Подводные крылья Казахстана. Речной транспорт Иртыша остался в воспоминаниях

4885 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 07 Сен 2022, 18:30

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Главной транспортной артерией Восточного Казахстана полвека назад считался Иртыш. По реке возили не только грузы, но и пассажиров. Иртыш в те годы жил полнокровной жизнью и представлял собой весьма торное и бойкое пространство. Во всех областных центрах по берегам (Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар) на набережных возвышались видные здания речных вокзалов. Это были своеобразные комплексы с терминалами, залами ожидания и даже гостиницами для транзитников. И причалами, от которых то и дело отваливали многочисленные суда, заполненные пассажирами.

Пассажирское плавание по Иртышу представлялось возможным в те годы практически на всём его казахстанском протяжении - от Зайсана и… до Омска! Правда, в нескольких местах река была перегорожена плотинами ГЭС (Усть-Каменогорской, Бухтарминской, Шульбинской), но все они строились в расчёте на непрерывность движения судов. И лишь долгострой Шульбинской гидроэлектростанции прерывал сквозное движение.

Хотя в общем количестве всех перевезённых пассажиров речной транспорт занимал в 1985 году в Казахстане всего 0,2 процента, в абсолютном исчислении число "плававших" было весьма солидным. 2,6 миллиона билетов было продано в тот год жителям и гостям КазССР, предпочитавшим воду земле и воздуху. К этому нужно прибавить ещё и приличную часть "неучтённых" безбилетников (о чём - ниже). И львиная доля всех пассажиров приходилась именно на Иртыш.

Хотя традиционно иртышское судоходство связывалось с перевозкой "народно-хозяйственных грузов", к тому обязывала промышленная и горнорудная специализация региона, про людей никогда не забывали. Но и люди никогда не забывали возможности водного транспорта. Предпочесть плавание по реке движению по дорогам и полётам самолётами - имело смысл. Мало того, что добраться во многие места по реке можно было быстрее и короче, чем любыми другими способами, само ощущение от плавания по степям Казахстана несло в себе элемент экзотичности и представлялось достаточным мотивом для покупки билета.

И цены - отнюдь не кусались. Так, расстояние от Павлодара до Омска - около 570 км - преодолевалось на "Ракете" примерно за 12 часов и обходилось в 17 рублей. Столько же стоил билет и от Семипалатинска до Павлодара, хотя там на дорогу затрачивалось приблизительно 8 часов. В 1984 году автору довелось предпринять такое увлекательное плавание по Иртышу. Оно длилось два дня, началось в Семипалатинске, закончилось в Омске и прерывалось ночёвкой в Павлодаре.

"Ракетой" называлось популярное в СССР судно на подводных крыльях. Хотя "Ракеты" к тому времени уже не выпускались (им на смену пришли более продвинутые аналоги), именно они составляли основу пассажирского флота местного пароходства и были его красивой эмблемой. В салоне судна стояло несколько рядов кресел (таких же как в авиалайнерах), рассчитанных на 66 пассажиров, был буфет, туалет, открытая палуба на корме. Путешествие со скоростью в 70 километров в час немного напоминало полёт на... ковре-самолёте!

Стремительное движение "Ракеты" по Иртышу всегда привлекало внимание даже привычных ко всему приречных жителей. Обтекаемое белоснежное судно, стремившееся выпрыгнуть из воды и оставлявшее за собой шлейф чёрного дыма, стремительно проносилось по фарватеру. "Ракеты" бегали по казахстанской части Иртыша до 1993 года.По сути своей они чем-то сходствовали с междугородними автобусами - на маленьких причалах обильно заполнялись всякими "стоячими" пассажирами. Эти обречённые "стояльцы" (вряд ли входившие в официальную статистику по пассажироперевозкам, которая приводилась выше) были весьма привычными персонажами на каждом судне.

Движение вверх по реке осуществлялось из Аблакетки, пристани на южной окраине Усть-Каменогорска. Из Аблакетки суда направлялись в Серебрянск, Зыряновск и далее. Главной достопримечательностью был шлюз Усть-Каменогорской ГЭС, который поднимал суда вместе с пассажирами на высоту 15-этажного дома. Кстати, ещё в 1970-е годы здесь, в верховьях Иртыша, предпринимались попытки использования речных судов для туристических путешествий. Так, 120-местный "Метеор" на подводных крыльях курсировал между Усть-Каменогорском и пристанью Тарбагатай, у посёлка Приозёрный на Бухтарме (500 километров). Тогда же отмечались и круизные рейсы "Композитора Балакирева", построенного в ЧССР полноценного двухпалубного речного дизель-электрохода на 200 пассажиров.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как алматинские прокуроры превращают в фарс принцип "Закон и Порядок" и игнорируют поручения президента
Подчинённые Асылова вновь вернули уголовное дело в отношении ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" на доследование
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Перизат Кайрат: громкое дело, закрытые двери и сумки Hermès
Судья предупредил: любые предположения или домыслы о специфике ведения процесса будут расцениваться как давление на суд
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Директор нотариальной палаты Актюбинской области ударила адвоката
Но привлекать к ответственности нервную директорку полиция не стала
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
О самой высокой вершине, видимой с улиц Алматы
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Полицейские в ВКО отлавливают нетрезвых прохожих, чтобы выписать протокол магазину
К такому выводу пришёл ряд бизнесменов региона
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Популярный казахстанский певец требует опровергнуть пост из TikTok
Азамат Сыздыков подал в суд, но сторона ответчика не считает, что его оклеветали
В Петропавловске депутаты озаботились судьбой бездомных
Они считают необходимым расширить приёмник-распределитель, Центр адаптации и ночлежку
Депутат Базарбек, став свидетелем трагедии на пляже, заговорил о “диком” туризме
В полиции начали расследование условий безопасности на общественных зонах отдыха
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Как продавщица бутика магнитный съёмник прикупила
С этим приобретением женщина устроила бесплатный шопинг по фирменным магазинам
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.