Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Главной транспортной артерией Восточного Казахстана полвека назад считался Иртыш. По реке возили не только грузы, но и пассажиров. Иртыш в те годы жил полнокровной жизнью и представлял собой весьма торное и бойкое пространство. Во всех областных центрах по берегам (Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар) на набережных возвышались видные здания речных вокзалов. Это были своеобразные комплексы с терминалами, залами ожидания и даже гостиницами для транзитников. И причалами, от которых то и дело отваливали многочисленные суда, заполненные пассажирами.
Пассажирское плавание по Иртышу представлялось возможным в те годы практически на всём его казахстанском протяжении - от Зайсана и… до Омска! Правда, в нескольких местах река была перегорожена плотинами ГЭС (Усть-Каменогорской, Бухтарминской, Шульбинской), но все они строились в расчёте на непрерывность движения судов. И лишь долгострой Шульбинской гидроэлектростанции прерывал сквозное движение.
Хотя в общем количестве всех перевезённых пассажиров речной транспорт занимал в 1985 году в Казахстане всего 0,2 процента, в абсолютном исчислении число "плававших" было весьма солидным. 2,6 миллиона билетов было продано в тот год жителям и гостям КазССР, предпочитавшим воду земле и воздуху. К этому нужно прибавить ещё и приличную часть "неучтённых" безбилетников (о чём - ниже). И львиная доля всех пассажиров приходилась именно на Иртыш.
Хотя традиционно иртышское судоходство связывалось с перевозкой "народно-хозяйственных грузов", к тому обязывала промышленная и горнорудная специализация региона, про людей никогда не забывали. Но и люди никогда не забывали возможности водного транспорта. Предпочесть плавание по реке движению по дорогам и полётам самолётами - имело смысл. Мало того, что добраться во многие места по реке можно было быстрее и короче, чем любыми другими способами, само ощущение от плавания по степям Казахстана несло в себе элемент экзотичности и представлялось достаточным мотивом для покупки билета.
И цены - отнюдь не кусались. Так, расстояние от Павлодара до Омска - около 570 км - преодолевалось на "Ракете" примерно за 12 часов и обходилось в 17 рублей. Столько же стоил билет и от Семипалатинска до Павлодара, хотя там на дорогу затрачивалось приблизительно 8 часов. В 1984 году автору довелось предпринять такое увлекательное плавание по Иртышу. Оно длилось два дня, началось в Семипалатинске, закончилось в Омске и прерывалось ночёвкой в Павлодаре.
"Ракетой" называлось популярное в СССР судно на подводных крыльях. Хотя "Ракеты" к тому времени уже не выпускались (им на смену пришли более продвинутые аналоги), именно они составляли основу пассажирского флота местного пароходства и были его красивой эмблемой. В салоне судна стояло несколько рядов кресел (таких же как в авиалайнерах), рассчитанных на 66 пассажиров, был буфет, туалет, открытая палуба на корме. Путешествие со скоростью в 70 километров в час немного напоминало полёт на... ковре-самолёте!
Стремительное движение "Ракеты" по Иртышу всегда привлекало внимание даже привычных ко всему приречных жителей. Обтекаемое белоснежное судно, стремившееся выпрыгнуть из воды и оставлявшее за собой шлейф чёрного дыма, стремительно проносилось по фарватеру. "Ракеты" бегали по казахстанской части Иртыша до 1993 года.По сути своей они чем-то сходствовали с междугородними автобусами - на маленьких причалах обильно заполнялись всякими "стоячими" пассажирами. Эти обречённые "стояльцы" (вряд ли входившие в официальную статистику по пассажироперевозкам, которая приводилась выше) были весьма привычными персонажами на каждом судне.
Движение вверх по реке осуществлялось из Аблакетки, пристани на южной окраине Усть-Каменогорска. Из Аблакетки суда направлялись в Серебрянск, Зыряновск и далее. Главной достопримечательностью был шлюз Усть-Каменогорской ГЭС, который поднимал суда вместе с пассажирами на высоту 15-этажного дома. Кстати, ещё в 1970-е годы здесь, в верховьях Иртыша, предпринимались попытки использования речных судов для туристических путешествий. Так, 120-местный "Метеор" на подводных крыльях курсировал между Усть-Каменогорском и пристанью Тарбагатай, у посёлка Приозёрный на Бухтарме (500 километров). Тогда же отмечались и круизные рейсы "Композитора Балакирева", построенного в ЧССР полноценного двухпалубного речного дизель-электрохода на 200 пассажиров.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!