Подводные крылья Казахстана. Речной транспорт Иртыша остался в воспоминаниях

4409 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 07 Сен 2022, 18:30

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Главной транспортной артерией Восточного Казахстана полвека назад считался Иртыш. По реке возили не только грузы, но и пассажиров. Иртыш в те годы жил полнокровной жизнью и представлял собой весьма торное и бойкое пространство. Во всех областных центрах по берегам (Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар) на набережных возвышались видные здания речных вокзалов. Это были своеобразные комплексы с терминалами, залами ожидания и даже гостиницами для транзитников. И причалами, от которых то и дело отваливали многочисленные суда, заполненные пассажирами.

Пассажирское плавание по Иртышу представлялось возможным в те годы практически на всём его казахстанском протяжении - от Зайсана и… до Омска! Правда, в нескольких местах река была перегорожена плотинами ГЭС (Усть-Каменогорской, Бухтарминской, Шульбинской), но все они строились в расчёте на непрерывность движения судов. И лишь долгострой Шульбинской гидроэлектростанции прерывал сквозное движение.

Хотя в общем количестве всех перевезённых пассажиров речной транспорт занимал в 1985 году в Казахстане всего 0,2 процента, в абсолютном исчислении число "плававших" было весьма солидным. 2,6 миллиона билетов было продано в тот год жителям и гостям КазССР, предпочитавшим воду земле и воздуху. К этому нужно прибавить ещё и приличную часть "неучтённых" безбилетников (о чём - ниже). И львиная доля всех пассажиров приходилась именно на Иртыш.

Хотя традиционно иртышское судоходство связывалось с перевозкой "народно-хозяйственных грузов", к тому обязывала промышленная и горнорудная специализация региона, про людей никогда не забывали. Но и люди никогда не забывали возможности водного транспорта. Предпочесть плавание по реке движению по дорогам и полётам самолётами - имело смысл. Мало того, что добраться во многие места по реке можно было быстрее и короче, чем любыми другими способами, само ощущение от плавания по степям Казахстана несло в себе элемент экзотичности и представлялось достаточным мотивом для покупки билета.

И цены - отнюдь не кусались. Так, расстояние от Павлодара до Омска - около 570 км - преодолевалось на "Ракете" примерно за 12 часов и обходилось в 17 рублей. Столько же стоил билет и от Семипалатинска до Павлодара, хотя там на дорогу затрачивалось приблизительно 8 часов. В 1984 году автору довелось предпринять такое увлекательное плавание по Иртышу. Оно длилось два дня, началось в Семипалатинске, закончилось в Омске и прерывалось ночёвкой в Павлодаре.

"Ракетой" называлось популярное в СССР судно на подводных крыльях. Хотя "Ракеты" к тому времени уже не выпускались (им на смену пришли более продвинутые аналоги), именно они составляли основу пассажирского флота местного пароходства и были его красивой эмблемой. В салоне судна стояло несколько рядов кресел (таких же как в авиалайнерах), рассчитанных на 66 пассажиров, был буфет, туалет, открытая палуба на корме. Путешествие со скоростью в 70 километров в час немного напоминало полёт на... ковре-самолёте!

Стремительное движение "Ракеты" по Иртышу всегда привлекало внимание даже привычных ко всему приречных жителей. Обтекаемое белоснежное судно, стремившееся выпрыгнуть из воды и оставлявшее за собой шлейф чёрного дыма, стремительно проносилось по фарватеру. "Ракеты" бегали по казахстанской части Иртыша до 1993 года.По сути своей они чем-то сходствовали с междугородними автобусами - на маленьких причалах обильно заполнялись всякими "стоячими" пассажирами. Эти обречённые "стояльцы" (вряд ли входившие в официальную статистику по пассажироперевозкам, которая приводилась выше) были весьма привычными персонажами на каждом судне.

Движение вверх по реке осуществлялось из Аблакетки, пристани на южной окраине Усть-Каменогорска. Из Аблакетки суда направлялись в Серебрянск, Зыряновск и далее. Главной достопримечательностью был шлюз Усть-Каменогорской ГЭС, который поднимал суда вместе с пассажирами на высоту 15-этажного дома. Кстати, ещё в 1970-е годы здесь, в верховьях Иртыша, предпринимались попытки использования речных судов для туристических путешествий. Так, 120-местный "Метеор" на подводных крыльях курсировал между Усть-Каменогорском и пристанью Тарбагатай, у посёлка Приозёрный на Бухтарме (500 километров). Тогда же отмечались и круизные рейсы "Композитора Балакирева", построенного в ЧССР полноценного двухпалубного речного дизель-электрохода на 200 пассажиров.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




преподаватель казахского языка
Орыстілді қазақ ана тілін үйреніп алса, басқа қазақтар бұған еш мән бермейді; өзге ұлтты адам болса, қазақтар оны танымал қылады
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как замначальника ДУИС возвращал полученные от родственника заключённого 20 тысяч тенге
И почему категорически недопустимо с точки зрения морали бросать тень на всю структуру МВД
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
"КазМунайГаз" побывал в Украине, зашёл в Румынию. Стоит ли идти в Болгарию?
"Лукойл" продаёт крупнейший НПЗ на Балканах мощностью переработки в 8,8 млн тонн в год
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Политика 47: миграционная реформа
Ровно через неделю, 20 января 2025 года, состоится инаугурация избранного 47-го президента США
Эмираты зимой: что может удивить, разочаровать и порадовать
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Для чего нужны музеи
Самые необычные музеи Казахстана, в которых я побывала
Занимательные воспоминания об акиматовской прокладке от жительницы Астаны
Полиция часами торчит в строительном магазине “Молоток”, хозяйка которого воевала с прокладкой, о ликвидации которой заявил Касымбек
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
В Актобе неизвестный захватил заложницу
Переговоры с ним полиция вела всю ночь
Акимат Семея через суд заставил работать Региональный центр государственно-частного партнёрства ВКО
Государственному предприятию из Восточного Казахстана придётся закончить модернизацию освещения в городе
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
Жителя Петропавловска оштрафовали за прогрев машины больше пяти минут
Многие северяне выразили в социальных сетях возмущение этой нормой
Мажилисмен Болат Керимбек никак не возьмёт в толк, почему Жетысу не превращается в туристический рай
По его убеждению, необходимо отходить от стандартов, которые он называет “по-казахски”
Депутаты засветились в деле об обвинении в коррупции экс-руководителя УЗО Алматы Самамбетова
Народные избранники получили из казны солидные, но незаконные компенсации
За оскорбление судьи пользователь Facebook заплатит 2,5 миллиона тенге
Судья требовал компенсации в 5 миллионов тенге
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.