В Алматы состоялась премьера пьесы «Комьюнити» - подлинная история двух казахстанских геев, сбежавших в Европу от нашей гомофобии
* В Казахстане гомосексуальность легальна
* Полчаса тишины в трамвайном депо
* Штурм шведской тюрьмы
* Интима не ожидать
На снимке: режиссер Антон Дукравец, он же – исполнитель главной роли. Фото: Зикен Коянбай.
В Казахстане гомосексуальность легальна
Сюжет пьесы прост до невозможного и так же беспроигрышен: два казахстанца нетрадиционной сексуальной ориентации эмигрируют в Швецию по причине отечественной гомофобии.
Ссылаясь на эту же причину, пытаются получить в стране Малыша и Карлсона статус беженца, в чем им долго и упорно отказывают.
Объяснение логично и элементарно: в РК гомосексуальность легальна с 1998 года – с тех пор, как из закона исчезло наследие советского уголовного кодекса, статья «за мужеложство». И единственное, в чем сегодня можно «упрекнуть» Казахстан – в запрете на однополые браки...
Кульминация в пьесе наступает в тот момент, когда шведские власти, устав от казахстанской пары, сажают её в миграционную тюрьму, одного за другим. При этом не отбирая ни телефоны, ни возможность выхода в Интернет. На переписке одного из них с его подругой, оставшейся в Казахстане, и построена пьеса.
Полчаса тишины в трамвайном депо
Наверное, не стоит говорить, насколько это удачная форма в (простите за заезженное словосочетание) «эпоху гаджетов».
Наверное, не стоит говорить о том, кто может стать и станет зрителем этой пьесы – и я не об ЛГБТ (гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных людях), а о «современных, неформальных и продвинутых» – именно они двигают Artbat Fest, в рамках которого состоялась премьера пьесы «Комьюнити».
Не стоит говорить и о неизбежном поиске подходящей площадки для получасового спектакля – на этот раз ею стало творческое пространство бывшего алматинского трамвайного депо.
То есть: полуразрушенные стены, импровизированные места для зрителей, вековая пыль (привет аллергикам) и возможность проецировать на грубую кирпичную поверхность короткие ролики.
«Колизей!» - едко и метко заметил кто-то из зрителей. (К слову: спектакль состоялся при поддержке фонда «Сорос-Казахстан».)
В этом антураже, минимальными средствами, автор пьесы Ольга МАЛЫШЕВА, режиссер Антон ДУКРАВЕЦ, он же – исполнитель главной роли, и актриса Светлана СКОБИНА создают на самом деле театральный спектакль.
Полчаса (столько времени идет пьеса) тишины - мечта любого современного драматического театра. Полчаса погружения не в свои, а в чужие гаджеты, где в сообщениях (впрочем, так же, как сегодня в реальности) -целая жизнь. И дружба, и любовь, и гомофобия.
Штурм шведской тюрьмы
Так вот, на мой взгляд, пьеса именно о первом – о дружбе. Потому и «Комьюнити» (от английского community – сообщество, общность).
Причем о реальной дружбе: документальная пьеса «Комьюнити» основана не просто на подлинной истории – это, практически дословно, настоящая переписка Ольги Малышевой с ее лучшим другом, который несколько лет назад уехал в Швецию.
Ольга из наших степей помогала им выбраться из шведской тюрьмы и решить проблемы с видом на жительство. Привлекая фейсбучных «друзей», «друзей друзей», «друзей друзей друзей» и так до бесконечности, пока однажды ФБ-цепочка не «выстрелила». В стокгольмской газете вышла статья об Олеге и Никите. Пару выпустили из тюрьмы и не выслали в Казахстан.
Интима не ожидать
То есть, если кто-то захочет интимных подробностей – спектакль его разочарует.
Если кто-то захочет агитации за права геев и лесбиянок, гей-парады и однополые браки – спектакль его опять разочарует.
Если кто-то захочет характерных гей-интонаций, чтобы разозлиться и поругаться – спектакль его совсем разочарует: в исполнении Антона Дукравеца очень мало истерики и много человечности и иронии, в том числе – по отношению к своему герою.
А еще в пьесе много правды, что сегодня редкость для документальных пьес, книг и даже фильмов. В том числе и такая: с пресловутым отъездом за рубеж проблемы не решаются, а порой только множатся. Или: есть такие проблемы – пока о них не задумываешься, кажется, что их вовсе не существует. Потому что закончить этот текст я хотела фразой - «вот только где они нашли в Казахстане гомофобию?».
Но поздним вечером мне позвонил один из тех немногих, кто не досидел до конца спектакля:
- Ну и чем там закончилось? Второй пид...с на сцене появился?
P.S. Предваряя вопрос: реальные Олег и Никита получили вид на жительство и сегодня живут в Швеции, занимаясь все тем же – защищая права ЛГБТ, но с одним отличием – в их случае речь идет о защите прав ЛГБТ-беженцев.