, сахар, спички, самовары, керосин, табач­ные изделия. А что мог предложить в 1907 году Китай, кроме традиционного чая? 339 785 овец, 16 550 лошадей, 13 440 коров, 27 телят, и … одну свинью.

Само Семиречье, хотя имело в торговле с Китаем выраженный транзитный характер, в стороне от торго­вых дел не оставалось и могло добавить к вывозу свой товар. В том же 1907 году в Китай из области было вывезено: 13 440 литров хлеб­ного вина. 340 вёдер пива, табаку и папирос на 3 000 руб., мёду на 14 тыс. руб., хлеба и риса на 50 000 руб., льняного масла и семени на целую тысячу. А кроме того - 7800 овец пересекли госграницу навстречу 339 785 собратьям, шествовавшим оттуда.

Пересечения границы – смертельные опасности

Читайте также
Практическая жуть. Для чего монголы вспарывали животы пленникам, а мусульмане раскапывали свежие могилы православных

Как и ныне, в те времена далеко не все желали декларировать товар. Так что пограничная и таможенная стража, несмотря на свою малочисленность, периодически вылав­ливала нарушителей и контрабандистов. Но попадалась ей лишь самая пузатая мелочь. Дилетанты. Так, 92 задержания 1907 года принес­ли казне товаров всего на 3 022 руб. 14 коп. Это достаточно смешно, если учесть, что офи­циальный товарооборот через границу в Семиречье составлял в те годы цифру порядка 10 миллионов рублей.

Хотя крупному каравану проскочить незаметно было сложно, игра всё же стоила свеч. Она составляла альтернативу другой опасности - поборам и откровенным грабежам на самих таможенных переходах. Не следует думать, что проблема мздоимства и "салямства" на границах родилась вчера – она родилась вместе с границами.

И хотя во времена оные пограничной страже вряд ли снились те деньги, которые за месяц-другой "срубаются" ныне на каком-нибудь "хоргосе", проход через таможенный коридор всегда причислялся для каравана к большому приключению и сопровождался изрядной нервотрёпкой.

"4 месяца уже тому, как мы в Семипалатинской крепости находимся. Но по незнанию Российского языка со здешнею таможней объясняться не можем. И нет человека, который бы за нас говорил" - в 1805 году писал домой в Персию армянский купец Бабаджанян. Благополучно пространствовав с торговым караваном по Туркестану почти 10 лет, купцы, наконец, нашли "свою таможню" на дальнем бреге Иртыша.

"Безвыходное положение их в чужой стране послужило причиной их скоропостижной смерти, некоторые, не выдержав издевательств чиновников, покончили жизнь самоубийством". А это - уже из бумаг следствия.

На основании материалов дела семипалатинские таможенники во главе с директором таможни МАСЛЕННИКОВЫМ понесли страшную и жестокую кару и были приговорены к высшей мере наказания. Увольнению с таможни.

Иллюстрации из источников начала XX века.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.